Події

«пещерные люди», живущие на высокогорном плато мангуп в крыму, не пользуются шампунем и стиральным порошком, но памперсы младенцу покупают

0:00 — 17 серпня 2001 eye 618

Мангуп -- это уникальное место на Крымском полуострове, памятник истории и природы. Высокогорное плато возвышается над уровнем моря на 583 метра, стоит посреди трех широких долин и окружено горными массивами. Родники там бьют с вершины, а не с подножья горы. В древние времена жили здесь тавры, скифы, сарматы, готы, печенеги. Словом, в круговерти истории народы сменялись народами. После распада Византийской империи в районе Мангупа возникло княжество Готия, по имени народа готов, который пришел сюда с востока. Столицей его была Феодора. Точку в существовании Готии поставили османские турки и их янычары, которые в 1475 году разрушили Феодору. После этого наступила эра запустения.

И лишь в конце XX-го века на Мангупе вновь появились люди, которых так и назвали -- пещерными.

В «дом» к Николаю и Яне можно попасть только по узкому карнизу тропинки, под которой устрашающе зияет пустота отвесного обрыва. По нынешним меркам, квартира у них «крутая» -- три комнаты расположены на трех уровнях. Из пещеры в пещеру, то бишь с этажа на этаж, ведут древние каменные ступени. Каждая комната имеет свое функциональное назначение, вроде общей столовой-гостиной и двух спален. Детскую, где спит трехмесячный Ильюшка, утеплили, поставили дополнительную печку, туда самый трудный доступ -- по отвесному карнизу. Словом, случайным посетителям из числа праздно гуляющих по Мангупу туристов туда путь заказан. И еще одна характерная деталь: при входе в жилище здесь снимают обувь.

Киевлянка Аня осталась на Мангупе навсегда, когда «случайно отстала» от группы туристов

-- А что я могу рассказать о себе? -- переспрашивает Николай. -- Я крымчанин, родился здесь, в соседнем селе Красный Мак. Пацаном облазил Мангуп вдоль и поперек, плато и пещеры знаю, как свои пять пальцев. Пока существовал колхоз, имел хорошую работу -- был слесарем по наладке импортной аппаратуры в тепличном хозяйстве. Потом все рухнуло… Да, собственно, у всех обитателей пещерного городка высшее или, как минимум, среднее специальное образование. Словом, дипломированные мы все.

Сейчас у меня возраст Христа -- 33 года. Вот уже четыре года живем с Аней в пещерном городке. Здесь 13 мая родился и наш первенец Ильюшка. Когда Аня рожала, а я сам впервые принимал роды, в соседней пещере собрался «медицинский консилиум» из всех свободных граждан Мангупа. Все переживали, давали советы, ведь появлялся человечек на свет, так сказать, в первобытных, пещерных условиях. Но, слава Богу, все обошлось благополучно. Правда, чуть позже для консультаций приводили сюда местную бабку-повитуху. Она осталась довольна моей работой в роли акушера-самоучки -- говорила, что роды я принял по всем правилам.

Чтобы иметь хоть какую-то финансовую поддержку, зимой мужчины уходят отсюда подрабатывать на стройках. Этого на хлеб и одежду хватает. Остальное -- растет рядом, только руку протяни.

… Сколько мы не упрашивали Аню, но она так и не решилась нарушить свое «золотое правило» -- не общаться с журналистами. Уже потом в соседних пещерах довелось узнать, что мама первого коренного жителя Мангупа -- киевлянка. С организованной туристской группой несколько лет назад забралась на высокогорное плато и «случайно отстала». Сначала попросилась пожить пару дней у жителей села Красный Мак, пока из дома пришлют денежный перевод на обратную дорогу. То ли денег не дождалась, то ли встретила Николая, а может, по каким-то другим причинам, навсегда прикипела Анна к крымским горам и поселилась с мужем в пещерном городе.

Обитатели высокогорного плато пекут хлеб на раскаленных камнях

У обитателей Мангупа нет ни телевизоров, ни радио, ни газет -- они живут наедине с природой, не пользуясь благами цивилизации. Особенно поражает неустроенность их быта -- отсутствие холодильника, ванны, СВЧ-печи и прочих предметов, символизирующих домашний уют. Но мангупцы, численность которых летом достигает нескольких десятков человек, довольны жизнью отшельников. Все блага земные -- под рукой, только не ленись.

На плато прижились древние спутники человека -- одомашненные козы. Поэтому у «индейцев», как называют пещерных обитателей местные жители, нет проблем со свежим молоком и сыром. А в особом почете здесь брынза -- экологически чистый продукт длительного хранения. Право доить коз предоставлено только мужчинам. Женщины -- хранительницы очага, а еще искусные мастерицы по приготовлению варенья из лесных ягод. А до чего же вкусные пироги получаются из лесных ягод! Внизу, в долине, таких не отведаешь. Хлеб на раскаленных камнях здесь тоже пекут сами. Правда, кое-что в долине покупать все же приходится. Муку, крупы и… памперсы для Ильи.

А вот от моющей синтетики здесь отказались напрочь, предпочитая химически насыщенному порошку «Гала» золу из импровизированных каминов, на которых готовят пищу, а зимой еще и обогревают комнаты-пещеры. Дорогостоящий шампунь прекрасно заменяет настой обычной крапивы. Ну а сравнивать кристально чистую воду из горных ручьев с хлорированной водопроводной вообще нет смысла. Обилие грибов и особенно «царского» -- горного белого, ягод кизила и боярышника, плодов диких груш и яблонь, гнущиеся ветки от созревающих орехов, пьянящий аромат горной лаванды, лимонника, зверобоя, чабреца и других лекарственных трав создают на Мангупе идиллию -- полную картину земного рая, перед которым блекнут широко разрекламированные заморские красоты. Может, поэтому поселилась в крымском пещерном городе и другая семья.

«Мои старые друзья и родственники вынесли однозначный приговор: «Геля чокнулась!»

Почти по соседству с каменным жилищем Ани и Николая, под закопченными сводами пещеры, «расквартировалась» другая супружеская чета -- Геля с мужем и трехлетним сынишкой Мишкой. Геле 23 года, она коренная одесситка, родилась и выросла в этом чудесном южном городе. В 21 год ей необычайно повезло -- она выиграла грин-карту и сегодня могла бы жить где-то во Флориде или на тихоокеанском побережье Соединенных Штатов Америки. Вопреки, по сути, дармовой визе на постоянное место жительства в самой богатой стране мира, они с мужем выбрали крымскотатарскую деревушку Хаджи-Сала, приютившуюся у подножья Мангупа. В селе у них есть свой небольшой домик с огородом и садом, но Геля все теплое время года проводит с сыном здесь, в пещерном городке. Маленькому Мише здесь нравится все, за исключением шумных туристов да еще, пожалуй, комаров.

Практически всем жителям пещерного города мы задавали один и тот же вопрос: «Что это, вызов обществу? Или паническое бегство от нашего неустроенного мира?» И практически все «индейцы» давали один и тот же ответ: «Мы живем в единстве с природой». Только так человек может почувствовать себя человеком с большой буквы. В этом отрешении от цивилизованного мира обостряются чувства, осознание своего предназначения на земле. У каждого своя правда. И человек волен выбрать ту, которая ему больше по душе.

Хочется верить, что этим людям, которые бросили вызов судьбе, объединившись в маленькое племя, действительно удастся найти свое место под солнцем.