Події

17-летняя алена бросилась вниз головой с полтавской многоэтажки, потому что родители запрещали ей долго говорить по телефону?

0:00 — 22 серпня 2001 eye 365

Сколько-нибудь веских причин для самоубийства девушки сотрудники прокуратуры так и не нашли

Тридцать пять суток родители Алены вместе с милицией разыскивали дочь у знакомых, по подвалам и чердакам, по городам и селам. Поначалу ждали, что им позвонят и потребуют выкуп -- и мать, и отец хорошо зарабатывают. Мама обивала пороги гадалок. Одна из них, раскинув карты, сообщила, что та увидит свою дочь, но Алена «будет непригодна к жизни». Людмила Федоровна успокаивала себя тем, что ей удастся вырвать Алену у любой болезни. Женщина подумать даже не могла, что за этой непонятной фразой скрывается страшное слово «смерть».

«Даже в морге я все еще не верила, что это моя дочь»

Сорок дней в доме семьи полтавчан Чащиных (имена и фамилии изменены по этическим соображениям. -- Авт. ) стояла фотография Алены в траурной рамке. Недавно мама убрала ее в шкаф -- сжималось сердце, не могла без слез смотреть на портрет.

-- Выйдя после опознания тела в морге, я все еще не могла поверить, что это моя дочь. Даже вернулась, чтобы сказать будто ошиблась, -- вздыхает, вспоминая пережитое, Людмила Федоровна. -- И сейчас мы с мужем ночами не спим -- все гадаем, почему так случилось, и не находим ответа.

В это время Алена, наверное, уже сдала бы вступительные экзамены. Как и большинство ее одноклассников, к окончанию 11 класса она все еще не определилась с выбором. Старший брат Дмитрий учится в одном из полтавских вузов, родители и ее нацеливали на получение высшего образования -- либо в Киевском институте легкой промышленности, либо в Полтавском кооперативном. Лена соглашалась, однако особого стремления к овладению будущей профессией не проявляла.

Со слов близких и друзей Елены, она была скрытной, замкнутой девушкой. Не любила шумных компаний, редко ходила на дискотеки, особо ничем не увлекалась. Не любила вызывающую одежду, поэтому одевалась хотя и модно, но скромно. Учителя отзываются о ней как о способной, воспитанной ученице, которая, к сожалению, в последнее время сдала свои позиции.

-- Алена иногда спрашивала, не бывает ли у меня такого ощущения, что меня никто не любит, -- рассказывала следователю ее ближайшая подруга Зейнаб Курбанова. -- У нее, говорила, такое случается часто. Иногда она плакала на уроках, но причину ее слез никто не знал. Она вообще по характеру была пессимисткой. Как-то жаловалась, что отец общается с ней, как с ребенком, хотя она чувствовала себя вполне взрослой. В феврале прошлого года Лена пыталась перерезать себе вены. Я успела ее остановить. Но что ее толкнуло на это, она мне не объяснила.

-- Я заметил, что у Алены строгие родители, -- говорил бывший друг девушки. -- Когда она разговаривала со мной по телефону и кто-нибудь из них заходил в комнату, она тут же бросала трубку. Я расстался с ней, потому что она не хотела, чтобы о наших отношениях узнали ее родители.

Родители просили дочь не задерживаться допоздна на улице. И Лена, ровно в 21. 00 открывая входную дверь, напоминала о своем возвращении: «Мама, сверяй часы». Ей не разрешали подолгу разговаривать по телефону с приятелями, чтобы дочь не отвлекалась от учебы. Но разве из-за этого бросаются вниз головой с крыши многоэтажки? Впрочем, других сколько-нибудь веских мотивов самоубийства сотрудники прокуратуры Октябрьского района Полтавы не нашли, поэтому в возбуждении уголовного дела по факту смерти было отказано, в связи с отсутствием состава преступления.

«Вот сейчас пойду и выброшусь с двенадцатого этажа»

Согласно свидетельским показаниям полтавчанина Валерия Тимофеева, 17 мая около 23. 00 он с другом гулял в районе пляжа на Ворскле. К ним подошла девушка лет 15--16 с веснушчатым лицом, с длинными распущенными волосами (по описанию похожа на Алену), с двумя полиэтиленовыми пакетами в руках и попросила прикурить. Расставшись с другом, Валерий догнал незнакомку, которая представилась Еленой и рассказала, что она несколько часов назад приехала из Днепропетровска, где около месяца жила у друзей.

-- Меня ищет милиция, мою фотографию показывали по телевизору, поэтому я распустила волосы, чтобы меня никто не узнал, -- якобы объяснила Елена незнакомому молодому человеку. -- Меня уже все достало, жить надоело. С родителями взаимопонимания нет, поэтому домой не иду. Вот сейчас пойду и выброшусь с двенадцатого этажа.

Валерий говорит, что воспринял это как шутку, но все же попытался уговорить девушку: «Ведь у тебя есть друзья». «Настоящие уехали, а школьные -- не те, что были», -- ответила она.

А ранним утром 18 мая возле двенадцатиэтажки по бульвару маршала Конева в Полтаве был обнаружен труп с многочисленными телесными повреждениями. Как рассказывали жильцы этого дома, около двух часов ночи они слышали стук женских каблучков, который стих где-то на техническом этаже. Криков, шума или борьбы не слышал никто. Потом раздался звук, характерный при падении тела с большой высоты.

Никаких предсмертных записок, никаких объяснений. Впрочем в вещах Лены кое-что нашли. Из газетных вырезок, переписанных изречений известных авторов и стихов собственного сочинения (это оказалось открытием для родных) можно предположить, что мысли о смерти в последнее время преследовали девушку: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается», «Представленные самим себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему», «Всякое решение плодит новые проблемы», «Независимо от того, куда вы едете, это в гору и против ветра». «И все-таки не знаю я, в чем смысл нашего бытия» -- так заканчивается одно из стихотворений, написанных Леной… А, может, к самоубийству одиннадцатиклассницу подтолкнула неудача в любви? «Как это страшно -- друга потерять. Как страшно к этой мысли привыкать, жизнь продолжая в суете привычной», -- слагала она печальные строчки.

Самоубийцы, говоря о своих намерениях, подсознательно надеются, что их кто-то остановит?

По словам Людмилы Федоровны, Алена ушла из дома без копейки в кармане. Странно, что при этом, как утверждает свидетель, она якобы уехала в Днепропетровск и месяц жила у друзей. Ни о друзьях, ни о родственниках или знакомых в этом городе родители Алены никогда не слышали. В общем, отец с матерью сомневаются, что их дочь способна была на столь отчаянный шаг, и считают, что расследование было проведено не в полном объеме. Прокуратуре же все ясно…

Вряд ли утешит родителей и комментарий психолога.

-- Если бы в семье обратили внимание на состояние девушки и вовремя пришли к психологу, Алене можно было бы помочь справиться с ее настоящими и мнимыми тревогами. -- считает психолог Полтавского областного центра социальных служб для молодежи Александр Клюев. -- Судя по всему, девочка давно пребывала в депрессии, поэтому легко могла покинуть родителей и пойти с тем, кто ее позовет с собой. Вполне вероятно, этот кто-то ее бросил, что стало последней каплей. Возможно, родители слишком опекали дочку, и это не позволяло проявиться ее индивидуальности. В ее возрасте их диктат мог восприниматься очень остро и перерасти в чувство безнадежности. Это первый критический возраст, который переживает человек. Наиболее опасны также 25--28, 35--40 лет и время выхода на пенсию -- именно в эти периоды происходит наибольшее количество самоубийств.

Увы, в последний момент рядом с Аленой не нашлось человека, способного остановить ее. А ведь произнесенная фраза «Я выброшусь с двенадцатого этажа» была последней подсознательной надеждой девушки на то, что ее убедят не делать этого шага. Самоубийцы довольно часто «озвучивают» свое решение для того, чтобы им кто-то помешал.