Події

Благодаря сложной инженерной начинке монумент независимости украины должен выдержать любые ураганы

0:00 — 28 серпня 2001 eye 397

А государственный стяг на флагштоке будет развеваться над главной площадью страны даже в полный штиль

Центральная композиция монумента Независимости Украины -- колонна с венчающей ее скульптурой -- стала одной из крупнейших в стране. Ее высота -- 61 метр. Чтобы обеспечить безопасность этого сооружения при любых возможных в Киеве природных катаклизмах, столичные инженеры использовали технические решения, аналогичные примененным в гигантской скульптуре «Родина-Мать».

В конце 1970-х действительный член Украинской академии архитектуры, заведующий отделом института «УкрНИИпроектстальконструкция» кандидат технических наук Игорь Лебедич возглавлял творческую группу, проектировавшую грандиозное изваяние «Родина-Мать» высотой 108 метров, установленное на берегу Днепра в Киеве. Теперь под его руководством разрабатывался инженерный проект центральной композиции монумента Независимости Украины.

-- Скульптура женщины -- символа Украины имеет внушительную высоту -- девять метров, к тому же, она водружена на 52-метровой колонне. Чтобы из-за ветров с годами не нарушилась устойчивость скульптуры, под ней, внутри колонны, закреплен своеобразный маятник весом полторы тонны, -- говорит Игорь Лебедич. -- Когда под напором ветра конструкция качнется, он отклонится в противоположную сторону и погасит колебания. Так же была подстрахована самая уязвимая деталь «Родины-Матери» -- меч в поднятой руке. Колебания, о которых идет речь, незаметны глазу и измеряются сантиметрами. Но если не принять контрмеры, со временем может разрушиться любая конструкция.

Надежность монумента обеспечивается также тем, что внутри него встроен своего рода скелет -- металлический каркас. Ведь масса скульптуры -- около 20 тонн, а литейная бронза, из которой она сделана, не отличается прочностью. «Скелет» в туловище и руках выполнен из нержавеющей стали, в калиновой ветви -- из конструкционной бронзы. Внутри колонны находится основной каркас -- металлический стержень, на него с помощью специального крепежа навешены гранитные плиты облицовки. Цемент или другие строительные растворы не применяли. При монтаже обошлись и без сварки. Это позволило максимально ускорить сборку композиции на стройплощадке на майдане Незалежности. Рабочие пользовались винтовой лестницей, находящейся внутри колонны. В скульптуре -- до уровня ее груди -- предусмотрена еще одна лестница. По ней поднимались, чтобы соединить части изваяния.

Все сложные работы выполнялись на заводе. Особенно трудно было сваривать металлический «скелет» скульптуры. Внутри-то она узенькая, особенно в верхней части. Чтобы сварить каркас в руках, рабочего буквально заталкивали внутрь изваяния, а затем с трудом вытаскивали. Это было подобно цирковым трюкам. Зато на стройплощадке оставалось лишь поднять части скульптуры и соединить их болтами. Ударными темпами делалось буквально все: скажем, на демонтаж подъемного крана, с помощью которого собирали композицию, инструкциями отводится две недели, а строители взялись управиться за 18 часов. Мы также зачастую работали без выходных, уходили домой поздно вечером.

-- Какой силы ветры и землетрясения сможет выдержать композиция?

-- Например, ураганы, способные срывать крыши домов, переворачивать автомобили. Что касается землетрясений, то до Киева докатываются их волны силой не более 4--5 баллов. Эта нагрузка гораздо меньше, чем при максимальных ураганах.

-- Вы проектировали и другие объекты на майдане Незалежности?

-- Наша работа -- флагшток (кстати, самый высокий в Киеве), 32-метровый арочный мост из металла, переброшенный через улицу Институтскую, реконструированный выход из метро на эту улицу, прозрачные купола. По трубе, вмонтированной внутри флагштока, к государственному стягу Украины будет подаваться сжатый воздух, заставляющий полотнище развеваться даже в полный штиль. Мост готов, недостроены разве что подходы к нему. Настил моста деревянный, ограждения -- украшения из чугуна. Мы предусмотрели, что в праздники (например, во время фейерверков) мост будет до отказа забит публикой, и даем гарантию, что конструкция выдержит. По мосту и машины могли бы ездить, однако движение транспорта по нему не предусматривается.