Спорт

Известный российский телекомментатор профессионального бокса владимир гендлин: «братьям кличко, с их данными и амбициями, в европе просто нечего делать»

0:00 — 7 грудня 2001 eye 584

Завтра в Германии состоится бой Виталия Кличко с американцем Россом Пьюрити, прямой репортаж с которого для украинских телезрителей будет вести Владимир Гендлин

Вот уже год на украинском телевидении идет программа «Бокс по-настоящему», созданная телекомпанией «Поверхность-TВ». Ее автор и неизменный ведущий Владимир Гендлин по праву считается одним из лучших знатоков мирового профессионального бокса. На телепросторах Советского Союза он стал первым продюсером, организовавшим показ профессионального бокса в программе «Большой ринг» на российском канале НТВ+. Теперь и украинские зрители находятся в курсе самых интересных событий на мировом ринге и могут стать настоящими знатоками бокса.

«Нужно заниматься не пропагандой братьев Кличко, а попробовать разобраться в том, что на самом деле происходит»

 — Если честно, в Украине мне работается здорово! — первым делом сказал в интервью «ФАКТАМ» Владимир Гендлин, который специально для записей передачи «Бокс по-настоящему» каждую неделю прилетает из Москвы в Киев.  — Все, что задумывалось в этом проекте, все делается. Прежде всего потому, что у вас очень большой интерес к тому, что мы делаем. Народ сейчас просвещенный стал по части бокса. Вокруг пальца не обведешь, третьеразрядное какое-нибудь шоу не покажешь — зрители не воспримут это дело. Им подавай самые сливки! Что мы и стараемся делать. Показываем эти сливки — в основном это бои за чемпионские звания, только громкие имена, исключительно звезды.

Думаю, ситуация со все возрастающим интересом к профессиональному боксу в Украине такая. Начало положили Кличко. Я всегда держался достаточно далеко от ваших героев. Комментатор должен быть отстраненным, у него не должно быть любимчиков. Пару раз я встречался с братьями Кличко и убедился в том, что нужно следить сейчас за каждым их шагом. Ребята они разумные, толковые, понимающие свою роль в мировом боксе, знающие свои возможности. Знаете, почему я их зауважал? Мы были в Лас-Вегасе, когда Володя дрался с Чарльзом Шаффордом, с боксером, так сказать, «на один зуб». А Володя с ним аккуратненько так пробоксировал шесть раундов, а после боя спрашивает: «Здорово меня ругали?» — «Мог бы «сделать» его и пораньше», — отвечаю. Он мне тогда говорит: «Владимир Ильич, а ведь мы прекрасно понимаем, что самое главное. Шаффорд ведь ни ОДНОГО удара не пропустил в этом бою. Для меня это самое важное. Я исхожу из того, что жизнь-то у нас продолжается и после бокса. Судьбу Мохаммеда Али мы не хотим повторить».

У братьев подход к боксерскому делу рациональный, абсолютно разумный и четкий. И это очень важная вещь. Понятно, что такой подход не всем нравится, но все же он самый правильный. Бокс, конечно, великое дело, слава там и прочее… Но сколько было случаев, когда великий чемпион «выходил в тираж» и становился никому не нужным!.. Если ты можешь добиться успеха таким образом, чтобы не подвергать опасности свою жизнь и здоровье, то это нужно только приветствовать.

У Владимира Кличко за плечами огромный опыт боев с целой плеядой малоизвестных боксеров. Их никто не помнит, да и сам Кличко тоже. Некоторые эксперты в Америке критикуют Кличко за, так сказать, механический, однообразный стиль. А несколько приличных ребят, с которыми он дрался в последнее время, вывели его на определенный уровень. Например, с Дерриком Джефферсоном Володя довольно хладнокровно разобрался. Смешной, никому не известный Шаффорд — из разряда тех, кто выходит на ринг с нежеланием драться. С такими мастаками очень сложно боксировать, трудно поймать на чем-то — они смещаются, прикрываются, не дают ничего делать сопернику. Боксеры пропускают удары, когда сами что-то делают.

Реальная опасность для братьев Кличко — Льюис. Но он не захочет с ними встречаться. Льюису нужен Тайсон. А все остальные претенденты для Кличко вполне «по зубам». Можно смело браться за это дело, и для того чтобы стать абсолютным чемпионом мира в высшем дивизионе, у Кличко в ближайшие два года есть все шансы. Вопрос продвижения к мировым титулам целиком перемещается в деловую плоскость. Ведь какими бы супергероями не были браться Кличко, от них уже зависит меньшая часть усилий по продвижению к мировой короне. А деловая часть — это такое сложное, муторное и нудное дело!..

 — Многие болельщики довольно скептически отнеслись к идее провести очередную «месть брата» за единственное поражение Владимира…

 — Бой с Россом Пьюрити многое расставит на свои места. Очень интересный вариант получается. Володя проиграл Пьюрити, а Виталий выиграет — если выиграет. Вот что тогда можно сказать, кто чья тень? В ситуации с братьями имеет значение только один фактор — возраст. Эти ребята настолько уверены в правильности своего жизненного пути, поведения… Виталий — человек зрелый, разумный и сам прекрасно поймет, что нужно делать. Кличко — это не тот народ, который будет держаться за ринг до последнего, пока с них песок сыпаться не станет. Раз Виталий на ринге остается, значит, у него на это есть основания. Значит, он верит, что может чего-то добиться.

Одно ясно — Америки вашим Кличко не миновать. С их данными и амбициями в Европе просто нечего делать. Но в Америке отношения очень жестокие. Если вас сбросили с этой лестницы, как россиянина Олега Маскаева например, то снова по ней взобраться будет чрезвычайно сложно.

В профессиональном боксе, есть, правда, варианты, когда публика ТРЕБУЕТ боя. Поединки Льюис--Холифилд или Льюис--Тайсон относятся как раз к таким. Есть даже рубрика в уважаемых боксерских журналах — «Бои, которые нужно увидеть». Эксперты и специалисты по изучению общественного мнения сводят боксеров, которые еще не встречались на ринге. Так что вполне вероятно, что вскоре могут состояться очень интересные бои с участием Кличко. Но это процесс довольно сложный. Недаром Ларри Холмс сказал: «Я поверю в бой Льюис--Тайсон только тогда, когда увижу их обоих на ринге в перчатках».

Однако знать наверняка о том, что там на уме у Льюиса, и захочет ли он боксировать с Кличко, просто невозможно. В профессиональном боксе таких случаев немало. Холифилду давно уже пора на пенсию — все уже сделал, всего добился. А он все еще кувыркается с этим Руизом (15 декабря в Америке состоится матч-реванш-II Эвандера Холифилда с Джоном Руизом.  — Авт. ). Холифилд — достойнейший человек, все его любят, он доступный, демократичный, не замешан в каких-либо дрязгах. Казалось бы, у него есть все, чтобы уйти с ринга героем. Заработал уже 200 миллионов долларов! Есть боксеры, которые проматывают свое состояние и умирают в нищете. Джо Луис, например. А есть очень толковые и успешные бизнесмены — такие, как Холифилд. Ему деньги вообще не нужны. Но дотянул до того, что проигрывает титул чемпиона мира WBA такому ничтожеству, как Джон Руиз. Или Шугар Рей Леонард — суперзвезда, сравнимая разве что с Мохаммедом Али. Вдруг в 40 лет вылез на ринг и проиграл нокаутом Бог знает кому. Наверное, когда тебя бьют по голове, там что-то смещается, и ты перестаешь реально оценивать свои силы. Общественное внимание — это отрава, наркотик. Мохаммед Али выходил на ринг в последние годы с болезнью Паркинсона. Так что профессиональный бокс — это тот еще мирок, диковатый…

В боксе интересен сам процесс. Мало ли было падений в пустяковых боях — ни у кого это восторга не вызывает. Вспомните, сколько было недовольных братьями Кличко. Все хотели бой увидеть, а боя-то нет — полное превосходство Кличко.

«Тайсон показался мне тихим, приятным человеком с рассеянным взглядом»

 — Почему вы довольно скептически отозвались о недавней победе Леннокса Льюиса над Рахманом в бою за титул абсолютного чемпиона мира?

 — У Льюиса и Рахмана абсолютно разный класс. В первом бою Льюис поплатился за свою петушиную заносчивость (в апреле в ЮАР, когда англичанин потерял титул абсолютного чемпиона мира.  — Авт. ). Он вообще не воспринимал Рахмана, у него были на это причины. Кто только не бил Рахмана: он падал от Дэвида Туа, от Олега Маскаева… Все знали, что Рахман — опасный боец, но никто не считал его восходящей звездой. Так и Льюис к нему отнесся. И получил по голове. Оказывается, эти вещи наказуемы. Конечно, такого позора Льюис выдержать не мог и очень хорошо подготовился к матчу-реваншу. У него ведь и класс выше, и опыта больше, и физическая мощь несравнима с Рахманом.

Поговаривают о возможном контракте на два боя между Льюисом и Тайсоном. Для Кличко это плохо. Льюис и Тайсон заняты собой. У братьев Кличко сейчас такая ситуация, что двери перед ними открыты. В тяжелой категории у них есть все шансы стать первыми номерами, особенно у Володи.

В супертяжелом весе за последние пару лет новых имен не появилось. Я имею в виду тех боксеров, за кем интересно было бы наблюдать. В этом дивизионе все застыло на весьма невысоком уровне. Раньше это ведь была целая армия тяжей — один другого лучше. Сейчас дело дошло до того, что наиболее привлекательные бойцы второго эшелона — это люди, которым уже по 40 лет. Тот же Рэй Мерсер — я посмотрел его перед боем Тайсона в Копенгагене. Страх берет, какой он! Раньше Мерсер был ходячим кошмаром для любого тяжа. Он собирался боксировать летом с Виталием Кличко, но получил жуткое рассечение на лбу — как бы вырезанное треугольником. Такое месяцами срастается. Думаю, следующим будет бой Мерсер--Кличко. Публика захочет увидеть этот поединок.

Льюис хочет побить Тайсона и уйти, потому что всю жизнь он был в тени Тайсона. Хотя Льюис и считал себя выше, лучше, а все никак. В Копенгагене я видел, как дерется Тайсон. В первом раунде казалось, что он может оторвать голову кому угодно — любому тяжу в мире. Во втором раунде — уже не то, в третьем он делал уже такие паузы… В четвертом раунде Майк действовал как зомби. Если он выйдет в таком же состоянии против Льюиса, то у него ничего не выйдет.

 — И вообще, чего вы так озабочены этим Льюисом? — заметил вдруг Владиир Ильич.  — Ну победит он Тайсона, потому что нынешний Майк — это одна треть того, который когда-то был. Не забывайте, что человек сидит на транквилизаторах, у него уже нарушена психика. Его никто не может контролировать, и все боятся. Это взрывной механизм. А когда я встретился с ним после боя в лифте, он показался мне тихим, приятным человеком с несколько рассеянным взглядом.

В прежние времена тяжелый вес был населен такими монстрами! И Тайсон держал в страхе весь боксерский дивизион тяжеловесов. Все были в панике. Он превратился в денежную машину. За него платили и сейчас готовы платить сумасшедшие деньги. Причем всем уже давно наплевать, против кого Тайсон выходит на ринг. Джулиус Фрэнсис, Бота — смех, а не боксеры! А народ ломится… Тайсон останется в истории так же, как Мохаммед Али. Но в истории остаются не герои. В истории остается самая яркая фигура. Пусть Тайсона называют негодяем или злодеем. Но его помнят, потому что он — целая эпоха.

«Где вы видели в бизнесе высшую справедливость? Вы идете туда, где больше платят»

 — Чего же в профессиональном боксе больше — шелухи, скандалов, закулисной возни или чистого спорта?

 — Это симбиоз шоу-бизнеса и спорта. Для бойцов, выходящих на ринг — это большой спорт. Для тех, кто крутится вокруг ринга и зарабатывает на этом деньги — это прежде всего шоу-бизнес. Для чемпиона, который знает себе цену, вся эта пена не нужна. Его и так все знают. Ему не нужно заявлять о себе с помощью скандалов и эксцентричных выходок. А вот некоторые срастаются с масками. Есть такие индивиды, которые обожают быть в центре внимания, они просто свихнулись на своей популярности.

Промоутеры, телемагнаты заинтересованы в скандалах — чем больше раскрутки, тем больше продаж. Ведь бой же надо продать, причем в буквальном смысле. Почти все большие бои — платные. В США вы смотрите бой по коммерческому канал, и вам потом присылают счет. Это так называемая система «pay-per-view» (»плата за взгляд» — Авт. ). Даже словечко используется такое — «продажа»: выясняется, сколько было продаж на бой, то есть сколько абонентов заплатило по 50 долларов за просмотр телетрансляции боксерского шоу. На первом поединке Льюис--Рахман в ЮАР было мало продаж — не было интриги.

При организации боя главный вопрос: «Кто захочет купить этот бой?» Вот если бы вам предложили выбрать: Кличко--Льюис или Тайсон--Льюис? И вы не были бы украинкой! Что бы вы выбрали? То-то… Ведь речь идет не о том, кто реально сильнее. Речь идет о том, как дороже продать.

Где вы видели в бизнесе высшую справедливость? Вот представьте себе: вы промоутер. Вам говорят: «Вот классные ребята — супер! Но их никто не хочет смотреть. А вот за это фуфло вы получите в три раза больше». И вы идете туда, где больше платят. Бокс — штука дорогая. Знаете, какие спортсмены самые высокооплачиваемые в мире? Боксеры! Кроме того, популярность известных боксеров всячески используется в рекламных целях. Великий чемпион — это магнит, его рекламная ценность просто невероятна.