Новый закон, принятый Верховной Радой, может отбить охоту платить за квартиру даже у тех, кто всегда делал это вовремя
Коммунальные предприятия могут через суд взыскать долги с граждан, которые не заключили договор с ЖЭКом и не вносят текущие платежи
На днях Верховная Рада приняла Закон Украины «О списании и реструктуризации задолженности за квартирную плату, коммунальные услуги, потребленные газ и электроэнергию». Сегодня этот документ ждет подписи Президента.
Согласно решению законодателей поставщикам газа, электричества и коммунальных услуг предписано простить все долги, сложившиеся на 1 января 2001 года, гражданам, которые:
-- в 1999 году получали доходы менее шести размеров черты малообеспеченности (такого показателя, как прожиточный минимум, тогда еще не существовало, а черта малообеспеченности составляла 55 гривен);
-- в 2000 году получали доходы ниже уровня прожиточного минимума, установленного на этот год.
Остальные долги подлежат реструктуризации. Должники обязаны заключить с ЖЭКами договоры, в соответствии с которыми они будут вовремя вносить текущие платежи и в течение пяти лет ежемесячно выплачивать часть долга. У тех, чьи долги попали под списание, реструктуризации подлежат только суммы, накопленные за прошлый год. А граждане, получавшие более высокие доходы, должны будут «в рассрочку» выплатить всю свою задолженность.
Правда, у многих наших соотечественников накопились уже довольно большие суммы задолженности, выплата которых может лечь непосильным бременем на семейный бюджет. Поэтому законодатели предусмотрели, что общая сумма затрат на внесение текущих платежей и погашение долга не должна превышать 25% совокупного дохода семьи. А для пенсионеров и людей, получающих любые виды социальной помощи, -- не более 20%.
Люди с небольшими доходами, которые до сих пор не могли оформить жилищные субсидии из-за имеющихся долгов, смогут это сделать после заключения договора о реструктуризации при условии, если будут аккуратно вносить текущие платежи и взносы в счет погашения долга.
Проиллюстрируем это такими примерами. У семьи из трех человек с общим доходом в 1000 гривен образовался долг за квартиру в размере 3000 гривен. Довольно высокие заработки не дают им возможности рассчитывать на списание долга, поэтому его придется выплачивать полностью. Разделив задолженность на 60 месяцев (5 лет), получаем сумму, которую нужно вносить ежемесячно, -- 50 гривен. Если квартплата составляет 100 гривен, то для выполнения условия договора семье придется в течение пяти лет ежемесячно платить ЖЭКу по 150 гривен.
Другой пример. Пенсионер, который получает 100 гривен пенсии и, не имея права на субсидию из-за старых долгов, вообще не платил за квартиру. По новому закону ему будут списаны все долги до 1 января нынешнего года. Допустим, долг за год составил 500 гривен. Заключив с ЖЭКом договор о реструктуризации долга, пенсионер получит право на субсидию и будет платить за квартиру 20 грн. Из них 15 грн. пойдут на оплату текущих счетов (остальное заплатит государство), а 5 грн. -- на погашение долга.
Таким образом, за пять лет пенсионер выплатит 300 гривен в счет долга. И если он честно выполнит условия договора (будет вовремя вносить текущие платежи), то по истечении этого срока ему спишут оставшуюся часть долга (200 гривен).
Можно предположить, что довольно много наших граждан не будут спешить заключать договоры о реструктуризации долгов и, тем более, их выполнять. Тогда вступают в силу санкции.
Во-первых, тем, кто не заключил договор, будут начислять пеню за несвоевременную оплату за каждый день просрочки, но не более 100% общей суммы долга. Правда, эта норма действует только в том случае, если у жильцов нет задолженности по зарплате, пенсии, стипендии и т. д. В то же время гражданам, которые заключили договор и вовремя вносят текущие платежи и выплачивают задолженность, пеня на старые долги не начисляется.
Во-вторых, коммунальные предприятия, в соответствии с законом, могут потребовать через суд взыскания долгов с тех граждан, которые не заключили договор и не осуществляют текущие платежи. А суд вправе применить к должнику весьма суровые меры вплоть до отчуждения имущества в пользу истца. Так что, если закон будет подписан Президентом и вступит в силу, злостные должники, уже не смогут чувствовать себя такими безнаказанными, как раньше.
Прокомментировать новый законопроект «ФАКТЫ» попросили заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда Ивана Ткаленко.
-- Как отразится закон, если он будет введен в действие, на состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве?
-- Идея реструктуризации долгов за коммунальные услуги родилась давно. В масштабах страны эти долги превысили 6 миллиардов гривен и продолжают расти. Но до сих пор они никак не были оформлены, и не существовало процедуры их возврата или списания. Поэтому в Верховной Раде разрабатывалось несколько законопроектов, призванных внести ясность в вопросы, связанные с долгами.
Механизм реструктуризации и постепенной выплаты задолженности, предложенный мной как одним из авторов этого закона, должен помочь людям рассчитаться со старыми долгами и стимулировать их к своевременной оплате коммунальных услуг (не будем пока говорить о тарифах, которые тоже требуют урегулирования на законодательном уровне).
Однако положительный эффект от этого закона практически перечеркивает первая статья, предписывающая просто списать большую часть долгов. Я как человек, знающий проблемы жилищно-коммунальных хозяйств, не могу согласиться с этим. Ведь такое списание приведет к совершенно противоположным результатам. Должники поймут, что были правы, не платя за квартиру, ведь теперь долги все равно списаны. И не начнут платить, ожидая новых списаний.
А те, кто экономил на самом необходимом, чтобы оплачивать коммунальные услуги, получат новый повод для огорчения -- зря потратились. И возможно, многие из них тоже перестанут платить за квартиру.
-- Много ли у нас должников?
-- По статистике 80% граждан Украины своевременно платят за жилье. Остальные 20% имеют задолженность.
-- Может быть, эти люди просто не в состоянии оплачивать коммунальные услуги, тем более что они в последнее время подорожали?
-- Всем известно, что люди с низкими доходами получают у нас государственные жилищные субсидии. Поэтому они не платят за квартиру больше 20%, а пенсионеры -- 15% своих доходов.
Правда, наше законодательство не во всем совершенно. Поэтому некоторые граждане, имеющие право на субсидию, по тем или иным причинам ее не получают (например, те, у кого есть задолженность за коммунальные услуги). Но исследования показывают, что таких людей всего 5% из 20% неплательщиков.
-- А какая сумма будет списана в результате принятия этого закона?
-- Около 4,8 миллиарда гривен.
-- Сумма более чем значительная. Может ли наше государство безболезненно ею пожертвовать?
-- Дело в том, что, недополучив эти деньги, коммунальные службы задолжали своим поставщикам. На многих предприятиях из-за недостатка денег не выплачивают зарплату. Поэтому, если не решить проблему платы за коммунальные услуги, то в самое ближайшее время наше жилищное хозяйство просто некому будет обслуживать.
Для того чтобы избежать новых проблем, нужно отказаться от списания долгов и пойти по пути их реструктуризации. Часть задолженности при этом все равно будет списана после окончания срока действия договоров. Но самое главное: за пять лет граждане научатся платить за квартиру, причем регулярно. А тем, кто будет упорно отказываться, придется предстать перед судом, и долги будут взысканы с них принудительно.
-- Известно, что в наших коммунальных тарифах заложен риск неоплаты услуг. То есть с добросовестных плательщиков берут больше денег, чтобы компенсировать потери, возникающие из-за того, что часть населения не рассчитывается за услуги. И если все начнут добросовестно платить, освободятся большие деньги.
-- По расчетам экономистов, если бы все население добросовестно оплачивало коммунальные услуги, уже сегодня можно было бы снизить их стоимость на 15--20%.