Неопознанный летающий объект, «всплывший» на трассе борисполь-сургут, экипаж пассажирского самолета проверил… Тараном

0:00 — 11 грудня 2001 eye 438

К счастью, этот НЛО оказался оптическим обманом

Одно из последних громких происшествий, связанных с «НЛО», было отмечено в Барнауле (Россия) почти год назад, в конце января: местный аэропорт был закрыт на полтора часа, потому что над взлетной полосой завис неопознанный объект. Более 40 лет проработав в гражданской авиации и налетав свыше 22 тысяч часов, я наконец встретил «свой» НЛО в 1991 году.

Много лет я коллекционировал заметки из разных газет, связанные с НЛО, и надеялся когда-нибудь увидеть неопознанный объект. Работа моя, казалось бы, этому способствовала. Многие мои коллеги встречали «тарелки» и рассказывали о них потрясающие подробности. Кто-то чуть ли не все заклепки пересчитал на «инопланетянине»! Мне же попадались какие-то «объяснимые» НЛО: то падающие метеориты (их находили потом на земле), то восходящая с невероятным световым эффектом Венера, то запуски космических ракет со всей цветовой гаммой, а то и просто огромные серебристые воздушные шары, плывущие на 20--30-километровой высоте… Когда же на НЛО, судя по заметкам в печати, уже начались чуть ли не массовые пассажирские перевозки -- похищения людей, катание их на другие планеты, -- я потерял интерес к этой теме и уничтожил всю свою коллекцию, связанную с «тарелками».

И вдруг… 20 августа 1991 года самолет Ту-154, где я был командиром экипажа, вылетел из Борисполя на Сургут. Два часа ночи. Луны не видно -- темень. Набрали высоту 8 тысяч метров, когда вдруг экипаж самолета Ил-62, взлетевшего на несколько минут раньше нас и шедшего впереди, доложил диспетчеру Борисполя: прямо по курсу возник световой диск, похожий на шаровую молнию. Ее появление обычно связано с грозой, однако диспетчер сообщил, что по его локатору трасса «чиста». По нашему -- тоже. Но когда мы выключили свет в кабине, то увидели перед собой светлый диск, наподобие большой луны.

По мере сближения с НЛО наш самолет закачало, затрясло. Самое неприятное -- машина начала заряжаться статическим электричеством. Языки голубого пламени стали полыхать на стеклах кабины, в наушниках появился треск.

Если бы самолет летел в облаках, то болтанка и электризация были бы объяснимы и знакомы. Сейчас же над нами было звездное небо, а внизу, в 10 километрах, светились все населенные пункты. Во избежание неприятностей я отвернул самолет от НЛО на 15 градусов, но с Земли потребовали вернуться на трассу: по их локаторам все было чисто. Мы вернулись -- и вновь полетели точно на светящийся объект. На связь вдруг вышел самолет Ан-24. Он сообщил нам, что видел эту «тарелку» и обошел ее низом. Я решил обойти верхом и запросил у диспетчера разрешение подняться еще на тысячу метров. Получил «добро». Однако неопознанный объект поднялся вместе с нами…

Я продолжал следить за ним. Штурман сказал мне: «Не смотри -- ты же знаешь, чем закончилась такая встреча для тбилисского экипажа Ту-134 в 1984 году в районе Минска?». (Поговаривали, что все члены экипажа после того умерли, хотя это было не совсем так. ) Но у меня уже появились сомнения по поводу реальности «нашего» НЛО, положение которого относительно самолета ни разу не изменилось. Включив фары, я сразу понял причину болтанки и электризации: мы шли под слоем тропопаузы (переходный слой между тропосферой и стратосферой), состоящей из кристалликов льда, которые неслись нам навстречу сплошным потоком в лучах фар.

Уже за Москвой диск стал бледнеть, сквозь него просвечивали звезды, а центр диска засветился ярче, вытягиваясь по горизонту и закручиваясь левым концом по часовой стрелке. В 3 часа ночи при неизменной высоте мы оказались над тропопаузой, которая залегала на этой широте ниже 11 километров. И диск исчез! Лишь над горизонтом ярко светился под лучами невидимого солнца инверсионный след. Чей -- не могу сказать. То ли от ракеты, то ли от самолета… Тот НЛО оказался оптическим обманом на экране сплошной кристаллической тропопаузы, поэтому был почти неподвижен. Если бы тропопауза была с разрывами или залегала на различных высотах, тогда он менял бы свое положение, создавая иллюзию движения.

Несколько лет назад по телевидению выступал майор ВВС: однажды ночью его звено МиГ-15 подняли по тревоге -- над аэродромом появилась «тарелка». МиГи пошли на перехват, но объект «несся» впереди них с такой же скоростью. Потом сквозь диск стали видны звезды. На высоте 11 тысяч метров перехватчики прекратили погоню и вернулись на базу… Ну чем не наш случай! Но он вошел в историю как реальная встреча с неопознанным летающим объектом. А если бы МиГи поднялись еще на пятьсот-тысячу метров, оптический обман открылся бы.

Экраном для преломления и рассеивания света может быть и верхняя кристаллическая граница слоистых облаков. С подобным явлением я столкнулся в 1975 году, когда в районе Актюбинска вел самолет Ан-24. Была ночь, полет проходил в облаках. Перед выходом из них на высоте около 6 тысяч метров в кабине вдруг начало светлеть. Яркость свечения за бортом быстро нарастала, ощущение было не из приятных. Через несколько секунд свет перед самолетом сфокусировался в одну яркую точку. В этот момент мы выскочили из облаков -- и перед нами над горизонтом ярко светилась Венера в лучах еще не видимого солнца. Очевидно, мы проскочили сквозь то, что могло быть принято за НЛО.

Подобный светящийся «объект» можно наблюдать и с земли в холодное время года при ясном небе, особенно над промышленными районами городов. Так, несколько лет назад над Санкт-Петербургом завис «световой НЛО»… С течением времени экран (слой инверсии) уносит воздушным потоком или он рассеивается, и НЛО исчезает. Например, в Барнауле неопознанный объект «испарился» через полтора часа.

Я не утверждаю, что все НЛО -- оптический обман. Но один из вариантов его происхождения я описал со стопроцентной уверенностью.