Події

«когда «черноморец» начал тонуть, это было страшно: темная ночь, пятибальный шторм, сильный ветер… «, -- вспоминает спасшийся корабельный кок

0:00 — 12 грудня 2001 eye 416

Двоих моряков с перевернувшегося сухогруза подобрало сирийское судно «Гасан», 13 членов экипажа -- суда турецких спасательных служб. Остается неизвестной судьба шести членов команды, в том числе капитана

«ФАКТЫ» уже сообщали о гибели украинского теплохода «Черноморец» (порт приписки Ялта), потерпевшего поздним вечером 4 декабря кораблекрушение и затонувшего на почти трехкилометровой глубине в 80 милях севернее турецкого города Синоп.

«Преждевременно говорить о каких-либо версиях гибели корабля»

Частный сухогруз «Черноморец», грузоподъемностью 220 тонн, после капитального ремонта получил в ноябре регистровый документ в Севастополе, свидетельствующий об исправности корабля и безопасности мореплавания. До трагедии «Черноморец» успел совершить два коммерческих рейса, перевозя цитрусовые из Турции в Ялту. В начале декабря взял курс из Синопа на Феодосию, где подразделение карантинной службы, специализирующееся на выявлении заморских вредителей и болезней в апельсинах, должно было проверить апельсины, которыми в этот злополучный рейс загрузили трюмы «Черноморца».

Из 21 члена экипажа сухогруза пока удалось спасти только 15 человек. Двоих моряков со спасательного плота подняло на борт сирийское судно «Гасан», следовавшее в Мариуполь, и доставило в ближайший по курсу крымский порт Керчь. Еще 13 членов экипажа подобрали суда турецких спасательных служб. Официальная предварительная версия гибели теплохода -- перегруз цитрусовыми -- пока под сомнением.

-- Преждевременно говорить о каких-либо версиях гибели корабля, -- отметил в беседе с корреспондентом «ФАКТОВ» капитан Ялтинского морского порта Анатолий Шапкин. -- За исключением двоих моряков, со спасшимся членами экипажа «Черноморца» не было прямого контакта. Изо дня на день мы ожидаем их прибытия в Украину и только после этого что-то выяснится.

Мы не вправе заявлять и о гибели шести членов команды, в том числе капитана и его сына. Спасательные 10-местные плоты снабжены 10-дневным неприкосновенным запасом пресной воды и сухого пайка. Я думаю, что они все живы, а сейчас морскими течениями и ветром их, вероятно, относит в сторону Болгарии. Я много лет знаю капитана «Черноморца» Игоря Аловяна -- это настоящий морской волк.

Спасенные сирийским сухогрузом корабельный кок Петр Супрунюк и старший моторист Евгений Жуков в тот же день были доставлены из Керчи в Ялту. В двухминутном интервью, которое разрешили врачи, Петр Супрунюк рассказал: «Когда «Черноморец» начал тонуть, я прыгнув за борт, забрался на выброшенный спасательный плот. Потом вытянул из воды Евгения Жукова. Это было страшно: темная ночь, пятибальный шторм. Возможно, при такой качке и сместился груз, корабль опрокинулся. Помню, что я увидел в последний момент: капитан был в рубке и хозяин сухогруза -- там же, на мостике. Рядом с моим плотом плавал и мигал аварийный буй -- посылал сигналы «SOS».

-- Потом, как рассказала команда поднявшего нас сирийского «Гасана», сигнал бедствия с буя принял турецкий самолет и сообщил о бедствии всем судам, находившимся или следовавшим в этот квадрат моря, -- продолжил Петр Супрунюк. -- Почему наши не приняли сигналы, я не знаю.

Флот нашей морской державы пребывает в архиплачевном состоянии

Состояние здоровья двух спасенных моряков, которые лежат сейчас в одной из ялтинских больниц, по утверждению врачей, удовлетворительное. Но медики, родные и близкие категорически против встречи их с журналистами. На все уговоры корреспондента «ФАКТОВ» медперсонал отвечал категорично: «Будете прорываться к больным -- подадим на вас в суд!». Да и сами потерпевшие отказываются пока общаться с прессой и отвечать на вопросы, касающиеся гибели «Черноморца».

В Ялтинском морском порту сейчас работает государственная комиссия, расследующая причины гибели теплохода. Когда готовился этот материал, мы еще раз связались с диспетчерской службой ялтинских портовиков и попытались выяснить: когда же прибудет в Ялту пассажирский теплоход «Омега», который доставит из Турции на родину спасенных моряков? Ответ был неутешительным: «В связи со сложными погодными условиями и штормящим морем турецкая сторона пока не дает «добро» на выход теплохода в открытое море».

И еще один факт, который может вызвать шок у иностранных судовладельцев: погибшему судну было… 48 лет, тогда как мировая практика морского судовождения считает, что корабль старше 20-22 лет должен идти на переплавку. Кстати, Украина не входит в число стран, подписавших международный меморандум о безопасности морского судовождения, и только по одной причине: весь флот нашей морской державы пребывает в архиплачевном состоянии.

-- По правилам морских перевозок капитан «Черноморца» обязан был сообщить в Феодосию о времени предполагаемого прибытия, -- сказал начальник Ялтинского морского порта Андрей Манучаров. -- Кроме того, на морской карте есть контрольные точки маршрутов, и по расчетному времени береговые службы выходят с судном на связь -- в целях контроля его перемещения. К сожалению, и этого не было сделано. Почему так произошло, будет разбираться комиссия.

P. S. Когда готовился этот материал, пришло сообщение: в районе катастрофы «Черноморца» обнаружен еще один спасательный плот, но без людей…