Події

Отказавшись принять подарок, в приобретении которого участвовала нелюбимая ученица, классный руководитель едва не подтолкнула девочку к самоубийству

0:00 — 19 грудня 2001 eye 445

«Этот случай высвечивает проблему всей нашей школы, где в конфронтации находятся более половины учителей и учеников», -- утверждают психологи

В день рождения Галину Викторовну в классе встретил букет желтых роз. Зная слабость учительницы к этим цветам, восьмиклассники специально съездили за ними в Киев, а теперь ожидали, что «классная» оценит их внимательность. Галина Викторовна и вправду была тронута, но, поблагодарив за поздравление, сказала, что принять подарок не может, потому что в его приобретении наверняка участвовала Яна, которую она «видеть не желает». Чтобы не испортить учительнице праздник, сосед по парте положил перед Яной две гривни. Девочка выбежала из класса.

Вместо того, чтобы участвовать в «историческом шоу», Яна отправилась на курсы иностранного языка

В этот городок под Киевом родители Яны переехали в связи с переменой места работы. Школа, по-провинциальному уютная, им понравилась. Видно было, что здешние учителя знают семьи своих учеников в нескольких поколениях, и это придает отношениям особенный характер. Педагоги и Яну приняли нормально, а вот дети ее невзлюбили. Говорили: «выпендривается», хотя девочка не старалась ничем не выделяться. Это получалось само собой: у нее была правильная речь, что в киевском пригороде дело непривычное, ее нельзя было «подбить» на прогул, на обман -- уж такая сознательная!..

Яна чувствовала настороженное к себе отношение, и ей было не по себе, но дома успокаивали: мол, школа -- дело преходящее. Ее одноклассники как жили здесь, так и будут жить, а она со временем поступит в столичный вуз. Чтобы подготовиться к нему, нужно учиться, а на все остальное не обращать внимания. Так Яна и старалась делать.

Она успешно закончила седьмой класс и в восьмом была на хорошем счету. Но однажды классная руководительница велела всем подготовиться к родительскому смотру знаний по ее предмету -- истории: Яна привыкла к открытым урокам, где присутствуют «чужие» учителя, но Галина Викторовна собиралась пригласить родителей соучеников, а перед чужими папами и мамами девочка не считала нужным «демонстрировать свои знания». Потом, мол, станут обсуждать: во что одета, как разговаривает… Поэтому обрадовалась, когда Галина Викторовна объявила: «Кто не желает принимать участия в этом смотре, я заставлять не буду. Но думаю, что у нас в классе все любят историю».

Последнему замечанию Яна не придала значения и вместо того, чтобы участвовать в «историческом шоу», отправилась на курсы иностранного языка. Каково же было ее удивление, когда Галина Викторовна снизила ей за это семестровую оценку.

«Подумаешь, высмеяла! это у нее такой воспитательный прием»

С тех пор между учительницей и девочкой началась настоящая война: Яна просила пересадить ее поближе -- учительница во всеуслышание заявляла: «Слепая? Надевай очки!» Яна допускала в письменной работе ошибку -- Галина Викторовна бросала в классе: «Если такую чушь пишет «без пяти минут отличница -- это нонсенс!» Яна не оставалась в долгу. «Спасибо на добром слове! -- язвила она или еще хуже -- отыскивала в изложении педагогом темы какую-нибудь неточность. И вот кульминация: Галина Викторовна отказывается от цветов -- Яне возвращают вложенные в этот подарок деньги.

На следующий день Яна в школу не пришла -- вместо нее к началу занятий явился отец: дочка, сказал он, наглоталась таблеток, и если бы не родители, произошло бы непоправимое. Отец потребовал от директора… лишить Галину Викторовну полномочий классного руководителя. Тот обещал разобраться, однако его вмешательство только обострило конфликт: когда Яна пришла на занятия, в упор ее не видела уже не только классная руководительница, но и соученики. Девочка взяла себя в руки. Но неделя тянулась за неделей -- ее продолжали бойкотировать. Наконец прозвучал ультиматум: «Из класса уйдет не Галина Викторовна, а ты! И лучше будет, если сделаешь это добровольно».

Яна знала: одноклассники тоже не в восторге от Галины Викторовны, поэтому не понимала, почему они ее защищают. Может, просто боятся? Отец нашел другое объяснение: «Они здесь все свои, а ты чужая».

Ответ на мучивший Яну вопрос мы решили получить у самих ребят. Они мялись: дескать, у них в школе с учителями спорить не принято . «Подумаешь, высмеяла! Это у нее такой воспитательный прием. Отойдет -- и все будет нормально. Вообще-то Галина Викторовна не злая… » -- в один голос твердили все.

Нам тоже так показалось. Эта полноватая женщина с традиционной «химией» на голове являла собой образец учительницы, привыкшей подчиняться диктату тех, кто «наверху», и требовать подчинения от тех, кто «внизу». Она просто не понимала, как может быть иначе. Чтобы ученик не выполнил задания учителя, потому что имеет какое-то свое по поводу этого задания мнение?! «Это у вас в Киеве дети что хотят, то и делают, -- возмущается Галина Викторовна. -- А у нас учителей пока еще уважают». Да и как не уважать опытного учителя: она стольких выучила в этом маленьком городке! И кто скажет, что учила плохому? Исключительно разумному, доброму, вечному…

Знает это и Яна. Поэтому, может быть, и перешла бы в другой класс -- хоть не победительницей, но и не побежденной. Только как сказать об этом отцу? Он презирает малодушных людей… А потому Яна готова оставаться в изоляции, лишь бы не разочаровать отца.

«Еще ни одна война, даже школьная, не создала здоровую личность, а разрушила -- миллионы»

-- Взрослые загнали девочку в тупик, -- комментирует ситуацию психолог «Школы выживания» Татьяна Семенова. -- Что касается педагога, то, несмотря на свой большой стаж, она ведет себя просто некорректно. Начнем с того, что конфликт учительница спровоцировала сама. Родителям разрешено посещать уроки, но экзамен в их присутствии -- это нечто новое. Яна вправе была отказаться от такого экзамена. А если и нарушила этим какое-либо принятое в школе правило, не воевать же учителю с ребенком!

Но и семья Яны не права, настраивая ее против учителей и соучеников. Отец, видимо,полагает, что воспитывает у дочери характер, на самом же деле он закладывает мину под ее будущее. Приучая девочку к состоянию конфронтации, он, можно сказать, выписывает ей путевку на пожизненную войну. Еще ни одна война не создала здоровую личность, а разрушила -- миллионы.

В этой ситуации вся надежда на то, что у девочки сработает инстинкт самосохранения, и она сама найдет разумный выход из положения -- взрослые, похоже, помочь ей дельным советом не смогут. Но случай с Яной высвечивает проблему всей нашей школы, где в конфронтации находятся большая половина учителей и учеников. Считалось, что снять ее помогут школьные психологи, но те в большинстве своем увязли в «окопной войне».

Может быть, дело спасет введение в школе понятия толерантности? У нас ее переводят как терпимость. А во французском толковании это уважение к личности, правам и свободам человека. Недавно по инициативе журнала «Педагогика толерантности» в Киевском доме учителя отмечался Всемирный день толерантности. Первые 15 минут сидящие в зале студенты педвуза выясняли, что значит это слово. А ведь через год-другой им учить детей! Государственная программа предусматривает введение понятия толерантности в 11 классе, но и это поздно -- подростки уже усвоили основные принципы общения с окружающими. А вот например в гимназии «Гармония» учитель начинает говорить с детьми о толерантности уже в 5 классе. При этом, надо думать, он и сам кое-чему учится.

Насколько мне известно, в соответствии с приказом министра образования готовится Всеукраинская конференция, где будут обсуждаться возможности внедрения идеи толерантности в образовательную практику. От слова до дела неблизко, но что оно прозвучало, уже внушает оптимизм…