«Этот случай высвечивает проблему всей нашей школы, где в конфронтации находятся более половины учителей и учеников», -- утверждают психологи
В день рождения Галину Викторовну в классе встретил букет желтых роз. Зная слабость учительницы к этим цветам, восьмиклассники специально съездили за ними в Киев, а теперь ожидали, что «классная» оценит их внимательность. Галина Викторовна и вправду была тронута, но, поблагодарив за поздравление, сказала, что принять подарок не может, потому что в его приобретении наверняка участвовала Яна, которую она «видеть не желает». Чтобы не испортить учительнице праздник, сосед по парте положил перед Яной две гривни. Девочка выбежала из класса.
В этот городок под Киевом родители Яны переехали в связи с переменой места работы. Школа, по-провинциальному уютная, им понравилась. Видно было, что здешние учителя знают семьи своих учеников в нескольких поколениях, и это придает отношениям особенный характер. Педагоги и Яну приняли нормально, а вот дети ее невзлюбили. Говорили: «выпендривается», хотя девочка не старалась ничем не выделяться. Это получалось само собой: у нее была правильная речь, что в киевском пригороде дело непривычное, ее нельзя было «подбить» на прогул, на обман -- уж такая сознательная!..
Яна чувствовала настороженное к себе отношение, и ей было не по себе, но дома успокаивали: мол, школа -- дело преходящее. Ее одноклассники как жили здесь, так и будут жить, а она со временем поступит в столичный вуз. Чтобы подготовиться к нему, нужно учиться, а на все остальное не обращать внимания. Так Яна и старалась делать.
Она успешно закончила седьмой класс и в восьмом была на хорошем счету. Но однажды классная руководительница велела всем подготовиться к родительскому смотру знаний по ее предмету -- истории: Яна привыкла к открытым урокам, где присутствуют «чужие» учителя, но Галина Викторовна собиралась пригласить родителей соучеников, а перед чужими папами и мамами девочка не считала нужным «демонстрировать свои знания». Потом, мол, станут обсуждать: во что одета, как разговаривает Поэтому обрадовалась, когда Галина Викторовна объявила: «Кто не желает принимать участия в этом смотре, я заставлять не буду. Но думаю, что у нас в классе все любят историю».
Последнему замечанию Яна не придала значения и вместо того, чтобы участвовать в «историческом шоу», отправилась на курсы иностранного языка. Каково же было ее удивление, когда Галина Викторовна снизила ей за это семестровую оценку.
С тех пор между учительницей и девочкой началась настоящая война: Яна просила пересадить ее поближе -- учительница во всеуслышание заявляла: «Слепая? Надевай очки!» Яна допускала в письменной работе ошибку -- Галина Викторовна бросала в классе: «Если такую чушь пишет «без пяти минут отличница -- это нонсенс!» Яна не оставалась в долгу. «Спасибо на добром слове! -- язвила она или еще хуже -- отыскивала в изложении педагогом темы какую-нибудь неточность. И вот кульминация: Галина Викторовна отказывается от цветов -- Яне возвращают вложенные в этот подарок деньги.
На следующий день Яна в школу не пришла -- вместо нее к началу занятий явился отец: дочка, сказал он, наглоталась таблеток, и если бы не родители, произошло бы непоправимое. Отец потребовал от директора лишить Галину Викторовну полномочий классного руководителя. Тот обещал разобраться, однако его вмешательство только обострило конфликт: когда Яна пришла на занятия, в упор ее не видела уже не только классная руководительница, но и соученики. Девочка взяла себя в руки. Но неделя тянулась за неделей -- ее продолжали бойкотировать. Наконец прозвучал ультиматум: «Из класса уйдет не Галина Викторовна, а ты! И лучше будет, если сделаешь это добровольно».
Яна знала: одноклассники тоже не в восторге от Галины Викторовны, поэтому не понимала, почему они ее защищают. Может, просто боятся? Отец нашел другое объяснение: «Они здесь все свои, а ты чужая».
Ответ на мучивший Яну вопрос мы решили получить у самих ребят. Они мялись: дескать, у них в школе с учителями спорить не принято . «Подумаешь, высмеяла! Это у нее такой воспитательный прием. Отойдет -- и все будет нормально. Вообще-то Галина Викторовна не злая » -- в один голос твердили все.
Нам тоже так показалось. Эта полноватая женщина с традиционной «химией» на голове являла собой образец учительницы, привыкшей подчиняться диктату тех, кто «наверху», и требовать подчинения от тех, кто «внизу». Она просто не понимала, как может быть иначе. Чтобы ученик не выполнил задания учителя, потому что имеет какое-то свое по поводу этого задания мнение?! «Это у вас в Киеве дети что хотят, то и делают, -- возмущается Галина Викторовна. -- А у нас учителей пока еще уважают». Да и как не уважать опытного учителя: она стольких выучила в этом маленьком городке! И кто скажет, что учила плохому? Исключительно разумному, доброму, вечному
Знает это и Яна. Поэтому, может быть, и перешла бы в другой класс -- хоть не победительницей, но и не побежденной. Только как сказать об этом отцу? Он презирает малодушных людей А потому Яна готова оставаться в изоляции, лишь бы не разочаровать отца.
-- Взрослые загнали девочку в тупик, -- комментирует ситуацию психолог «Школы выживания» Татьяна Семенова. -- Что касается педагога, то, несмотря на свой большой стаж, она ведет себя просто некорректно. Начнем с того, что конфликт учительница спровоцировала сама. Родителям разрешено посещать уроки, но экзамен в их присутствии -- это нечто новое. Яна вправе была отказаться от такого экзамена. А если и нарушила этим какое-либо принятое в школе правило, не воевать же учителю с ребенком!
Но и семья Яны не права, настраивая ее против учителей и соучеников. Отец, видимо,полагает, что воспитывает у дочери характер, на самом же деле он закладывает мину под ее будущее. Приучая девочку к состоянию конфронтации, он, можно сказать, выписывает ей путевку на пожизненную войну. Еще ни одна война не создала здоровую личность, а разрушила -- миллионы.
В этой ситуации вся надежда на то, что у девочки сработает инстинкт самосохранения, и она сама найдет разумный выход из положения -- взрослые, похоже, помочь ей дельным советом не смогут. Но случай с Яной высвечивает проблему всей нашей школы, где в конфронтации находятся большая половина учителей и учеников. Считалось, что снять ее помогут школьные психологи, но те в большинстве своем увязли в «окопной войне».
Может быть, дело спасет введение в школе понятия толерантности? У нас ее переводят как терпимость. А во французском толковании это уважение к личности, правам и свободам человека. Недавно по инициативе журнала «Педагогика толерантности» в Киевском доме учителя отмечался Всемирный день толерантности. Первые 15 минут сидящие в зале студенты педвуза выясняли, что значит это слово. А ведь через год-другой им учить детей! Государственная программа предусматривает введение понятия толерантности в 11 классе, но и это поздно -- подростки уже усвоили основные принципы общения с окружающими. А вот например в гимназии «Гармония» учитель начинает говорить с детьми о толерантности уже в 5 классе. При этом, надо думать, он и сам кое-чему учится.
Насколько мне известно, в соответствии с приказом министра образования готовится Всеукраинская конференция, где будут обсуждаться возможности внедрения идеи толерантности в образовательную практику. От слова до дела неблизко, но что оно прозвучало, уже внушает оптимизм