Вызывает тревогу то, что в последнее время в Украине растет спрос на игрушечное оружие
С недавних пор к нам вернулся детский «дореволюционный» праздник -- день святого Николая. По повериям, бытующим в разных странах, 19 декабря в дома приходит библейский дедушка с игрушками и гостинцами для прилежной малышни и с прутом для нерадивых. В Украине, где игрушки мастерили с незапамятных времен из всего, что подворачивалось под руку (из травы, соломы, глины, дерева, теста, сыра, сахара, ткани, бумаги, воска и т. д. ), и дарили детям по всякому поводу и без оного, в день святого угодника таких подарков в старину не делали. По крайней мере, так считает киевский художник и этнограф Александр Найден, автор книги «Українська народна iграшка» -- единственного фундаментального исследования в этой области за последние сто лет. Сегодня же в добрый Николин день детям дарят даже радиоуправляемые танки Зато только в украинских Карпатах до сих пор изготавливают уникальные игрушки из сыра. А до питательности и полезности полтавских «коникiв» да «бараньчикiв» из теста хваленым шоколадным батончикам, как говорят в народе, «як до неба пiшки».
В крошечной мастерской Александра Найдена на Андреевском спуске в Киеве -- настоящее собрание кукольных останков, от безголовой пластмассовой «аленушки» времен СССР до сырных лошадок, у которых от старости поотсыхали хвосты. Для человека знающего это не мусор -- это история, бесконечная и познавательная.
-- Вот посмотрите: типичная для центральной, поднепровской Украины так называемая узловая кукла. Ее начинали изготавливать с того, что завязывали ткань узлом, куда нередко закладывали хлеб -- получалась своеобразная игрушка-соска для малыша, -- показывает Александр Семенович древнее тряпичное подобие человека, с вполне узнаваемыми женскими формами под явно украинской народной одежкой. -- У нее на лице вместо рта, глаз, носа -- нитяный крест. Такие куклы характерны для народов Кавказа -- осетин, кабардинцев, чеченцев. Выходцы из тех мест в свое время расселились вдоль Днепра, вплоть до нынешнего Обухова. Долго наших предков-украинцев называли черкасами, а «кавказские» куклы живут у нас по сей день.
Кстати, куклу на территории Украины никогда прежде не называли «лялька». «Кукла» -- исконное местное, славянское название фаллического символа плодородия. Его использовали в древнейших сексуальных обрядах, потом стали чем-то прикрывать, одевать Найдены глиняные символы, уже похожие на человека, но еще без рук, которые закапывались, например, под амбаром -- в дар богине плодородия. Со временем кукол начали изготавливать к различным языческим праздникам, даже из ложки, из сапога. А слово «лялька» появилось много позже -- наверное, заимствовали его из детского лепета.
Далеко не все взрослые имели право, по народной традиции, передавать игрушки детям. Так, куклы переходили, как правило, только от бабушек к внукам, минуя мам и пап. Например, у сибирских народов по сей день существует культ бабушек как мудрых «ангелов-хранителей» своих внучат
-- Дарить игрушки было принято в Украине только на праздники?
Были куклы, предназначение которых -- вылечить больного ребенка, -- объясняет мой собеседник. -- Они изготавливались по мере необходимости только из ворованного материала -- ткани, например -- и не имели лица. Считалось, что в этом случае болезнь быстрее перейдет на куклу, которую потом сжигали. Многие дарились только на праздники как эхо язычества -- в качестве своеобразных «оберегов». (Кстати, на день святого Николая я такой традиции не нашел -- наверное потому, что этот праздник не имел языческой основы. ) А многочисленные игрушки из теста лепились весной ко дню прилета птиц, потому в Украине они часто назывались «голубцi». Очень питательные и вкусные: в их состав входили пшеничная и ржаная мука, яйца, масло, мед, орехи, цедра лимона, имбирь, специи и даже какао! По сей день их делают на Полтавщине, Киевщине и на территории, что прежде называлась Подолией (частично Винницкая, Хмельницкая области. -- Авт. ).
-- Когда, кстати, у нас появились съедобные игрушки?
-- По понятным причинам такие игрушки не сохраняются -- их съедают. Не дети, так мыши, или домашняя скотинка. Наиграется ребенок, потом съест либо отдаст корове, чтобы лучше признавала, чтобы молоко хорошее давала
Игрушки из сыра по сей день делают только в украинских Карпатах. Занимаются этим исключительно женщины, хотя еще в позапрошлом веке их изготавливали мужчины-пастухи, оставляя, например, на пастбищах, у родников -- чтобы задобрить духов. Среди «сырных» персонажей -- баранов, коней, оленей, птиц и других -- есть некое загадочное существо «орiпка». Как пояснил сын одной из мастериц, оно живет в тропических лесах. Как этот персонаж попал в Украину -- загадка.
На Алтае из готового твердого сыра вырезают ритуальные фигурки. У нас же «сырные» игрушки делают хитрым способом: обезжиренное молоко только что отелившейся коровы (а потому особенно богатое полезными для малыша веществами) скисляется с помощью творожка, извлеченного из желудка новорожденного теленка. В процессе изготовления не раз проверяются вкусовые качества сырья. Напоследок игрушку окунают в сильно соленый горячий раствор, после чего фигурка становится гладенькой и золотистой. Для изготовления одного коня, например, берут кусок сыра весом 300 граммов -- вполне питательная порция даже для взрослого, не то что для ребенка. Самые крупные «звери» достигают в высоту 10 сантиметров, в длину -- 16.
Леденцы на палочках -- очень давняя традиция. Растопленный сахар заливали в формочки, подкрашивали калиновым соком, застывшую фигурку надевали на палочку -- и получались «пiвники», без которых трудно представить украинскую ярмарку прошлых лет. Жаль только, что исследователи фольклора, даже именитые, практически не оставили ни зарисовок съедобных игрушек, ни их «экологически чистых» рецептов
-- Украинские игрушки отличались чем-то от чужеземных?
-- Основное традиционное отличие -- простота: никаких формальных излишеств, избыточной информации, -- отвечает Александр Найден. -- Идея в том, чтобы дать максимальную волю детской фантазии. Впрочем, изготавливалось немало довольно сложных механических деревянных игрушек -- с танцующими парами, с медведями-кузнецами, не говоря уже о мельницах с крутящимися лопастями и всевозможных трещетках.
Кстати, российский ученый-физик А. Дозоров, знаток древних механических игрушек, как-то сказал: если бы ученые интересовались этими «детскими» вещицами, то многие технические открытия были бы сделаны намного раньше. Он с особым восхищением пишет о прообразе паровой турбины, так называемом эолипилле античного инженера Герона Аександрийского (II век до н. э. ) -- стеклянном шаре, вращавшемся под воздействием вырывающегося из него пара, и об игрушечных птицах, которых потоки пара заставляли петь разными голосами.
»Промышленное» производство игрушек велось уже в Древнем Египте во II тысячелетии до нашей эры. И египтяне, и греки, и римляне делали глиняных кукол-людей, мужчин и женщин, с подвижными конечностями, чем-то напоминающих нынешних Барби и ее друга Кена -- с такими же слегка удлиненными и худоватыми пропорциями
-- Когда вы писали книгу, заодно пытались выяснить, чем играются нынешние украинские дети
-- На протяжении вот уж нескольких десятилетий народные традиционные игрушки все больше раскупаются в городах интеллигенцией. Странно, но в селах, наоборот, отдают предпочтение импортному фабричному ширпотребу, -- констатирует исследователь. -- Тревожит то, что неуклонно растет спрос на игрушечное оружие, игрушечную военную технику. Так было в Германии накануне прихода к власти Гитлера. В 1930 году российский живописец Р. Фальк побывал в Берлине, в центральном универмаге, и написал, что и он, и продавцы, с которыми разговаривал, были шокированы: с каждым месяцем дети все охотнее покупали «военные» игрушки, прежде всего пушки и танки, и в ответ на это промышленность выпускает все больше таких вещей Через десять лет те мальчишки пересели на настоящие танки и отправились завоевывать мир.