Події

Мечтая разбогатеть, девятиклассник одной из киевских школ решил убить своего друга, узнав, что его отец продал магазин

0:00 — 20 грудня 2001 eye 208

Только на суде родители покойного узнали, что убийца целый год приходил к ним в дом под чужим именем

Когда в восьмом классе Денис (имена героев по этическим соображениям изменены. -- Авт. ) перешел в новую школу, Сергей был первым, кто протянул ему руку дружбы. Это не укрылось от классного руководителя, и она предупредила родителей Дениса, что новый приятель их сына может плохо на него повлиять. Отец запретил Денису водиться с Сергеем и полагал, что вопрос исчерпан. Когда же в их доме появился одноклассник Саша, то и вовсе успокоился. Мальчишки по полдня проводили за компьютером, смотрели видеофильмы.

Бабушка Дениса нарадоваться не могла ребятам, угощала их разными вкусностями. Могла ли она предполагать, что завистливый гость вскоре «вскормит» преступление?

«Не могу сказать, почему Дениса убил я»

В тот злополучный вечер Денису позвонили, и он выскочил из квартиры прямо в домашних тапочках, никому ничего не сказав. Кто и зачем вызвал его из дома -- на эти вопросы ответило уже следствие. Оказалось, Дениса собрались убить, а убийца, переодевшись в его одежду, хотел проникнуть в квартиру и… прикончив отца, мать и бабушку, забрать деньги. В том, что деньги в доме были, злоумышленник не сомневался: накануне своей гибели Денис сказал ему, что отец продал магазин.

Но кто же злоумышленник? Оказалось, что тот самый Сергей, которого Денис представил родным как «хорошиста» Сашу. Много месяцев парень вынашивал свой жуткий план. Он не знал, что средства вкладывались в бизнес, денег дома не держали. Здесь часто бывали гости, что и помешало злодею исполнить свой замысел в первом варианте -- убить всех сразу. Несколько попыток не удалось: когда он и его будущий подельник Юрий подходили к квартире, то каждый раз слышали громкие голоса гостей.

Пришлось изменить тактику. Вооружившись обрезом, сделанным из украденного охотничьего ружья, Сергей и Юрий вызвали Дениса на свидание под тем предлогом, что хотят вернуть одолженные у него кроссовки. Едва тот приблизился, Юрий выстрелил в парня. При виде крови у обомлевших подельников вылетели из головы их дальнейшие злодейские замыслы.

В кассационной жалобе в Верховный суд, прося о смягчении наказания (Сергей и Юрий приговорены к 10 годам лишения свободы. -- Авт. ), Сергей напишет, что, задумывая преступление, он «был в каком-то затмении», а в последний момент хотел прикрыть друга от пули собственной грудью, но… не успел. Юрий же не пытался себя выгораживать: «Не могу сказать, почему обрез носил я, почему Дениса убил я», -- говорил он на суде. А действительно,почему?

Когда после случившегося мать Сергея разбирала вещи сына, то обнаружила расписку: «Я, Юрий, обязуюсь во всем слушаться и подчиняться Сергею» (она показала ее матери Юрия, Галине Васильевне, но в уголовном деле этот документ не фигурировал. -- Авт. ).

-- Я всегда была интуитивно против этой дружбы, -- сказала мне Галина Васильевна. -- Но не диктовать же сыну, с кем ему водиться. Тем более, что Юра с Сережей еще с детского сада вместе.

Женщина убита горем. Она работает на фабрике, верующая, и не может понять, за что Бог ее покарал. Ее Юрка не то что человека -- муху убить, ей казалось, не способен. В быту неприхотлив -- одевался во что есть, картошку предпочитал лакомствам. Ей помогал и сумку тяжелую поднести, и в комнате убрать. Он был послушным сыном. Но одно дело -- слушаться матери, а другое -- приятеля. Матери-то он всей своей жизнью обязан. А приятелю чем?

Мне удалось разыскать воспитательницу группы детского сада, в которую ходили Сергей и Юрий.

-- Сережа был таким способным ребенком, что мы думали: отличником станет, -- вспоминает Зинаида Павловна. -- Память хорошая, по натуре --лидер с высоким уровнем притязаний. А Юра -- «середнячок» во всем, тянулся за Сергеем, и тот его, видимо, постепенно подчинил своей воле.

«Компании, гулянки. Я чувствовала, что добром это не кончится»

В классе, где учился Юра, тоже удивились, что он «оказался способен на такое», ведь был безобидным парнем. А о Сергее отзывались, как о «страшном человеке»: хитер, изворотлив. Из характеристики же, фигурирующей в суде, я узнала, что ему доставляло удовольствие делать кому-нибудь больно. В школе замечали, что Сергей завидовал новенькому -- Денису и даже прозвище ему придумал -- «мажор», то есть богатый человек. Денис же был скромен, никогда не хвастал благосостоянием семьи и людей ценил вне зависимости от их материального положения. Но Сергею этого, видимо, было не понять. Ведь для него самого было важно иметь друга-»мажора», который хорошо одевается и ходит с мобильником. Да и не скуп -- делился с Сергеем тем, что имел: давал поносить свои вещи, а некоторые потом и дарил.

Со временем Сергею и этого оказалось мало, зависть толкала его дальше -- отнять благополучие. Но смелости хватило лишь на то, чтобы сделать обрез. Спустить курок он заставил Юрия.

Нина Петровна, мать Сергея -- воспитатель в рабочем общежитии, живет здесь же, по соседству с матерью Юры. Стучу в дверь и попадаю в «каморку», вызывающую ассоциацию с той, в которой обдумывал убийство старухи-процентщицы студент Раскольников из известного романа Достоевского. В ней едва умещаются две кровати: одна для матери, другая -- для почти взрослого сына. В этих стенах и десяти минут оставаться не хочется. Не случайно же Сергея так всегда тянуло из дома.

-- Компании, гулянки… Я чувствовала, что добром это не кончится, -- не скрывает Нина Петровна. -- Но сделать ничего не могла. Сын презирал меня за то, что не могу заработать на богатую жизнь. Тянулась из последних сил, чтобы одеть, обуть Сережу, купить импортный телевизор… На воспитательские гроши не проживешь -- пришлось идти подрабатывать на рынок. Но пропасть между нами росла. Я даже стала побаиваться его! Надо было бы пойти к участковому, но боялась навредить сыну. Пыталась по-доброму: мол, не хочешь учиться, становись со мной рядом на рынке, будешь зарабатывать…

Хотя заветной мечтой Сергея было открыть свой киоск (и срок назначил -- к 18 годам), труд изо дня в день его, однако, не привлекал, разбогатеть хотел в одночасье.

«Меня в компании называют бомжем. Ненавижу эту жизнь!»

В многотомном уголовном деле обнаруживаю интересные наблюдения первой учительницы Сергея. Оказывается, еще в младших классах он любил выделяться. Мать следила за его внешним видом, но все, что покупала, ему не нравились, и он брал у ребят вещи «напрокат». Привлекало именно чужое… Повзрослев, Сергей даже запретил матери показываться в школе: мол, она одета хуже, чем другие мамы. Нина Петровна это его требование выполнила.

А года два назад она нашла среди вещей сына клочок бумаги, на котором он писал о том, что не хочет жить и покончил бы жизнь самоубийством: «Меня в компании называют бомжем. Ненавижу эту жизнь!»

Может быть, потому и пришел Сергею на ум убийственный план, что он не то что чужую -- собственную жизнь перестал ценить? Тем не менее расставаться со своей не торопился. А вот на чужую посягнул…

В тот вечер, когда было совершено убийство, Нина Петровна, по ее словам, предчувствовала неладное: «Когда возвращалась с работы, на улице стояла «гробовая тишина». В ожидании сына не могла уснуть. Сергей пришел домой за полночь, был очень возбужден. Едва отдышавшись, заявил: «С завтрашнего дня, мамуля, буду тебе помогать на рынке». Но это было запоздалое решение.

-- К сожалению, большая часть родителей сегодня занимаясь зарабатыванием денег, «перепоручает» воспитание своих детей школе, -- говорит Ирина Федоровна, директор школы, в которой учились и жертва и преступники. -- Дети обуты, одеты. Но чем они живут? Папа и мама Дениса запретили ему дружить с Сергеем и решили, что этого достаточно. А он возьми и приведи его под именем Саши!

«Тихий мальчик» Денис, видимо, нуждался в общении с ровесником другого характера -- рядом со своевольным Сергеем он чувствовал себя уверенней. Кому, если не родителям, следовало вникнуть в характер отношений сына и его приятеля? А иные родители даже подсознательно избегают каких-то сведений о детях. Сможет ли мать-одиночка, которая, по ее словам, тянется из последних сил, чтобы одеть-накормить сына, понять, что ему этого мало, сможет ли что-то изменить? Она же через себя не перепрыгнет!

Время нынче сложное. Идеалов у молодежи или вообще нет, или они какие-то извращенные. Я убеждена, что идею убийства Дениса Сергей почерпнул из фильмов-боевиков. Вокруг полно соблазнов: красивые автомобили, дорогая одежда… Как чувствуют себя, видя это, дети? Родителям они ведь часто говорят правду лишь в той степени, в какой папы и мамы хотят ее знать!