Події

Уникальный «паккард» иосифа сталина от нелегальной перепродажи за рубеж спасли отечественные автолюбители, напоив до беспамятства испанских контрабандистов

0:00 — 22 грудня 2001 eye 907

После развала Советского Союза роскошные автомобили практически всех советских руководителей стали предметом спекуляций, так как на международном рынке антикварных машин за них готовы были выложить сотни тысяч долларов

К сожалению, большое количество раритетных автомашин, ранее принадлежавших видным советским деятелям, полководцам, партийным лидерам, сейчас составляют гордость автомузеев многих стран Европы и Америки. Из-за бедности и попустительства властей не только частные коллекционеры, но даже музеи нелегально перепродавали уникальные экземпляры машин за рубеж. О нескольких самых громких аферах «ФАКТАМ» рассказали киевские автолюбители.

Из «Роллс-Ройса» Ленина работники музея хотели сделать аттракцион для новых русских

После смерти Ленина по решению Сталина по всем безбрежным просторам СССР помчались особые порученцы со спецзаданием: собирать вещи, связанные с именем Ильича. Особое внимание должно было уделяться поиску знаменитого фаэтона «Роллс-Ройс Сильвер гоуст Элпайн игл» 1915 года выпуска, которым пользовался Ленин. Напомним, что по инициативе Ленина с 1920 по 1925 годы в Манчестере было приобретено 70 безумно дорогих автомобилей «Сильвер гоуст». Но после нескольких месяцев поисков ленинский «ройс» так и не нашли. И поэтому решили заменить его другим. Как раз к этому времени в Керчи отыскались два фаэтона из 70-ти закупленных. Чтобы придать большую правдоподобность находке, шофера Владимира Ильича Семена Гиля «попросили» признать ленинский «Роллс-Ройс» в одном из двух автомобилей, найденных в Керчи. После длительной и скрупулезной реставрации эту машину в конце 1938 года водрузили на втором этаже Центрального музея В. И. Ленина.

Специалисты-автомобилисты сразу заметили подлог, ведь «Роллс-Ройс» 1915 года выпуска, принадлежавший Ильичу, был немного короче и менее мощным, чем тот, что выставили для обозрения. Но не то время тогда было, чтобы кричать об обмане. И работники музея вынуждены были рассказывать посетителям невероятную историю о том, как правительство Великобритании, признавшее СССР, подарило Ленину автомобиль выпуска 1915 года в… 1920 году. Правда, экскурсоводы не могли объяснить, почему в подарок был преподнесен устаревший, пятилетней давности, образец. Кстати, интересна судьба и второго лимузина, найденного тогда в Керчи. Его передали на Ялтинскую киностудию как реквизит для съемок. И в 1970 году «Роллс-Ройс» был уничтожен во время съемок фильма «Новые приключения неуловимых мстителей»: его сбросили со скалы. Тогда мало кто понимал, что ради нескольких эффектных кадров уничтожили автомобиль, аукционная стоимость которого в десять раз превышает расходную смету фильма.

Но на этом история с «Роллс-Ройсом», якобы принадлежавшим Ленину, не закончилась. После развала Союза сотрудники музея решили заработать на дорогой и как бы именитой машине: февральской ночью 1995 года тайно с помощью военного автокрана многострадальный «Роллс-Ройс» сняли со второго этажа музея. Никто и слова не сказал по поводу таких действий, а энтузиастам автостарины, заметившим пропажу, просто пригрозили, мол, держите язык за зубами. Но угрозы не подействовали, и в московской прессе появилось несколько публикаций, которые вскрыли и подлог, и пропажу. После этого продать с аукциона безномерной автомобиль под видом ленинского было уже невозможно. Чтобы хоть как-то оправдаться, дирекция музея объявила, что машина была снята с экспозиции якобы для того, чтобы сделать аттракцион для новых русских с катанием на знаменитом автомобиле вождя мирового пролетариата по ленинским местам Москвы.

Сталинский «Паккард» спасла от перепродажи страсть перекупщиков к русской водке

В длинном списке афер, связанных с известными автомобилями, нашлось место и для «Паккарда», принадлежавшего Сталину. Как известно, Иосиф Виссарионович питал страсть к огромным и роскошным американским машинам. «ФАКТЫ» писали о лимузине «Паккард твелв» 1935 года выпуска, который вождь всех времен и народов получил в 1939 году в подарок от президента США Рузвельта. Но после войны, с появлением советских бронированных лимузинов «ЗИС 115», этот красавец ушел в отставку и отправился в качестве экспоната в Музей Сталина.

После смерти вождя музей был расформирован, и огромный черный лимузин, весивший 7 300 килограммов, был отправлен в одну из военных частей КГБ в Подмосковье. Там «доблестные чекисты» упражнялись в пистолетной стрельбе по бронированным стеклам толщиной 7,5 сантиметров. Для лимузина такие упражнения были, словно укус комара для слона, но портили его внешний вид.

Об этом автомобиле вспомнили в 1970 году, когда снимали советско-американскую киноэпопею «Освобождение». Машину доставили на «Мосфильм», где ее восстановлением занимался известный каскадер и реставратор Александр Микулин. После необходимых работ машина приобрела первоначальный вид и в фильме актер, игравший Сталина, пользовался настоящим «Паккардом».

После съемок гигантский автомобиль оказался никому не нужен, и его бросили прямо на съемочной площадке. Московские любители старинных автомобилей составили письмо с просьбой передать «Паккард», которым пользовался Сталин, известному реставратору Юрию Алехину, всю свою жизнь посвятившему восстановлению этих американских машин.

Но с началом перестройки реставратор попал в тяжелое материальное положение, средств на восстановление лимузина у него не было, да и хранить его было негде. Поэтому Алехин решил машину продать. Об этом стало известно испанскому перекупщику автомобилей ретро спекулянту Хорхе Портилья. Осенью 1997 года он направил к Алехину своих эмиссаров. Перекупщики, предложившие бедному реставратору приличную сумму денег, едва не вывезли за рубеж уникальный «Паккард». Но им помешали не власти, а несколько московских и киевских автолюбителей, которые всеми силами старались не допустить перепродажи раритетной машины за рубеж. Они договорились с Алехиным, что выкупят у него лимузин за те же деньги, только попросили его немного подождать. Тот согласился и сообщил время, когда к нему приедут эмиссары от испанского перекупщика. Когда они явились к Алехину, их уже ожидали наши патриоты-автолюбители, представившиеся друзьями реставратора, и предложили обмыть сделку. В общем, автолюбители напоили итальянских контрабандистов до беспамятства. Шофера, который привез эмиссаров, едва уложили в машину. Сделка не состоялась. А на следующий день оговоренную сумму соотечественники Алехину привезли. Теперь сталинский «Паккард» находится в одной из частных коллекций в Украине, реставрируется и будет выставлен на всеобщее обозрение на ближайшей автомобильной выставке.

«Мерседес» Василия Сталина продали за полмиллиарда долларов!

После окончания войны в Советском Союзе появилось много иностранных автомобилей. Некоторые из них были действительно уникальны. Так, в Страну Советов попал роскошный семиместный кабриолет «Мерседес-Бенц 770к», подаренный Гитлером Паулюсу в 1939 году, а после Сталинградской битвы доставшийся маршалу Рокоссовскому. После смерти полководца «Мерседес» приобрел известный московский реставратор Артур Лештин. Однако долго он у него не задержался: в середине 70-х Артур Сергеевич продал темно-синий гигант частному коллекционеру в Ригу. Этому роскошному «Мерседесу» довелось блеснуть в фильме «Долгая дорога в дюнах». Правда, использование его было не совсем уместно: на машине, положенной только высшему генералитету, ездил простой капитан. Со временем рижский коллекционер из-за финансовых трудностей вынужден был кабриолет продать, выручив за него кругленькую сумму -- 3 миллиона марок.

Судьба другого «Мерседеса», принадлежавшего ранее Василию Сталину, тоже оказалась весьма драматичной. Этот специальный родстер, выпущенный в единственном экземпляре в 1939 году, как уже рассказывали «ФАКТЫ», Сталину подарил Гитлер. Но Иосиф Виссарионович отдал машину в распоряжение сына Василия. Начальник сталинской охраны Н. С. Власик, чтобы уберечь Василия от безрассудных гонок, поменял его черный спортивный «Мерседес» на свой роскошный вишневый «Кадиллак». После того как Николая Сидоровича Власика осудили за растрату, 180-сильный «Мерседес» остался на его даче. Об этом автомобиле узнал журналист шведского радио Альф Йохансон, работавший в период хрущевской оттепели в Москве. Он разузнал через заводской архив номер шасси и кузова и понял, что именно этот «Мерседес» принадлежал Сталину. Летом 1962 года Артур Лештин и Альф Йохансон поехали на подмосковную дачу Власика, который к тому времени уже умер, к его сыну, согласившемуся продать «Мерседес». Он даже не представлял, насколько ценен этот автомобиль. Прибегнув к помощи знакомых советских чиновников, тоже мало что понимавших в антиквариате, Йохансон оформил автомобиль на себя. И летом 1967 года он отправился в туристическое путешествие в Финляндию и Швецию уже на собственном автомобиле «Мерседес». Погранконтроль и таможня без вопросов выпустили путешественника на диковинном автомобиле, не понимая, что из страны вывозят раритет. Прозрение пришло много позже, когда в 1983 году с аукциона в США эта машина была продана. Шведский журналист-контрабандист получил за нее 500 000 долларов. Сегодня «Мерседес-Бенц 540к» Василия Сталина находится в Лас-Вегасе в Музее автомобилей знаменитых людей.

Брежневский «Мазератти Квадропорте» контрабандным путем приобрела Маргарет Тэтчер

И если машина Василия Сталина попала в руки иностранного дельца, то спортивный седан «Мазератти Квадропорте» страстного автолюбителя Леонида Брежнева перепродали свои же… сотрудники КГБ. Этот автомобиль был, пожалуй, самым «породистым» из принадлежавших генсеку 68 машин. В 1968 Компартия Италии подарила Брежневу этот огромный черный автомобиль в качестве благодарности за участие «ФИАТа» в строительстве ВАЗа. Брежнев был рад подарку и выжимал из седана полную скорость -- 230 км/час.

После смерти Брежнева в 1982 году «Мазератти Квадропорте» был передан в КГБ Эстонской ССР, где использовался в служебных целях. В начале перестройки он оказался в охранной фирме «Доломит», организованной бывшими кагэбэшниками. Однако новых владельцев интересовала лишь нажива. С помощью функционеров из клуба реставраторов «УНИК» они вывезли автомобиль в Англию и выставили на аукцион. Тогда, в 1990 году, уникальный «Мазератти Квадропорте» приобрела премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Но «железная леди» купила автомобиль, принадлежавший Брежневу, не только ради того, чтобы пополнить коллекцию. С ее легкой руки разгорелся скандал, связанный с перепродажей советских реликвий. Но обвинили во всем коллекционеров. КГБ прикрыл эстонский клуб «УНИК». Сами же чекисты, организовавшие операцию, как всегда, остались в стороне.