Події

Подробности трагедии спасая в огне бюллетени переписи населения, погиб 30-летний пожарный

0:00 — 29 грудня 2001 eye 381

26 декабря 2001 года хоронили Виталия Зайцева, скончавшегося от травм, полученных при тушении пожара в городе-спутнике Стаханова Теплогорске

Около девяти часов вечера 14 декабря в пожарную часть Стаханова поступило сообщение о пожаре в двухэтажном здании коммунального предприятия «Теплогорец», где находится множество различных служб, в том числе и участок переписи населения, где в это время хранились все бюллетени. Загоревшееся строение было довольно ветхим, и командир отделения Виталий Зайцев, прежде чем дать инструкции своим подчиненным, провел разведку и оценил ситуацию. Лишь после этого он организовал четыре боевых участка, один из которых возглавил сам.

«Виталий никогда не прятался за спинами подчиненных»

-- Когда-то тут был детский сад, потом помещение заняли разные конторы, -- рассказывает начальник караула профессиональной пожарной части N 31 города Стаханова Сергей Мирошниченко. -- Вначале вспыхнула крыша. Дом-то деревянный, а такие строения тушить очень тяжело. Собьешь штукатурку, зальешь немного, а пожар, как назло, еще больше разгорается. И когда огонь был уже почти побежден, я вдруг услышал какой-то хлопок, после которого Владимир Ремезюк, заместитель начальника пожарной части, стал кричать и звать на помощь. Я подбежал -- вижу, Виталик Зайцев, который только что был наверху, лежит на земле. Вся голова в крови, каска расколота… Мы с Ремезюком аккуратно подняли его под руки и понесли в машину.

-- На крыше пришлось работать в условиях высокой температуры и сильного задымления, -- вспоминает Геннадий Зубок, на чьих глазах произошла трагедия. -- Практически сразу после того как мы начали тушить пожар, создалась угроза обрушения. Меня и еще двоих пожарных Виталий отправил вниз, а сам как командир отделения решил спуститься последним. Только я отпустил его руку, которой он поддерживал меня при спуске по лестнице, как начался весь этот кошмар. Я увидел, как Виталий перескочил на несущую стену, рассчитывая, что она устоит, но тут обрушились старые деревянные конструкции чердака и сбросили его вниз.

-- Виталий всегда был для нас примером. Он работал по принципу «делай, как я» и никогда не прятался за спинами подчиненных, -- говорит пожарный из отделения Зайцева Владимир Сергеев. -- Так было и в тот трагический вечер. Когда я увидел, что кого-то несут, вначале подумал, что это пострадавший. Одним словом, кто угодно, но только не Виталий! Для двухэтажного здания этот дом был довольно высоким. Пожарная лестница обычно подается до третьего этажа. Но тогда, чтобы достать до второго этажа, пришлось выдвигать ее полностью. Так что высота, с которой упал наш командир, была не менее восьми метров. «Такую дорогую цену за ликвидацию пожара мы давно не платили» Упав с горящего дома, прапорщик Виталий Зайцев получил тяжелую черепно-мозговую травму и спустя неделю, не приходя в сознание, скончался в отделении реанимации Стахановской горбольницы.

-- Тяжело, когда теряешь товарища, а еще тяжелей понимать, что ничем не смог ему помочь, -- говорит начальник Управления пожарной охраны Луганской области Игорь Савельев. -- Мы делали все, что от нас зависело. Сразу же обеспечили медиков необходимыми лекарствами. Супруга Виталия смотрела на меня, как на Бога, и верила, что я спасу его, но я, к сожалению, не оправдал ее надежд. У погибшего остался четырехлетняя дочь… -- Врачи сразу сказали мне, что травма мужа не совместима с жизнью и надо готовиться к самому худшему, -- говорит вдова Виталия Елена Зайцева. -- Все эти дни он лежал неподвижно, и вдруг приоткрыл один глаз и сильно сжал мою руку. Я уже подумала, что он наконец-то приходит в себя. Но это были последние мгновения его жизни, и, наверное, он так со мной попрощался.

По словам специалистов пожарной охраны, причиной пожара было «грубое нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ». А под словами «огневые работы» имелся ввиду отогрев труб… обычной паяльной лампой. «ФАКТЫ» ранее сообщали о том, что более двух сотен домов в Стаханове были оставлены без тепла, а системы теплоснабжения разморожены. Искра, упавшая на пол чердака ветхого двухэтажного здания коммунального предприятия «Теплогорец», когда рабочие жэка отогревали трубы, стала причиной трагедии.

-- Не проходит и дня, чтобы где-нибудь не произошел пожар точно по такой же причине, -- говорит Игорь Савельев. -- К примеру, на днях в Ровеньках едва не сгорел детский дом-интернат. В Краснодоне, где центральное отопление также не работает, загорелась городская психиатрическая клиника. Пришлось эвакуировать 30 пациентов. Но такую дорогую цену за ликвидацию пожара мы давно не платили… Последний раз луганские пожарные хоронили своих товарищей в 1994 году. Тогда за ликвидацию страшного пожара на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе, который мог выжечь половину города и грозил экологической катастрофой, пришлось заплатить жизнями двух пожарных.

Материальный ущерб, нанесенный зданию предприятия «Теплогорец» оценен в 50 тысяч гривен, по факту возбуждено уголовное дело.

«Виталий считал себя счастливым человеком, когда спасал людей от огня»

-- Виталий пришел на службу в Cтахановский отдел внутренних дел пожарным 18-й самостоятельной государственной пожарной части города в 1991 году, ровно десять лет назад, -- рассказывает начальник пожарной части N 41 города Кировска Александр Селюков, в прошлом -- заместитель начальника по кадрам Cтахановской пожарной части. -- На второй день после возвращения из армии. Даже от службы, как это обычно бывает, отдыхать не стал. Парень он был видный, спортивного сложения, грех было такого не принять. Да и специфику нашу он знал -- два года в армии служил в пожарной охране. Прошел все проверки, а ведь к нам не так просто попасть, и был зачислен в штат.

-- Виталий не раз говорил, что любит свою работу, -- вспоминает начальник пожарной части города Стаханова Виктор Терещенко. -- Он всегда считал, что слабые духом или те, кто работает лишь ради заработка, уходят быстро, а те, кто полюбил профессию пожарного, остаются. Виталий признавался, что считает себя самым счастливым человеком, когда спасает людей.

-- Нам вместе приходилось неоднократно выезжать на крупные пожары, -- вспоминает Сергей Мирошниченко. -- Недавно в подвале одного из домов Стаханова отделение выезжало на тушение пожара, и тогда удалось спасти абсолютно всех жильцов многоквартирного дома. Виталий и его ребята, чтобы вывести людей из задымленных помещений, отдавали им свои дыхательные аппараты и, завернув в бушлаты, выносили детей. Тогда в общей сложности было спасено около 60 человек. И это только один случай, а таких было сотни за десять лет службы Виталия в пожарной охране.

«Наша каска разве что от воды может защитить»

-- Месяц назад Виталия как одного из лучших наших сотрудников наградили нагрудным знаком «За отличие в пожарном деле», -- говорит главный пожарный области Игорь Савельев. -- Тогда никто и представить себе не мог, что это будет его последняя награда. Все эти дни после гибели Виталия многие спорят о том, оправдан ли риск пожарного и стоит ли спасение старого здания и груды бумаг человеческой жизни. Конечно, нет. Но профессия пожарного считается одной из самых опасных, и люди сознательно идут на риск. Представляете, какой бы произошел скандал, если бы бюллетени переписи населения сгорели? Все на этом пожаре было сделано правильно, в соответствии с существующей тактикой тушения, и все же погиб пожарный. В этом случае уместно говорить о существующих у нас средствах защиты и пожаротушения. К примеру, на Западе пожарный не полез бы в такой огонь. Там есть специальные подъемные устройства, поднимающие пожарного на необходимую высоту, и он, отступив от огня на безопасное расстояние, приступает к тушению. А мы, как и сто лет назад, приставляем лестницу к стене и героически лезем в очаг пожара! Да и наша каска разве что от воды может защитить, от высокой температуры -- лишь в определенных пределах, а при падении или серьезном ударе она практически бесполезна. Будь у Виталия современная каска, может, он и остался бы жив. Не хочется постоянно приводить в пример западные страны, но, тем не менее, там у каждого пожарного своя каска, индивидуальная, подогнанная под размер головы, со встроенными внутри специальными амортизаторами. Но мы рады и тем, что есть, потому, что и их не хватает. Одним словом люди, защищая интересы государства, этим самым государством абсолютно не защищены.

Семье Виталия выдадут единоразовую выплату в размере десятилетней заработной платы -- это немногим более 30 тысяч гривен. Пожарная охрана не оставит семью погибшего, он навечно в наших рядах.

-- Прапорщику Виталию Зайцеву посмертно присвоено офицерское звание младшего лейтенанта, -- сообщил «ФАКТАМ» начальник УВМД Украины в Луганской области Григорий Епур. -- Он будет навечно зачислен в штат областного управления внутренних дел и останется в нашей памяти как герой, человек, выполнивший свой долг до конца.