Події

Превращение киевского железнодорожного вокзала в лицо европейской столицы началось с грубого наезда на торговцев

0:00 — 1 лютого 2001 eye 1295

Теперь на столичном вокзале не купишь ни пирожка, ни воды

К одному из торговых ларьков на Киевском железнодорожном вокзале подошли три крепких паренька. Один из них, ткнув продавщице удостоверение сотрудника милиции, потребовал открыть двери. «Простите, а у вас есть соответствующее направление?» -- вполне законно поинтересовалась перепуганная женщина. «Дверь открывай!!!» -- рявкнули ей в лицо, и представители закона вломились в тесный ларек. Когда продавщица попыталась позвать директора своего предприятия, ее развернули лицом к стене и стали обыскивать: «Будет нужно -- мы тебе и в трусы заглянем… » Что искали сотрудники милиции у продавщицы, они так и не объяснили, но сказали: «Если у тебя в кошельке будут деньги, то мы тебя заберем для дачи показаний». В кошельке оказались квитанция за телефонные разговоры и пять гривен. Эта сумма ворвавшихся не заинтересовала, они пересчитали деньги в кассе, изъяли торговый патент, на что, кстати, не имели права без решения суда, и потребовали, чтобы торговую точку немедленно закрыли.

Подобные репрессии со стороны правоохранительных органов в прошлую пятницу коснулись всех продавцов ларьков на вокзале и Привокзальной площади. В этот день туда были стянуты значительные силы милиции… Бойцы отряда «Беркут», по рассказам коммерсантов, укладывали бизнесменов лицом на пол, сопровождали директоров некоторых коммерческих предприятий к автобусу с зарешеченными окнами… Так начался один из этапов реконструкции Киевского вокзала, согласно которой железнодорожные ворота украинской столицы должны приобрести европейский вид.

«ФАКТЫ» попытались выяснить, кто же санкционировал действия киевской милиции. Ведь сейчас, благодаря усердию милиционеров и чиновников «Укрзалiзницi», киевляне, гости столицы и транзитные пассажиры, уезжая из города, лишены возможности приобрести в дорогу продукты питания, купить друзьям главный киевский сувенир -- торт «Киевский» или же просто посидеть в ожидании поезда за кружкой пива у стойки бара. Уже неделя, как на вокзале опустели ларьки, исчезли книжные раскладки, перестала играть музыка, и уже закрылся один из залов ожидания на первом этаже. Работают только аптечный (принадлежит, по словам продавца, «Укрзалiзницi», и никакой милицией не проверялся) и газетный киоски (»Мы работаем, а комментирует пускай начальство», -- сказала продавец), почта да туалет (тоже принадлежит вокзалу). И аж возле входа в метро -- лоток с пирожками и пара палаток с традиционным набором. Среди пассажиров много желающих перекусить или чем-нибудь развлечься в ожидании поезда, да только негде: «Я здесь с сыном пересаживаюсь, все, что в дорогу взяли, съели уже. С утра пирожков возле метро купили, а теперь вот люди подсказали, что гастроном недалеко есть. Придется у бабушек на перроне покупать, авось не отравят»…

Чиновники от железной дороги проигнорировали тот факт, что у всех вокзальных киосков не истек срок аренды

Правда, генеральный директор «Укрзалiзницi» Г. Кирпа обещает, что к Дню Независимости киевский вокзал будет полностью реконструирован по всем европейским «стандартам», и у него даже появится новый павильон. Но вот новый этап ремонтных работ (два года назад здесь уже проводили одну реконструкцию) он начал по нашим стандартам. 26 января после милицейского визита в 16. 00 всех арендаторов вокзальной площади руководство «Укрзалiзницi» собрало в актовом зале станции «Киев-Пассажирский» и, оцепив здание при помощи вооруженных автоматами бойцов «Беркута» (чтобы, не дай Боже, кто-нибудь из бизнесменов не сбежал), попросили всех в весьма ультимативной форме освободить помещение вокзала -- вывезти товар и демонтировать все торговые сооружения.

Чиновники от железной дороги проигнорировали тот факт, что у всех базирующихся на вокзале предприятий срок аренды истекает лишь к 1 февраля, а у некоторых контракты заканчиваются даже в 2002 году. Их, видимо, совсем не волнуют проблемы коммерсантов.

По самым скромным подсчетам, могут лишиться работы не менее 3500 человек.

Действия милиции и чиновников «Укрзалiзницi» прокомментировал директор одного из предприятий, арендующих место на вокзале. Правда, свое имя он просил не называть, как, впрочем, и другие бизнесмены, до сих пор опасающиеся за свою безопасность после «официальной» демонстрации силы (кстати, они считают, что покушение на начальника станции «Киев-Пассажирский» Виталия Сабадаша 24 января совершено во устрашение всех тех, кого 26 января и попросили убираться с вокзала восвояси… )

-- Для нас полной неожиданностью стало оцепление вокзала в прошлую пятницу. Я понимаю, милиция -- это лишь инструмент в руках тех, кому выгодно, чтобы нас здесь не было. Официально нам объяснили, что акция захвата произведена в связи с реконструкцией вокзала. И действительно сразу после приезда милиции был закрыт один из залов, и начаты подготовительные для ремонта работы. А потом заместитель гендиректора «Укрзалiзницi» В. Гладких потребовал от нас убраться из арендуемых помещений в течение трех часов. Законно ли это, если договор аренды со станцией «Киев-Пассажирский» у многих предприятий на вокзале не потерял силы, если ранее Юго-Западная железная дорога обращалась к нам с просьбой приостановить свою деятельность лишь к 1 марта этого года? Ведь существует поэтапный план реконструкции вокзала. И мы не раз обращались на Юго-Западную железную дорогу с просьбой о предоставлении нам других мест на время реконструкции. Ведь невозможно взять и в один миг лишить пассажиров возможности быстро купить продукты, сигареты, обменять валюту или, простите, нормально сходить в тот же туалет… А если можно, то о каком тогда европейском лице города мечтает Кирпа?

Еще с осени «Укрзалiзниця» пыталась прервать контракты с некоторыми предприятиями, подавала иски в арбитражный суд, но все решения суда были в нашу пользу. И мы не очень-то верим, что прекращение нашей трудовой деятельности связано лишь с реконструкцией. Ведь на встречах с арендаторами Кирпа говорил, что после реконструкции вокзала контракты на аренду будут возобновляться только с теми, с кем он посчитает нужным. Нетрудно догадаться, кто может занять наши места после реконструкции. Уже сейчас по вокзалу ходят «чужие» люди, присматриваются к нашим пустым ларькам и приговаривают: «Здесь в августе я открою свою точку… »

Милиция проводила на вокзале рейд в ходе расследования покушения на начальника станции «Киев-Пассажирский»

Действительно, сегодня на вокзале все вопросы решаются с благословения Георгия Кирпы. Ни начальник вокзала, ни начальник станции «Киев-Пассажирский» не поставят свои подписи на контракте об аренде, если этот договор не будет изучен сначала в юридическом отделе Юго-Западной железной дороги, потом -- в юротделе «Укрзалiзницi», где Кирпа дает или не дает «добро», а уж потом -- в Минтрансе и Фонде госимущества. Возникает ощущение, что бюрократы от транспорта делят в уме потенциальные доходы вокзальных бизнесменов…

К сожалению, в полемику с пострадавшими коммерсантами «Укрзалiзниця» вступать не стала. Заместитель гендиректора «Укрзалiзницi» Василий Гладких для «ФАКТОВ» не нашел времени. Целый день он был занят -- все заседал. А под вечер замгендиректора стало плохо, и он поехал в больницу. Так нам сообщили в Центре информирования общественности «Укрзалiзницi», добавив, что Кирпа еще в ноябре встречался с арендаторами и уже тогда предупреждал, что контракты с ними будут прерываться. Встречался с ними в начале января и начальник станции «Киев-Пассажирский» Виталий Сабадаш. Действия милиции в Центре информирования общественности «Укрзалiзницi» комментировать также не стали: «Мы же не юристы… » -- выкрутились железнодорожники.

-- Сейчас правоохранительные органы столицы расследуют покушение на начальника станции «Киев-Пассажирский», -- рассказал «ФАКТАМ» начальник управления Государственной службы борьбы с экономическими преступлениями (УГСБЭП) ГУ МВД Украины в Киеве Игорь Лазарев. -- Поскольку, по одной из версий, причиной этого преступления могли послужить отношения потерпевшего с коммерческими структурами, расположенными на вокзале, то на вокзале был проведен рейд, в котором были задействованы около ста оперативников и десяток бойцов «Беркута». Все приехали на легковых машинах, автоматов ни у кого не было. К проведению собрания директоров наш рейд не имел.

Закрытие киосков мы не производили -- это сфера взаимоотношений коммерсантов с руководством вокзала. Обысков и задержаний, на которые жалуются ваши читатели, мы не проводили, лицом в грязь никого не укладывали. Но полноту учета выручки, наличие документов на товар -- все это мы обязаны были проверить. К восьми вечера закончили отработку и уехали.

В ходе рейда выявлено около пятидесяти нарушений действующего законодательства. По всем этим фактам материалы направляются в органы защиты прав потребителей, налоговую инспекцию.