Большая почитательница «ФАКТОВ», одна из самых маленьких женщин в Украине, веселая и отзывчивая Жанна Бард из райцентра Гайсин на Виннитчине собрала более 700 номеров нашей газеты, а часть этой бесценной, как она считает, коллекции передала в одну из местных библиотек
«Когда приедете в старый центр Гайсина, спросите у любого прохожего, где живет маленькая Жанна. Вам каждый покажет!» -- инструктирует меня по телефону Жанна Юдковна Бард, обрадовавшись, что я собираюсь к ней в гости.
Действительно, в небольшом райцентре Жанну долго искать не пришлось. Здесь ее знают все. А вот привезенный мной небольшой кулек конфет ее скорее опечалил, чем обрадовал. «Когда вижу конфеты, сразу вспоминаю отца, у него в кармане всегда были самые дорогие шоколадные «Белочка», «Красный мак», «Каракум», -- растрогалась маленькая Жанна. -- Он и сам их любил, и детвору угощал. А иные взрослые замечали: «Сам как ребенок! Хоть росточка в нем и маловато, зато доброты на нескольких здоровенных мужиков хватит!». Роста у отца действительно было маловато, чуть больше метра». Сама же она немного выше отца, ее рост -- 1 метр 15 сантиметров.
Отец Жанны Юдка Ладыжинский и его старшая сестра Люба были совсем крохами по сравнению со своими тремя родными братьями, которые выросли высокими и здоровыми. Правда, один из братьев во время Великой Отечественной пропал без вести. А двое других вполне успешно устроили свою жизнь, имели семьи и занимали высокие должности. Братья от души радовались, когда их маленький Юдка, инвалид второй группы, взял в жены высокую статную красавицу-мадьярку Марию. Мария тоже была инвалидом первой группы, передвигалась на костылях. «Разве это важно для такой огромной любви, что он еврей, а она -- мадьярка? Разве его маленький рост и ее увечья помешают их счастью?» -- размышляли родственники жениха.
Но счастье их было недолгим. После рождения дочери, такой же маленькой, как и отец, Мария сбежала. А позже сообщила Юдке, что у него есть еще и сын -- здоровый крепкий мальчуган Саша.
-- Hе осуждаю маму, что бросила меня, такую кроху, -- говорит Жанна. -- Хотя всегда чувствовала, как мне ее недостает. Твердо знаю: она была уверена, что с отцом я не пропаду! Помню, отец очень любил рассматривать свадебную фотографию: рядом со своей «большой» невестой с мужественными волевыми чертами лица жених выглядел совсем как ребенок. Вскоре мама вновь вышла замуж и родила еще одного сына, но повторный брак, к сожалению, счастья ей не принес. Впервые мы встретились, когда мне исполнилось шестнадцать. Я поехала к ней в Киевскую область, где она жила вместе с сыновьями -- моими братьями. Как ни странно, она тосковала по отцу и, кажется, хотела бы к нему вернуться. Я рассказала об этом папе. Но он оказался слишком гордым и не смог простить маме измену. Так и жили мы втроем в Гайсине, все маленькие: тетя, папа и я.
Некоторое время маленькая Жанна училась в интернате, а потом учителя посоветовали перевести преуспевающую в учебе девочку в обычную общеобразовательную школу. Юдка трудился в районном коопторге, продавая в киосках разную галантерейную мелочь: нитки, пуговицы, иголки, платки, чулки-носки и прочее. Он старался, чтобы его девочка выглядела как можно лучше -- покупал ей дорогие импортные детские свитерки и платьица. А еще отец очень любил дарить дочке золотые украшения и при этом внушал, что есть особая прелесть в том, что они такие маленькие. «Грустить о том, что мы не великаны, не стоит!» -- настраивал он дочь на взрослую жизнь.
Помня о своей неразделенной любви, Юдка постоянно внушал девочке, что мужа она должна искать под стать себе -- такого же маленького росточка. Впрочем, не о таком муже мечтала маленькая Жанна -- ей нравились высокие мужчины. И когда родственники-одесситы нашли для нее маленького Ефима, она этому совершенно не обрадовалась. Едва познакомив Жанну с женихом, их тут же решили поженить.
-- Да, внешне мы очень подходили друг другу, все вокруг просто восторгались, глядя на нас, -- вспоминает женщина. -- Я была красивой невестой -- в длинном лимонного цвета платье с очень модными тогда рюшами, в крошечных белых туфельках, у меня были длинные и пышные черные волосы. Кажется, Ефим влюбился с первого взгляда, а я так и не смогла ответить на его чувства. Я старалась быть заботливой хозяйкой, поддерживая порядок и чистоту в нашем огромном доме, научилась хорошо готовить. Но вскоре осознала: жить с человеком, которого не любишь, -- не по мне. Собрала свои вещи и вернулась к отцу в Гайсин -- от бывшего мужа только фамилия и осталась. С тех пор больше никуда и не тянет меня отсюда.
Когда отец тяжело заболел, он все просил меня, чтобы я известила о его болезни сына Сашу. Саша приехал: он упал на колени перед его кроватью и просил у отца прощения. Ведь он стеснялся маленького Юдку-отца так же, как и меня, свою родную сестру! О чем они говорили, не знаю, вот только слышала, что отец часто повторял его имя, говорил, что и не мечтал о таком красавце-сыне. Вот так, с именем Саши, отец ушел в мир иной. А я вот, к примеру, совсем не жалею, что не выросла большой. Жаль только, что в молодости никакой специальностью так и не овладела. Есть у меня и еще одна печаль -- братья Саша и Юра продолжают сторониться меня. Для них я будто и не существую. Саша, к примеру, рассказал обо мне своей жене только через несколько лет после женитьбы, после того как у них, слава Богу, родился здоровенький ребенок.
Жанна, низенькая, немного располневшая женщина, с робким, почти детским и грустным взглядом, вприпрыжку топающая маленькими ножками, уже привыкла к тому, что шагающие рядом люди, глядя на нее, улыбаются. «Улыбки -- это здоровье. А кто еще может похвалиться, что подарил их людям так много?» -- уверена она. Веселый отзывчивый характер помогает маленькой Жанне преодолевать любые невзгоды. Она -- душа любой компании, до недавнего времени без нее не проходила ни одна свадьба. И хотя на такие мероприятия Жанне часто приходилось наряжаться шутом, она не обижалась: если это радует людей, стоит ли отказывать им в удовольствии?
Длительное время Жанна трудилась на местном заводе оцинкованной посуды. Ее маленькие юркие ручонки укладывали резинки в закаточные крышки -- до десяти тысяч крышек она перебирала за дневную смену, стараясь не отставать от других! А уволиться ее заставил нелепый случай. Как-то один из руководителей предприятия обнаружил припрятанные тюки с готовой продукцией, которые рабочие пытались украсть. Виновные списали этот грех на Жанну, видимо, надеясь, что она, добрая и понимающая женщина, выручит их. Не разобравшись в ситуации, Жанну начали подозревать в воровстве: а ведь те баулы с крышками она не смогла даже бы сдвинуть с места. Если ей не доверяют, стоит ли работать? Вот и рассчиталась.
Несколько лет Жанна не работает. А чтобы скучно не было, берет в свой дом квартирантов. Один из них, Пал Палыч, у которого, как оказалось, нет ни кола, ни двора, задержался у Жанны на несколько лет. Он помогает маленькой женщине по хозяйству, может убрать в доме, сбегать в магазин. Впрочем, местные кумушки уже давно сосватали Жанну за ее постояльца. Маленькая Жанна только вздыхает: было в ее жизни много любви. И сейчас это возвышенное чувство не дает ей покоя. Вот только, печально замечает маленькая женщина, понравившийся ей мужчина вряд ли ответит взаимностью.
-- Жанночка -- лучший советчик и помощник в любой ситуации! -- восклицает соседка маленькой Жанны Надя Кондренко. -- Я, к примеру, очень благодарна ей, она помогла мне сынишку Максимку вынянчить. А вообще трудно ей. Сготовить-то еще сумеет сама. А вот стирка, к примеру, для нее -- дело нелегкое, поэтому по-соседски помогаем ей.
В течение часа, проведенного в гостях у Жанны, ее телефон надолго не умолкал. Кто-то делился с ней новостями, кто-то интересовался, как она себя чувствует, кто-то спрашивал номер телефона общего знакомого. Интересно, что многие местные жители подружились с Жанной благодаря «ФАКТАМ». Дело в том, что Жанна -- активная читательница нашей газеты. В ее «коллекции» уже свыше семисот номеров. Зная, что у Жанны всегда есть свежие «ФАКТЫ», соседи и знакомые спешат к ней вечерком.
-- Покупаю «ФАКТЫ», иногда даже на последние деньги, -- говорит Жанна. -- Не могу отказать себе в удовольствии почитать газету! Привыкла быть в курсе событий, это у меня от папы осталось. А телевизор мой не работает, и чинить его, похоже, уже не придется -- старый. К сожалению, газета в последнее время все дорожает, а моя пенсия по инвалидности остается неизменной -- 52 гривни! Старые номера «ФАКТОВ» бережно храню в чемоданах, иногда с удовольствием их перечитываю. Впрочем, уже решила отдать эти старые подшивки в библиотеку Общества глухонемых, где наша еврейская община арендует комнату. Пусть люди читают, просвещаются. Кстати, свежий номер «ФАКТОВ» в Гайсине вы не ищите, газету читают у нас по знакомству. Мне, к примеру, знакомая киоскерша все время оставляет.
Жанна надеется, что публикация в газете поможет приобрести ей новых друзей по переписке. А о своих проблемах она вспоминает невзначай, будто они мало что значат для нее. После того как рядом построили многоэтажку, одна стена ее дома разрушилась, на стене образовалась огромная трещина. При всем желании маленькой женщине с этим домашним «стихийным бедствием» не справиться, поэтому надеется на местных строителей. Однажды они ей уже помогли, обложив старый дом кирпичом. Все образуется, утешается Жанна, мир не без добрых людей.