Спорт

Известный российский телекомментатор кирилл набутов: «собираюсь пройти вместе с бабушкой по цирковой проволоке. Конечно же, я упаду… »

0:00 — 9 лютого 2001 eye 539

Несколько дней назад в Донецке состоялся XII международный турнир «Звезды шеста», на котором легендарный легкоатлет Сергей Бубка попрощался с большим спортом. Это любимые соревнования Бубки — уникальное, яркое и неповторимое шоу, неотъемлемой частью которого уже давно стал известный российский тележурналист Кирилл Набутов. В нынешнем году Набутов в шестой раз прилетел из Питера в Донецк по личному приглашению Сергея Бубки и, как всегда с блеском, провел соревнования. На этот раз ему помогал его украинский коллега Илья Ноябрев.

Кирилл Набутов — сын прославленного спортивного комментатора Виктора Набутова, который стал известен раньше Озерова и Маслаченко. Как и его отец, Кирилл связал свою жизнь с телевидением. Он автор многих популярных телевизионных проектов, таких например, как программа «Один день с.. », и владелец компании «Адамово яблоко». Кроме того, Набутов — один из лучших профессиональных спортивный комментаторов СНГ. Каждый его репортаж — неповторимый спектакль.

«Работа спортивным ведущим — своеобразная «оттяга» для меня»

- Как судьба свела вас с Сергеем Бубкой?

- Познакомился я с Сережей в 1983 году на тренировочном сборе в Ленинграде перед первым чемпионатом мира по легкой атлетике в Хельсинки. 19-летнего Сергея Бубку главный тренер сборной СССР Игорь Арамович Тер-Ованесян взял на чемпионат «под личную ответственность». Я работал комментатором спортивной редакции Центрального телевидения, мы снимали чемпионат, на котором Бубка первый раз стал чемпионом мира. Потом мы пересекались с ним на разных соревнованиях. В Сеуле я одним из первых поздравил его с олимпийским «золотом».

Когда проводили первый турнир «Звезды шеста» в 1990 году, меня позвали поработать «клоуном на арене». Дело в том, что подобные соревнования тогда (да и сейчас) нигде не проводились. Естественно, никакого опыта ведущего у меня не было. Но верх взял азарт. И потом, все-таки, Бубка — человек, приглашение которого и десять лет назад — было для меня очень лестным. Я реально представляю масштаб личности этого великого Атлета в истории мирового спорта. С 1997 года приезжаю в Донецк ежегодно. Я очень признателен Сергею, что он меня не забывает.

- Во время ведения спортивного шоу вы невероятно быстро заводите публику остроумными репликами, не забывая, впрочем, выдать максимум спортивной информации…

- К каждому турниру обязательно готовлюсь. Сейчас я, правда, простудился, что-то меня «колбасить» начинает, не успеваю со спортсменами переговорить. Бывает, что чего-то не знаешь… Но в конце концов зрителю не так уж и важно, какой результат у спортсмена лучший — 5. 85 или 5. 86. Важно, чтобы получилось шоу.

- Кирилл Викторович, чем для вас является работа спортивного ведущего — хобби или стремлением подзаработать?

- Ну как это можно называть работой?.. Даже если бы за этим стояли огромные деньги, все равно — это для меня своеобразная «оттяга». У меня столько всякой работы… Вот сегодня с утра наговорил с гостиничного телефона на 300 гривен. Никого не волнует, что мне охота к Бубке в гости съездить — извольте звонить за свой счет и выполняйте свои обязанности.

- Как бы вы сами себя определили — кто такой Кирилл Набутов: продюсер, ведущий или телекомментатор?

- У меня своя продюсерская компания «Адамово яблоко», где делается множество разных проектов. Если в какую-то телепередачу попадает моя рожа, это мало что значит. Честно говоря, не рвусь присутствовать в эфире и давно собираюсь из него «вывалиться». Что мешает «вывалиться»? Пока действует контракт, который надо выполнять.

«Олимпийские игры — самая противная и тяжелая работа»

- Вас называют одним из лучших профессиональных спортивных комментаторов в стране…

- Для меня это, естественно, хобби. За спортивное комментаторство ничего не платят, поверьте мне!

- Скажите еще, что вы не элитный спортивный журналист. Ведь не каждому удалось поработать на девяти (!) Олимпийских играх…

- Не могу с этим согласиться, хотя может сложиться впечатление, что я этакий пижон: зимой — в Нагано, летом — в Атланте. Олимпийские игры — это самая противная и тяжелая работа, нагрузки просто колоссальные. Понимаешь, работа на Олимпиадах только со стороны может показаться легкой прогулкой: приехал, провел репортаж и пошел в гостиницу водку пить. Девяносто процентов времени отнимает рутинная, организационная работа, приходится делать множество подсъемок, сюжетов, новостийных выпусков. Потом хватаешь сумку, делаешь репортаж, мчишься обратно…

Правда, приглашение поработать на своей первой Олимпиаде — московской — счел за счастье. Как спортсмен (я занимался академической греблей) на Олимпиаду-80 я не попал и с ностальгией вспоминаю работу в Москве…

По моему мнению, спортивное телевидение в России находится в упадке. Ничего сверхнового не возникает: ни каких-то новых проектов, ни необычных форм работы. Спорт мало кому нужен. Кроме НТВ+ в России нет больше специализированных спортивных каналов.

- Знаю, что на питерском ТВ идет ваша авторская программа о боксе. Для вас существует разница между любительским и профессиональным боксом?

- Это два разных вида спорта. Различия во всем: начиная с правил и заканчивая внутрицеховыми отношениями. Мои симпатии — на стороне профессионального бокса. Судьба любительского бокса сейчас вообще не ясна, система судейства себя давно дискредитировала. То, что сегодня существует, я называю профессиональным боксом по олимпийским правилам. Хотя и в любителях, и в профессионалах талантливых спортсменов сразу видно. В Сиднее мне понравились Аслум — крашеный французский боксер, который выиграл Олимпиаду в категории 48 кг, и Харрисон — чернокожий гигант-тяжеловес. Они уже перешли в профессионалы.

Кстати, работа в Сиднее запомнилась тем, что мне впервые довелось вести репортаж об открытии Олимпийских игр. После этого я понял, что с комментаторством пора завязывать. Ведь для спортивного комментатора нет выше профессиональной ступени, чем вести в прямом эфире такой репортаж. Мой отец был очень хорошим спортивным комментатором — не ровня мне. Но он не удостоился такой чести. А мне, вот, повезло…

«В молодые годы я был профессиональным картежником»

- Кирилл Набутов многое перенял от Виктора Набутова?

- В СССР было два великих комментатора — Николай Озеров и Виктор Набутов. Наверное, наследственность сыграла немалую роль в том, что я стал спортивным комментатором. Не буду скрывать, фамилия мне помогла, когда я поступал работать на питерское телевидение. У меня было больше возможностей, чем у других молодых людей, и за глаза меня попрекали этим. Но то было раньше.

… Мой папа был очень веселым и азартным человеком, и я перенял от него эти качества. В молодости я был профессиональным картежником, играл на большие деньги. Проигрывал так много, что даже не хочется называть порядок денежных сумм…

- Считаете ли вы себя успешным человеком?

- Если считать критерием успеха количество денег, что платят за вашу работу, то, пожалуй, нет. Надо уметь себя продавать. Вот если бы я умел себя «пиарить», то получал бы гораздо больше денег за ту же самую работу.

Хотя разве в деньгах дело? Ну, есть у меня деньги на «Мерседес» — и что?.. Я достаточно обеспеченный человек на сегодняшний день, хоть и не богатый по российским меркам. Мы с женой живем вдвоем и много на себя не тратим. А вообще, для полного счастья мне много чего не достает…

Я все время себя одергиваю, когда начинаю себя жалеть. Этот процесс происходит постоянно. Но ведь есть люди, и их немало, которым гораздо хуже. Я много чего повидал: ребят, ставших инвалидами на войне, матерей, потерявших детей в Чечне…

Посещает ли меня чувство сострадания? Сказать что редко — глупо, сказать что часто… Во всяком случае я всегда подам на улице пожилой женщине, но никогда — псевдоинвалиду, побирающемуся на коляске между автомобилями, или мальчишкам-попрошайкам. Мужики вполне могут зарабатывать деньги — так не унижайся и не унижай других.

- Вы производите впечатление человека абсолютно счастливого и чрезвычайно уверенного в себе…

- Этот имидж совершенно не соответствует моему внутреннему состоянию. Я сомневающийся товарищ. Хотя прекрасно знаю, что не произвожу впечатление человека ранимого, мятущегося… Наоборот, весь такой веселый, все-то у меня хорошо. Что ж тут кокетничать и изображать эдакого тонкого, нервного… Я сытый, зажравшийся человек с пузом — с улыбкой говорит Кирилл, похлопывая себя по животу, и добавил кокетливо: — Меня не любят женщины!

- Ну уж в это не поверю ни за что!

- Нет одна, правда, любит — моя нынешняя жена, ради которой я бросил все. Я увидел ее в 13 лет и влюбился с первого взгляда. Потом жизнь нас разбросала и вновь свела через очень много лет. У нас уже были семьи, дети… В тот момент оказалось, что Господь Бог, или тот, кто его заменяет, существует. Оказалось, что это не просто детское увлечение. Я встретил женщину, которая была предназначена мне судьбой. Охотно верю, что существует высший разум, он вмешивается в нашу жизнь. Хотя я не верующий человек — в церковь не хожу и даже не крещенный. Право любого человека на веру очень уважаю. Посредников не люблю во всех делах, в том числе между Богом и человеком, поэтому-то в церковь и не хожу.

У нас дети взрослые, живут отдельно. У моего старшего сына — своя жизнь: он — генеральный менеджер профессионального баскетбольного клуба «Петербургские львы». У него своя квартира, яхта, машина. Младший сын живет со своей матерью.

Жена работает вместе со мной. Офис нашей компании находится всего в пяти минутах ходьбы от нашего дома. Нам ничего особенного такого и не нужно, деньги вкладываем в работу, а не в покупку «мерседесов» или дач на Канарах. Живем достаточно простой жизнью, не отказывая себе в каких-то мелких радостях — купить, например, на ужин хорошего вина…

- Как при вашей сумасшедшей занятости удается выкраивать время на отдых? В чем вы обретаете покой?

- Да нет его, покоя. Режим жизни рваный. С возрастом человек становится похож на механизм и меньше думает о кайфе. Работа становится потребностью организма.

- А если бы не было работы?..

- А черт его знает! Другую работу нашел бы… Занимался бы реставрацией, изготовлением мебели, например. Покупаю иногда для себя какие-то старые вещи, меняю, когда надоедают. У нас квартира в старом доме с лепниной на потолках. Долго не могли с женой подобрать подходящую люстру. Как-то зашли к знакомому директору антикварного магазина, и он предложил нам посмотреть сталинскую люстру, как в метро. Так сказать, сталинский ампир. Жуть просто! Стеклянная, но недорогая — каких-то сто долларов. Жена говорит:»Давай купим, она будет замечательно смотреться». Мы с ней ругались-ругались, в конце концов купили. Люстра вписалась в интерьер, как родная.

- Вы постоянно ездите из Питера в Москву на съемки и обратно. Бывает, за неделю посещаете несколько стран. Не надоело мотаться по свету?

- Это дело привычки, человек ведь ко всему привыкает. А как люди по 25 лет отбывали срок в лагерях?.. Недавно мы целую неделю провели в Бутырке — снимали сюжет для передачи «Один день с… ». Нет, я не сравниваю себя с человеком, который отбывает наказание в колониях. Я просто говорю, что люди приспосабливаются к любым нетипичным условиям, в том числе и к разъездам. Я просто работаю, вот и все.

- Как вы выбираете героев своей популярной телепередачи «Один день с… »?

- Я профессионал-ремесленник и прежде всего думаю, как будет смотреться картинка на экране.

- Как вам пришла в голову идея залезть на шпиль собора Петропавловской крепости (о съемке этой передачи «ФАКТЫ» писали в январе — Авт. )?

- Герой передачи «Один день с Михаилом Михайловичем Бобровым» достоин того, чтобы его увидели на экранах. Он профессиональный альпинист. На 60-ю годовщину блокады я предложил ему повторить восхождение на шпиль, которое он совершил в 1941 году. Состоялся мужской разговор. Мы сказали, что если он передумает, съемку отменим. Он согласился. Когда человеку 77 лет и он лезет на высоту 120 метров, а я — жирный, щекастый, что, буду стоять и смотреть?.. К сожалению, идея моего залезания не сработала. Я хотел повисеть рядом и записать рассказ Михаила Михайловича о том, как они работали в блокадном Ленинграде. Камеры снимали нас с трех точек и на вертолете. Но вертолетчики не поняли, что нужно отлететь, и винты машин заглушили весь разговор.

Через две недели я хочу попробовать пройтись по проволоке в цирке. Естественно, я упаду, потому что невозможно не упасть при моей-то комплекции и отсутствии навыков. Меня будут страховать. Хочу специально упасть и болтаться на ланже, чтобы люди увидели, насколько это непростой цирковой номер. Это будет история об одной цирковой семье. Она — канатоходка, уже бабушка, у нее внуки, но она до сих пор демонстрирует номер «эквилибр на тросе» без страховки! Он — лучший жонглер мира, единственный, кто держит 11 предметов и собирает их в воздухе. Помимо выступлений в цирке они пишут иконы! Мы будем снимать один день этой семьи. Это же интересно, как бабушка идет по проволоке с микрофоном и рассказывает. А мы будем снимать ее выступление…