Если бы не провальное голосование парламентского большинства по законопроектам об имплементации итогов всеукраинского референдума, то в эти дни можно было бы с патетикой говорить о годовщине победного существования этого образования в Верховной Раде. Но сейчас политологи и наблюдатели вынуждены гадать над методами сохранения такого структурного образования как парламентское большинство. А еще -- над причинами, побудившими народных депутатов принять новую редакцию закона о выборах парламентариев, который открывает путь в парламент следующего созыва только обладателям партийного билета. О проблемах большой украинской политики мы говорим с членом депутатской группы «Трудовая Украина» Александром Единым.
-- Сегодня в Украине сложилась непростая ситуация. Можно ли говорить о политическом кризисе?
-- Оппозиция была, есть и будет, и вряд ли стоит создавать ажиотаж вокруг ее действий. Другое дело, что сегодня многие политические партии, теряющие свой и без того невысокий авторитет среди избирателей, используют «кассетно-палаточный скандал» для саморекламы. Их лидеры стремятся скомпрометировать сплотившиеся вокруг Президента силы и добиться отхода от курса экономических реформ, провозглашенного Леонидом Кучмой. Откровенно говоря, удивляет, что и некоторые центристы, поддавшись уличной пропагандистской кампании, забыли, зачем они вошли в состав парламентского большинства.
Во время скандалов очень трудно вести нормальную законодательную работу, поэтому Бюджетный, Налоговый, Гражданский и другие кодексы остаются непринятыми. Если на предстоящих заседаниях Верховной Рады парламентское большинство не начнет продуктивно работать, то это станет серьезным тормозом для продвижения страны вперед.
Несмотря на происходящее, Украина имеет кредит доверия со стороны европейских институтов. Наглядным подтверждением чему стало избрание на последней сессии ПАСЕ члена депутатской группы «Трудовая Украина» Анатолия Раханского председателем комитета по вопросам науки, культуры и образования. Это дает надежду на понимание со стороны Совета Европы, хотя абсолютно понятно, что в своем доме мы должны навести порядок сами.
-- Александр Осипович, сегодня пропорциональную избирательную систему называют едва ли не панацеей от всех бед в политике. Согласны ли вы с этим утверждением?
-- Категорически не согласен. Чисто партийная система выборов не учитывает интересов тех людей, которые не поддерживают ни одну из партий. У нас ведь только около 5% избирателей партийные. Напомню, статья 22-я Конституции Украины гласит, что существующие права граждан не могут быть ограничены, а пропорциональная система может толковаться как сужение права выбора гражданина при голосовании. В условиях переходного общества при пропорциональных выборах заметно усиливается анонимность и, как следствие, безответственность всей политической системы.
При партийных выборах не учитываются интересы регионов, так как в список могут входить кандидаты из одного города или региона. Я уверен, что Президент наложит вето на предложенный коммунистами избирательный закон, а в случае его преодоления -- последнее слово должен сказать Конституционный суд. Думаю, никто не станет отрицать, что именно мажоритарщики часто становятся в хорошем смысле лоббистами интересов своих земляков в киевских коридорах власти. Кстати, чисто пропорциональную систему поддержали и некоторые мажоритарщики, в основном те из них, кто за три года своих депутатских полномочий ничего для округа не сделал, и избраться вновь шансов не имеет.
В Германии 20-х годов коммунисты и нацисты политически выжили благодаря только партийной избирательной системе. Таким образом, конкуренция идеологий при партийных выборах была и будет выгодна только крайне левым и крайним правым, националистическим силам. Наглядный пример такой недальновидной политики мы можем сегодня наблюдать в соседней Молдове, где выборы проходят по такой системе и где коммунистам удалось серьезно ограничить власть президента и претендовать на абсолютное большинство в парламенте.
-- Но ведь пропорциональную систему поддержали не только левые
-- Это еще раз подтверждает заинтересованность в подобных правилах выборов безответственных политических сил. Скажу больше -- пропорциональная система может вообще привести к власти левых, что кардинально изменит ситуацию в стране. Уже сегодня очевидно, что переход к пропорциональной системе выборов приведет к размыванию центристских сил, которые не смогут эффективно воздействовать на ситуацию в парламенте. К примеру, Италия, развитая капиталистическая страна, после 20-летней политической нестабильности вернулась от пропорциональной к мажоритарной избирательной системе. Партия «Трудовая Украина» и наша депутатская группа в Верховной Раде последовательно выступают за сохранение смешанной системы, естественно, с учетом необходимости ее модернизации на основе опыта прошлых парламентских выборов.
-- С чем вы связываете провальное голосование по имплементационным законопроектам?
-- Наверное, коллегам-депутатам не слишком понравилась перспектива ограничения их прав и, как следствие, -- усиление ответственности перед законом. Кроме того, сокращение на треть численности депутатского корпуса закрывает для многих парламентариев возможность повторного избрания в Верховную Раду. Сильно повлияли на результаты голосования и неудовлетворенные амбиции, а порой и личные обиды на власть некоторых политиков, как правило, бывших функционеров. С другой стороны, я уверен, что в деле воплощения воли избирателей еще не все потеряно, и последнее слово в этом процессе в любом случае останется за Президентом.
-- Скажите, Александр Осипович, что привело вас, успешного бизнесмена, в большую политику?
-- Если я ставлю себе цель, то пытаюсь ее достичь и никогда не останавливаюсь на полпути. В Украине стабильный бизнес возможен только при предсказуемой политике, и ситуация, при которой основным коммерческим риском у нас в стране считается политический, абсолютно неприемлема. Думаю, побудительным мотивом для прихода во власть политиков «новой волны», которые достигли определенного результата в бизнесе, стало разочарование в возможностях национал-демократов что-нибудь изменить и раздражение от нелепой в своей бесперспективности ортодоксальности коммунистов. Вспоминая свою предвыборную кампанию, подчеркну, что выиграть у левых, что-то обещая, невозможно. Способности к демагогии у них заложены генетически, в этом смысл их политической деятельности. Победить их можно только делами, конкретной работой.
-- Не кажется ли вам утопией утверждение о возможности ведения честного бизнеса в Украине?
-- Если хотите, в бизнесе изначально кто-то должен кого-то обмануть, купить подешевле, а продать подороже. Другое дело, что этот обман не может быть всепоглощающим. Государство должно определить правила игры, сделать бизнес цивилизованным, с полностью уплаченными налогами.
-- В парламенте вы играете в команде или стоите на позициях единоличника?
-- Политика -- командная игра, где, как и в жизни, действует правило «один в поле не воин», даже если он носит фамилию Един (говорит с ударением на втором слоге. -- Авт. ).
-- Кстати, о фамилии. Вы знаете ее этимологию?
-- Да, и очень хорошо. У меня польские корни, по-польски «едын» означает «один». Мой отец родом с Западной Украины, из Старосамборского района, где эта фамилия очень распространена. После победы советской власти над так называемым «бандеровским движением» западных украинцев старались интегрировать в советское общество. Одним из путей такой интеграции было насильственное изменение фамилий. Так мой отец стал Единым. С фамилией у меня связаны исключительно приятные эмоции. Помните, как десяток лет назад можно было увидеть огромную надпись на высотных домах: «Народ и партия — едины!»? (Смеется. ) Фамилия влияет на судьбу, я всю жизнь опираюсь на поддержку друзей и рассчитываю на свои силы.
-- Как вы оцениваете необходимость создания коалиционного правительства?
-- Депутатская группа «Трудовая Украина» поддерживает правительство Ющенко в большинстве его начинаний, но зачастую этой поддержке мешали внутренние разногласия в Кабмине. Сегодня, как никогда ясно, что эффективная работа правительства возможна только в условиях постоянного сотрудничества с парламентом. Обеспечить его иначе, как созданием коалиционного правительства проблематично.
Наша депутатская группа, имеющая мощный кадровый потенциал, готова в любое время предложить свои кандидатуры для работы в таком правительстве. Я считаю, что именно коалиция вокруг идеи последовательного реформирования экономики страны может изменить ситуацию в сторону улучшения.
-- Не кажется ли вам, что реформы в нашей стране тормозит в том числе и обилие бюрократов?
-- Я бы поставил задачу роста нашей экономики и кадровую проблему нашей системы управления в одну плоскость. У нас нет времени на перевоспитание бюрократов, страна не может и не должна оставаться заложником неэффективного госаппарата. Поэтому я поддерживаю активную кадровую политику главы государства и Администрации Президента. В противном случае привычка наших управленцев резать кур, несущих золотые яйца, и рапортовать о выбитой в бюджет гривне, не заметив рядом миллион, поставит крест на желаниях как внутренних, так и внешних инвесторов работать в Украине. С другой стороны, чему удивляться, если вспомнить об уровне подготовки и зарплатах наших чиновников. Я считаю, что главной задачей улучшения качества работы чиновника должен быть размер его зарплаты и высокие социальные гарантии по старости. Как, например, это сделано в Чехии. В этом случае чиновнику будет что терять, если он нарушит закон. Риск лишиться пенсии и высокооплачиваемой работы, престижной профессии и репутации должен быть реальным.
-- Эту задачу вряд ли удастся решить за несколько месяцев, а принимать решения по кадровым вопросам нужно уже сейчас. Какие, на ваш взгляд, должны быть критерии эффективной работы чиновника?
-- Я тесно работаю с транспортной отраслью, возглавляю подкомитет по вопросам железнодорожного транспорта в Верховной Раде, поэтому хорошо знаю, какая сложная ситуация сложилась на наших железных дорогах в начале 2000 года. Тогда, как вы помните, Президент принял решение о смене руководства и назначил Георгия Кирпу гендиректором «Укрзалiзницi». За короткий срок новое руководство добилось ощутимых результатов в своей работе. Если в апреле 2000 года доля бартера в выручке дороги составляла 87%, а живых денег поступало 13%, то через полгода, эти цифры поменялись местами. Причем Георгий Кирпа решил эту задачу так, что это почувствовал и бюджет, которому вернули все долги, и сами железнодорожники, которым подняли вдвое зарплату, и все мы, простые пассажиры, которые этим летом смогли бесплатно отвезти своих детей на юг.
-- Александр Осипович, чего вам в жизни не хватает?
-- По большому счету у меня есть если не все, то очень многое. Хорошая семья, любимые жена и дети, настоящие друзья. И хотя занятость не дает воспользоваться всеми этими благами в полной мере, наверное, я счастливый человек.
Я хотел бы сказать о том, чего из прошлого не хватает сегодня. Нет чувства прогнозируемой перспективы, тяжело просчитать свой жизненный путь на несколько лет вперед. Ситуация меняется с каждым годом, происходят изменения, и очень не хватает чувства стабильности. В советские времена оно было, но носило иллюзорный характер, ведь нам не с чем было сравнить свою жизнь. Нам казалось, что мы живем, пусть бедно, но счастливо. Это было fata morgana той прошлой жизни. Сейчас такого чувства нет, и очень хотелось бы его вновь обрести. Кстати, на нынешнем этапе развития нашей страны обретение чувства уверенности зависит только от нас самих. Я часто бываю за границей, там живут многие мои друзья и родственники. Они порой сравнивают свое бытие со старыми советскими временами. Работа, дом, семья, кухня, телевизор, немного спорта и развлечений. Наверное, многим гражданам Украины хотелось бы вернуть это ощущение спокойного сегодня и уверенного завтра.