Події

Только тигры владимира шевченко были способны на «высший пилотаж» -- ездить на лошадях

0:00 — 13 лютого 2001 eye 448

После долгого перерыва знаменитый дрессировщик вновь выступает в Национальном цирке Украины

С народным артистом Украины и СССР Владимиром Шевченко мы встретились в его гардеробной. Дверь была открыта настежь, из нее валил дым -- дрессировщик оказался заядлым курильщиком, поглощал сигарету за сигаретой. Его мы узнали сразу -- неоднократно видели в кино и телепередачах. Высокий, подтянутый, с роскошной «львиной гривой», в остроносых ковбойских сапогах, он держался уверенно и чуть отстраненно -- как и подобает знаменитости. «Людмила, моя жена и партнер, кстати, тоже народная артистка Украины, сейчас репетирует, -- попыхивая сигаретой, сообщил Владимир Дмитриевич. -- Так что вам придется довольствоваться моим обществом. »

Истекая кровью после нападения тигра, дрессировщик загнал кошек в клетку и лишь затем ушел с манежа

-- Владимир Дмитриевич, трудно, имея в руках дюралевую палку и хлыст, заставить себя войти в клетку ко льву?

-- Я к этому приучался с раннего детства, ведь мой отец был известным дрессировщиком, работал с медведями, львами. Когда мне исполнилось семь лет, у нас появились две маленькие львицы -- килограммов по шестьдесят каждая, и я играл с ними. А первое самостоятельное выступление провел в 14 лет в Харькове. Медведь разодрал отцу ногу накануне представлений. Но не отменять же их! Решили, что на манеж выйду я. Тогда я выступил с пятью львицами, а ведь чем больше животных, тем работа сложнее и опаснее.

В советские времена специально для гастролей за рубежом мы с женой готовили до двух десятков тигров и львов сразу. Дело в том, что в Европе, Японии стационарных цирков мало, даже в крупных городах представления проводятся во дворцах спорта. Это большие залы, рассчитанные на десятки тысяч зрителей. Там нужны масштабные представления, поэтому малым числом животных не обойтись. Я прикинул, сколько тигров и львов прошло через мои руки -- получилось около ста сорока.

-- Вы подвергались нападению своих подопечных?

-- Бывало. Дважды из-за этого пришлось побывать в реанимации, в последний раз -- не так давно в Минске. Тигр цапнул. (Владимир Дмитриевич продемонстрировал след нападения: нога от ступни до колена -- сплошной шрам. -- Авт. ) Однако я успел загнать животных в клетки -- не оставлять же на манеже бардак, -- а потом меня увезли в больницу.

Человек, дежурящий возле манежа с брандспойтом во время выступления животных, безусловно, помогает в таких ситуациях. Но залп струей воды лишь на считанные секунды приводит нападающего хищника в замешательство. За это время ты должен успеть оценить ситуацию и начать действовать. О том, чтобы упасть и корчиться от боли, речи быть не может, если хочешь остаться живым. Нужно моментально сообразить, в какую сторону уйти от броска, как не оказаться между двух-трех кошек, решивших напасть. Зачастую групповыми нападениями грешат львицы -- у них особенно сильно развито чувство солидарности. Впрочем, звери на дрессировщика нападают очень редко.

-- После серьезных ЧП вам не бывает страшно?

-- Не боится только глупый человек. Но в отношениях с животными главное не страх, а взаимное уважение. Ну и, конечно же, признание кошками того, что я -- хозяин. Вооружившись дюралевой палкой, не совладаешь с кошкой весом 300--350 килограммов. Положительный результат достигается умением и знаниями. Например, самцы зачастую ревнуют друг к другу самок и наоборот. Из-за этого могут вспыхивать серьезные конфликты, а потом драчуны объединяются против человека: мол, ты, хозяин, виноват, что не обеспечил порядок. Мы с Людмилой стараемся предупреждать подобные конфликты.

Приручить можно не только тигренка или львенка, но и достаточно взрослых кошек -- в возрасте полутора-двух лет. Брать взрослого хищника даже предпочтительнее -- по его поведению можно сразу судить, какой из него выйдет актер. А вот по малышу этого не определишь. Помню, родилась у нас львица, маленькой она была просто лапочкой -- с рук не слезала, а стала взрослой -- превратилась в злющую, коварную кошку.

-- Какой цирковой номер с участием ваших кошек вы считаете высшим пилотажем?

-- Одна из наших лучших актрис, тигрица, ездит на лошади. В бывшем Союзе этот номер выполняли только наши животные. Подобрать подходящих для этого по индивидуальным качествам наездников и лошадей -- это только полдела. Даже человеку непросто научиться держаться в седле, в случае с животными это во много крат сложнее. Прежде у нас на лошадях ездили четыре кошки, теперь -- две.

Чтобы засунуть голову в пасть льва, нужно знать… «химию»

-- А как вы поступаете со «злюками»?

-- Они также нужны. Ведь мы не просто демонстрируем трюки -- у нас создаются спектакли, где, как в любом театральном действе, есть персонажи положительные и не очень. Агрессивные животные недолюбливают дрессировщика, рычат, пытаются задеть лапой, если приблизишься. Это позволяет использовать таких кошек как непокладистых персонажей, но мы следим, чтобы агрессия не проявлялась сверх допустимого. Свои роли есть и у нас с Людмилой: она более мягкая, чуть ли не целуется со своими любимыми кошками, а я демонстрирую большую строгость. Кстати, даже самые вредные «злюки» ластятся ко мне после долгой разлуки. Значит, привязанность ко мне у них все-таки есть.

-- Насколько опасно работать с голодными кошками?

-- Их не кормят перед репетициями и выступлениями, иначе они станут на ходу засыпать. А вот голодный зверь не только бодр, но и с повышенным рвением стремится заработать поощрение -- кусочек мяса. На таком стимулировании строится дрессура.

-- Трюк, когда дрессировщик засовывает голову в пасть льву -- это цирковой миф?

-- Почему же -- мой отец делал такой номер. Думаю, что он получился бы и у меня, но не вижу смысла включать его в программу -- зритель особого удовольствия от такого зрелища не получит. А чтобы сунуть голову в пасть, нужно знать «химию» (так на цирковом жаргоне называют специальные приемы). Она заключается в том, чтобы натянуть губу хищника на его зубы -- не станет же он сам себя кусать, даже если ему уж очень хочется самоутвердиться.

-- Что предпринимаете, если ваши артисты по каким-либо причинам отказываются выступать?

-- Приходится заставлять. Скажем, сейчас выпал снег, и они, как сонные мухи, клюют носом. А в ноябре-декабре, когда стояла необычайно теплая погода, у них вдруг начались перегулы -- обычно это наступает весной. Чрезмерная активность тоже не на пользу работе. Любопытно, что повышенная агрессивность неизменно проявляется у львов и тигров, когда мы гастролируем в приморских городах -- будь то во Франции, Италии, Японии или Сочи. Никто толком объяснить причины этого не может.

«Хороших дрессировщиков в Союзе было меньше, чем секретарей ЦК КПСС»

-- Как удается нынче пополнять состав ваших зверей?

-- Почти все мои теперешние артисты родились в цирке. Чтобы купить зверя, нужно не менее пяти тысяч долларов -- нам это не по карману. Во времена Союза тигров мне поставляли тигроловы из дальневосточной тайги. Они выслеживали молодых мам-тигриц. Те первый свой приплод, как правило, не выкармливают, так что цирк или зоопарк для тигрят-первенцев являются единственным шансом выжить. Но сейчас, если верить сведениям коллег, этот молодняк уходит в дальнее зарубежье.

-- Долго ли работает кошка на манеже?

-- Семь-десять лет. Постаревших животных мы отдаем в зоопарки, порой там их удается обменять на молодых.

-- Может ли популярность сделать дрессировщика столь же состоятельным в материальном плане, как и звезд эстрады?

-- В СССР мы являлись одними из лучших, объездили полмира, снимались во многих фильмах. Но когда к нам приезжали гости из-за рубежа, мы стеснялись приглашать их к себе, в обычную квартиру панельной многоэтажки. Я часто вспоминаю комичный случай: один итальянский коллега интересовался, какой у меня дом. «Девятиэтажный, -- отвечаю, -- мы живем на седьмом этаже. » -- «А остальные сдаешь?» Чтобы не разочаровывать итальянца, пришлось согласиться: мол, сдаю…

-- Много ли в Украине, бывшем Союзе высококлассных дрессировщиков тигров и львов?

-- В советские времена я на этот вопрос отвечал так: меньше, чем секретарей ЦК КПСС.