Градостроители и проектировщики пересматривают принятый в 1986 году генеральный план развития Киева -- теперь уже как столицы независимого государства
В середине восьмидесятых, изучая демографическую ситуацию в Киеве, власти рассчитывали на значительный прирост населения (до 3,5 миллиона человек) до 2000 года, на развитие промышленности Однако случилось совсем наоборот. Теперь же столица независимого государства изменила приоритеты развития -- здесь не будет заводов-гигантов, а только высокотехнологичные, наукоемкие производства, торговля, сервис, бизнес и управленческая инфраструктура.
Ученые из Института «Киевгенплан» все же ожидают, что число киевлян увеличится к 2020 году (на этот период рассчитан новый Генеральный план развития столицы, который сейчас широко обсуждается) до 2 миллионов 650 тысяч человек, а количество индивидуального автотранспорта возрастет до 900 тысяч единиц. Потому основной упор будет сделан на перепланирование и расширение автомагистралей, полный вывод транзитного транспорта за город, строительство еще нескольких мостов: Подольско-Воскресенского мостового перехода (что даст возможность освоить 200 гектаров земель Рыбальского полуострова), Северного моста возле Вышгорода и моста в районе Кончи-Заспы.
-- К сожалению, все киевские мосты (кроме Южного) сейчас работают с огромной перегрузкой (коэффициент 3 вместо допустимого 0,7), -- констатирует заместитель главы правления АО «Киевпроект» Олег Овдий. -- Потому, пока решится вопрос о строительстве новых мостов, можно ввести автоматизированную систему управления транспортными потоками для всего города. В генплане учтены такие моменты, как строительство новых больших пересадочных узлов -- на Выдубичах, Сырце, Жулянах До 2020 года количество станций метро в столице должно удвоиться: может быть, удастся в конце нынешнего года открыть новые станции «Проспект Победы» и «Проспект Палладина», а через два года -- первую станцию в сторону Теремков.
Естественно, все планы и благие намерения обычно тормозятся из-за отсутствия денег. Будут ли средства у города в будущем или нет, предвидеть сложно. Тем не менее, генпланом предусмотрено строительство 222 километров новых дорог, 130 километров -- в обход города и реконструкция 120 километров имеющихся городских трасс. Но убрать трамвайные линии из центра столицы, с моста Патона и заменить их троллейбусами вполне под силу в ближайшие годы.
Дотянуть линии метро до окраин необходимо еще и потому, что, в соответствии с проектом генплана, городское строительство будет развиваться в западном (Борщаговка), юго-западном (Теремки, Корчеватое) и юго-восточном (Харьковский массив, Позняки) направлениях.
-- Из-за аварии на ЧАЭС, к сожалению, город лишился перспективы развития в северном направлении. А за последнее время столице Украины, в отличие от других столиц мира, не позволяют работать и развиваться в системе столичного региона многие факторы, -- говорит директор Института «Киевгенплан» Владимир Чекмарев. -- Все внутренние резервы города практически исчерпаны, свободных площадок настолько мало, что их хватит на пять лет (с учетом преобразования массивов хрущевок и уплотнения центральных районов).
Вместе с тем существующие нормы жилплощади на человека (18,6 кв. метра) давно устарели. В среднем в Европе норма -- 35 кв. метров. Благодаря тому, что у нас существует обширный рынок жилья, киевляне могут решать свои проблемы, покупая квартиры. Но для льготных категорий граждан, ждущих жилье от государства, необходимо строить дома. Чтобы увеличить показатель обеспеченности жилплощадью до 24--30 кв. метров на человека, необходимо построить 26 миллионов кв. метров жилья. В Киеве же есть резерв лишь для строительства 16 миллионов.
Столица впритык подошла к своим границам в пределах Большой окружной дороги. К этим же границам вплотную приблизился и пригород, относящийся к Киевской области. Куда расти городу? Нужно искать выход. За счет реконструкции и сноса старых зданий и уплотнения застройки на Виноградаре, в районе улицы Стеценко, в Феофании можно построить дополнительно 3--4 миллиона кв. метров жилья, но не более того.
Столица должна «почистить» свою промышленную зону, ликвидировать «почившие в Бозе» предприятия и вынести «грязные» производства за пределы столицы. Потому как ни крути, а Киеву необходимы еще 10--11 тысяч гектаров территорий.
В проекте генерального плана развития Киева до 2020 года предусмотрена возможность (при наличии инвесторов) сосредоточить всю деловую активность в районе Телички, а банковскую сферу в районе Московской площади возле аэропорта Жуляны, что улучшит экологическую и транспортную ситуацию в центре столицы, разгрузит его.
Правительственным центром по генплану должен стать Левый берег города. На этот счет, однако, есть разные мнения -- всю правительственную инфраструктуру можно компактно сосредоточить и в районе стадиона «Динамо».
Проект генерального плана развития Киева должен быть утвержден в конце года.