В таком виде самолет сегодня должны перевезти на местный авиазавод
Как уже сообщали «ФАКТЫ», новый украинско-российский самолет Ан-70, получивший 27 января серьезные повреждения при аварийной посадке возле Омского аэропорта, решено восстановить. Эта работа будет выполнена в Омске на производственном объединении «Полет». Но перевезти огромную машину по бездорожью (она приземлилась на поле) -- задача не из легких. Вдобавок ко всему предстоит переправа через Иртыш, скованный нынче мощным ледовым покровом. Поэтому самолет решено разобрать и транспортировать по частям.
Операция по перевозке «семидесятки» намечена на нынешнюю субботу, сообщили нам в Авиационном научно-техническом комплексе (АНТК) «Антонов», где разработана и собрана эта машина, существующая пока в единственном экземпляре. К транспортировке готовились три недели. За это время сняли крылья, двигатели и разрезали фюзеляж в том месте, где во время аварийной посадки образовалась трещина. Любопытно, что, по мнению специалистов, это произошло не от удара о землю -- фюзеляж лопнул, когда, скользя по полю, Ан-70 налетел на какое-то препятствие. Каждая из частей будет погружена на специальное приспособление -- ложемент, их доставили из Киева. Ложементы закатят на тяжелые военные тягачи и на тихом ходу повезут на завод.
Основой восстановительных работ станет полная замена поврежденного участка фюзеляжа -- его вырежут и поставят новый. Эта «вставка» относительно невелика по размерам, и ее изготовление в Киеве много времени не займет. Полностью самолет планируется восстановить к концу мая, заявил «Труду» генеральный конструктор АНТК «Антонов» Петр Балабуев. Домой машина вернется своим ходом, а в июне должна принять участие в авиасалоне в Ле Бурже. Впрочем, агентство «Интерфакс-Евразия» сообщило: в объединении «Полет» считают, что ремонт продлится около десяти месяцев. Как бы там ни было, украинская и российская стороны заинтересованы в скорейшем продолжении испытаний «семидесятки». Делается все возможное, чтобы работа выполнялась без проволочек -- так, в Омск уже доставлена часть необходимых для ремонта узлов и агрегатов, командированы специалисты АНТК «Антонов», которые займутся восстановлением самолета вместе с омичами.
К сожалению, пока не удалось точно установить причину отказа сразу двух двигателей, из-за которых командиру экипажа, летчику-испытателю Виталию Горовенко пришлось не мешкая сажать машину «на брюхо» (без выпуска шасси) на заснеженное поле. Руководство запорожского КБ «Прогресс», где разработаны двигатели, отказывается от каких-либо комментариев прессе до завершения расследования.
В любом случае ЧП не должно серьезно повлиять на реализацию проекта Ан-70. Это окончательно стало ясно после встречи в Днепропетровске президентов Леонида Кучмы и Владимира Путина. По словам председателя Госкомпромполитики Украины Владимира Новицкого, в ходе саммита был обсужден вопрос о начале серийного выпуска «семидесятки». Напомним, что после завершения минувшей осенью первого этапа испытаний заказчики самолета -- военные ведомства Украины и России -- пришли к предварительному заключению о его пригодности, правительства двух стран приняли постановления об организации серийного производства: с 2002 по 2018 годы в Украине должны быть построены 65 машин, в России -- 164. Заметим, что второй Ан-70 частично готов -- осталось к концу 2002 года установить оборудование. Владимир Новицкий также отметил, что в ходе встречи президентов согласован вопрос о погашении Россией долга перед Украиной в 51 млн. долларов по проекту Ан-70.
После восстановления «семидесятке» предстоит, в частности, завершить программу специальных испытаний -- на устойчивость перед сильными морозами (как раз для этой цели Ан-70 летел в январе в Сибирь), жарой и обледенением.