Культура та мистецтво

Олег скрипка: «на тусовки я не хожу. Из-за близорукости. Боюсь ошибиться -- ведь я повалий от билык не отличу! »

0:00 — 22 лютого 2001 eye 746

Олег Скрипка оказался первым из более чем ста гостей, побывавших на наших прямых линиях, который привез себя сам -- залихватски зарулил на своей новой «Тойоте» в редакционный двор, ловко припарковался… Любимец миллионов был в этот день в красном реглане и клетчатых брюках. В отличие от сложившегося в народе образа рок-музыканта -- пьющего, курящего субъекта с мрачной ухмылкой, -- Олег ведет вполне цивилизованный, европейский образ жизни. Катается на лыжах, по утрам пьет чай с жасмином, заваренном на молоке, и оставляет автографы… по телефону.

«Вам техника нравится, Аня?.. Может быть, я что-нибудь про велосипед напишу… »

-- Могу я поговорить с Олегом Скрипкой?

-- Да, я у аппарата.

-- Я из Каменец-Подольского, меня зовут Саша, ваш старый поклонник. Я видел кассеты, на которых написано «Архивы «ВВ». Это настоящие или самодельные?

-- Нет, это пиратская кассета.

-- А вы планируете что-то наподобие своих архивов выпустить?

-- Архивы? Пока не планируем. Мы пока чужой классикой занимаемся. Совсем недавно мы сделали две кавер-версии двух песен Виктория Цоя: «Солнечные дни» и «Пачка сигарет». Они вышли в российских сборниках, где разные коллективы исполняют песни Цоя. Мы эти песни исполняем на концертах, и если к вам приедем в город, исполним их обязательно. И, наверное, выпустим в каком-нибудь сингле ближайшем.

-- Вы планируете приехать к нам, в Каменец-Подольский, или в Хмельницкий?

-- Конечно, планируем. С удовольствием! Я помню вашего красивого Хмельницкого на красивом коне. Но пока никто не приглашает.

-- У вас есть Интернет-страничка?

-- Есть! Она называется: vv. cn. ua. Мы планируем также открыть новый сайт, он сейчас проектируется, но, по-моему, заставку уже можно посмотреть… Он называется: vv. org. ua.

-- Вы даете автографы своим фанатам?

-- Да-а-а…

-- До или после концерта?

-- После концерта. До концерта -- плохая примета.

-- Я не знал. Значит, после концерта надо подойти к определенному месту…

-- У выхода… Не сразу. Обычно поклонники приходят к артистам сразу после концерта, а после концерта артисты невменяемые. Они не могут автографы давать. А где-то через полчаса, через 40 минут это реально.

-- Украинская рок-культура, рок-индустрия… Почему они у нас плохие?

-- А вы смешиваете разные понятия. Одно дело -- рок-культура, то есть культура, которая идет, грубо говоря, из народа, существует, есть очень много интересных и современных, и классических рок-групп. А рок-индустрия, она, действительно, у нас очень слабо развита -- как и остальная индустрия в стране.

-- Я считаю, что такой человек, как вы, своим творчеством должны пробивать эту стену…

-- Я же не индустриальный магнат.

-- Я зна-аю, но вы можете…

-- Я не могу. Во-первых, не могу, потому что этого не умею, а во-вторых, это не в моей компетенции. Я пишу песни, и если рок-индустрия эти песни не может поддержать, я ничего не могу поделать.

-- Это прямая линия? Здравствуйте, Олег. Чапринский Дима из Луганска. Я хотел спросить у вас о вашем будущем проекте с Лесем Подервянским. Что это будет? В каком формате? Когда?

-- Это не «будущий проект» -- это проект уже прошедший. Он был приблизительно на католичество Рождество. Мы с Лесем Подервянским были на сцене Дома актера тут, в Киеве, и Лесь читал свои вещи -- знаменитые, красивейшие пьесы… Я ему немножко подыгрывал на баяне, немножко на гитаре, фортепиано… и даже поучаствовал в роли Клавдия.

-- Это в его популярнейшей пьесе…

-- … »Гамлет»!

-- Ви, мабуть, були «хтивим дядьком»?

-- Да, я был «хтивий дядько принца»…

-- Добрый день! Это Олег Скрипка? Боже, мне так приятно, что дозвонилась до вас. Меня зовут Аня, из Киева. Мне очень нравится творчество Олега Скрипки, особенно его песня «Машiна». Хочу поблагодарить его за то, что…

-- Аня, вы любите технику?

-- Технику?! Ну, не знаю. Мне эта песня всегда настроение поднимает, всегда что-то хочется делать, творить… В интервью вы никогда не говорите, откуда вы родом. Мне интересно это знать.

-- Ну вот вам, Аня, я скажу… Я родился в Таджикистане, городок Ленинабад…

-- Бо-оже мой! А я почему-то думала, что вы с Житомирщины.

-- А почему вы так решили?

-- Показалось. А какие вам нравятся девушки, женщины?

-- Женщины-девушки…

-- Да. Украинки или, может, какие-то…

-- (Улыбаясь). Или молдаванки?.. Украинки. Только украинки!

-- Вы патриот?

-- Да, патриот.

-- Это приятно. Удачи вам, напишите еще много красивых, очень красивых песен. Мы вас будем слушать…

-- Ну, может быть, что-то про велосипед напишу…

«Как писать песни?.. Главное -- не халтурить. Как у вас на заводе: чтобы температура, материал были выдержаны»

-- (Крича. ) Ал-ло! Прямая линия?

-- Самая прямая! (Шум в трубке. ) Вас там много, да?

-- (Женский голос. ) Ал-лоу!

-- (Озадаченно. ) Здравствуйте.

-- Это Олег?

-- Да. А куда вы молодого человека дели?

-- (Мужской голос. ) Алло!

-- (Женский голос. ) Это Олег Скрипка?

-- (Мужской голос. ) Алло!

-- Молодой человек, подождите, сейчас дама задаст вопрос… А вас там несколько, да? Ну, вот видите -- разветвленная прямая линия! Давайте все вместе разговаривать.

-- (Женский голос. ) Мы тут сидим на ДНТК им. Антонова…

-- Так вы самолеты делаете?

-- И самолетики… Нас тут бригада. Мы вас очень уважаем, любим…

-- Очень приятно. А вопросы у вас есть?

-- Ну какие вопросы? Мы про вас все почти знаем.

-- А вы знаете, что я когда-то у вас на заводе практику проходил?

-- О-о-о, это уже хорошо! А в каком отделе или цехе?

-- Этого я уже не помню. Прогуливал, честно говоря.

-- (Смеясь). Ну-у, по вашим песням так и можно подумать. Мне очень нравится ваши песни, особенно «День рождения». И клип особенно нравится.

-- Приятно. Спасыбо!

-- Дело в том, что меня не подготовили -- просто трубку дали и…

-- Понятно. Тогда всей бригаде -- горячий привет! И трудовых побед!

-- Это прямая линия «ФАКТОВ»? Здравствуйте, Олег! (Смеясь. ) Это точно ты?

-- Абсолютно!

-- Меня зовут Евгений, я из Ромнов Сумской области. Завод СБК -- «Слобожанская керамика». Честное слово, я волнуюсь, елки-палки! Скажи, ну откуда берутся такие мысли, фантазии, такие песни?

-- Какие, например?

-- Ну эти ваши… «без башни». Классные песни! Честное слово! Откуда?

-- Главное -- стараться, чтобы было хорошо. Это самое главное. Главное -- не халтурить. Вот как у вас на заводе: чтобы температура была выдержана, чтобы материал был правильный…

-- Олег, а когда планируется выход сольного альбома?

-- В России он уже вышел где-то дней десять назад, а в Украине, как всегда, все затягивается, где-то через 10 дней он тоже выйдет.

-- Дело -- труба!.. Сам Олег говорит! Это круто! Первый раз звоню на прямую линию. Очень много читал об этих прямых линиях, но…

-- … думал, что обманут?

-- Разное ж бывает…

-- Видишь, как все просто.

-- А где можно взять хотя бы автограф? Какой-нибудь календарь, но с автографом. Потому что концерты бывают, но на концертах поклонников много… Скажи, где можно?

-- Ну тут уж как повезет!.. Впрочем, мне главный редактор «ФАКТОВ» подсказывает, что автограф можно будет забрать в газете… Скажите, как вас зовут?

-- Евгений.

-- Евгений… Сейчас мы вам напишем, а вы приезжайте и забирайте. Прямо сейчас и пишу.

-- Здравствуйте, Олег! Передаю вам привет от моих сотрудников и моей семьи, мы влюблены в вашу музыку и в вашу группу.

-- Привет семье!

-- Даже моя теща, которая приехала из России, когда услышала песню «Весна», сказала: «Вот это музыка!» И это при том, что она не любит ничего украинского!

-- Класс! Учите ее…

«Сжечь мою «Волгу»?.. Ну нет, это акт вандализма!»

-- Олег, здравствуйте!.. Скажите, почему вас не видно на тусовках -- это вы по принципиальным соображениям, или…

-- Вы знаете, у меня есть небольшой комплекс: я боюсь больших собраний людей. На тусовке надо разговаривать, разговор поддерживать… А я очень близорукий, и у меня плохая память на лица.

-- А очки стесняетесь носить?

-- Очки как-то не приживаются у меня. Поэтому-то на тусовки я мало хожу… Я Повалий от Билык не отличу… Честное слово! Серьезно. Для меня это реальная проблема… А вдруг я рр-аз -- и ошибусь? С другой стороны, -- я много думал над этой проблемой, -- мне кажется, что люди, которые делают эстраду -- экстраверты, а люди, которые делают рок или альтернативную музыку, -- интроверты. И поэтому эстрадники тусуются, а рокеры более обособленно себя ведут.

-- Олег, добрый день. Меня зовут Вадим. У меня давным-давно была кассета, на которой были ваши ранние-преранние песни -- порядка 1987--1988 года. Почему вы их не исполняете на нынешних концертах? У вас не было мысли записать их качественно и выпустить?

-- Вы попадаете в десяточку, потому что именно песню «Осень», над которой мы сейчас работаем, иногда исполняем на концерте. Наше современное творчество именно так и происходит: половину песен сочиняем новых, а половину -- достаем старые записи и самые старые архивные песни, которые реанимируем…

-- Я был на ваших 15 или 16 концертах, начиная с 90-го года, и никогда не слышал именно «Осень»…

-- «Осень» мы играем с декабря месяца.

-- Тогда, думаю, услышу ее.

-- Олег, это Михаил Петрович, из Черкасс… Я слышал, вы собираетесь продавать свою легендарную «Волгу» -- а с ней, якобы, связано много мистического…

-- Да, она иногда вела себя просто необъяснимо. Например, когда мы ехали снимать клип «Таємнi сфери», (который, кстати, так и не вышел), она через каждые 10 метров ломалась… «Волга» не хотела ехать на съемки фильма… И мы в конце концов туда доехали, сняли… А клип все равно не вышел. Не получился.

-- Вы сами за рулем?

-- Да, сам за рулем… А вот когда я на ней в Карпаты ездил, она вела себя идеально. Ничего не поломалось, не потекло, хотя ремонтники перед путешествием меня предупреждали: она у тебя не доедет. А она доехала и хорошо себя вела. Потом на ней ездили в Крым… Сейчас она готовится, как невеста -- украшается…

-- Здравствуйте, Олег Скрипка. Извините за такой нескромной вопрос…

-- Что такое?

-- Читал в газете, что вы хотите сжечь свою «Волгу»…

-- Серьезно? Не-е, ну нет… Это акт вандализма! Нет!

-- Я так и понял. Но прочитал в другой газете, что вы ее выставили на аукцион. И у меня отпало желание… с вами поговорить.

«Мне предлагали играть в сериале «День рождения Буржуя». Самого Буржуя»

-- Олег, это ваш ярый поклонник. Игорь меня зовут, мне 39 лет. Очень уважаю вас и то, что вы делаете. Когда и где вы будете в ближайшее время в Киеве выступать? Очень хочется пойти на ваш концерт, но никак не могу попасть.

-- Ну-у, пока ничем не могу вас побаловать… 2 марта я, правда, выступаю с сольным концертом -- не с «Воплями Видоплясова» -- в 23. 00 в ночном клубе «Сайгон», возле Республиканского стадиона. Там же состоится презентация нового сольного альбома и аукцион по продаже моего старого автомобиля.

-- Это прямая линия «ФАКТОВ»? Я бы хотела задать вопрос…

-- Задавайте.

-- А с кем я разговариваю?

-- А с кем вы хотите разговаривать?

-- С Олегом Скрипкой!

-- А-а, тогда давайте разговаривать!

-- Хорошо. Это Катя Решетова из Кировограда. Для начала скажу, что мне нравится ваше творчество, и, по-моему, вы входите в число лучших команд Украины. Наверное, вы согласны со мной, что украинский шоу-бизнес находится в упадке. Мой вопрос: как, по-вашему, есть ли будущее у наших музыкантов? Вы как человек, занимающий определенное место в этом бизнесе, согласны с тем, что все решают деньги и вся эстрада -- это просто навязанная музыка, а действительно талантливые люди никому не нужны, они пропадают?

-- Да, согласен! Но, единственное, я не согласен: украинский шоу-бизнес находится не в упадке, а в зародыше. А все остальное -- правильно. Даже нечего добавить.

-- Олег! Вы всегда так экстравагантно выглядите, причем кажется, что вам это даже не стоит никаких усилий? Как вам это удается? Или, может быть, у вас стилист какой-нибудь навороченный…

-- Стилиста у меня нет. Со стилистами мы работаем только во время съемок клипов. Вот в клипе «Весна» тетенька-гример «попала в образ», хорошо меня постригла… Она наложила мне грим, и я был очень недоволен, но она меня убедила, что в камере это будет очень хорошо. Я посмотрел: действительно, при том освещении, при той чувствительности пленки, при той цветообработке все смотрелось нормально. А вот когда мы снимали клип «Любовь», я специально себе волосы покрасил в красный цвет… И пришел молодой человек, как бы стилист, который мне что-то мутил-мутил и сделал мне в конце концов прическу «Ежик в тумане»… У меня были длинные красные волосы -- из меня сделали старика… Я спросил: «Молодой человек, вы слушали хотя бы музыку, которую мы будем играть? Там вальяжная, красивая музыка… Вальс. А вы мне сделали гребень старомодный». -- «Это сейчас модно… » И он мне лаком все это покрыл. «Смывай все это дело!» Естественно, там воды горячей нет, шампуня нет, и единственное, что мне оставалось сделать, так это залить минеральной водой и просто зализать… И этого «стилиста» выгнали с треском! «Стилист» -- красивое слово, но если западный стилист -- это уже традиция, лет 60, а у нас молодые ребята, которые, может, что-то закончили, а, может, посмотрели пару модных журналов, и они из себя изображают стилистов.

-- А во Франции со стилистами получше?

-- Там тоже очень много жуликов. В основном -- жулики. И хороших кутюрье очень мало. Но, в отличие от нашей ситуации, там есть какой-то гарант качества. Если у нас ты попадаешь к известному человеку, это еще не гарантия. Из тебя могут сделать «ежика в тумане», и потом будут убеждать, что это очень хорошо. Чтобы быть уверенным, надо попасть к талантливому человеку. Я с удовольствием поработал бы со стилистом -- я просто не нашел человека, с которым бы сошелся вкусами. Это то же самое, как клипмейкер, и то же самое -- было бы здорово, если бы кто-то писал для нас стихи … Но пока я не нашел такого человека.

-- Вы яркая личность, мне кажется, что вы должны заинтересовать кинематографистов… Ваш образ можно было бы эксплуатировать. У вас были предложения от режиссеров?

-- Были. Я не знаю, вышел фильм или нет, но я видел его в монтаже -- «Мойщики автомобилей», мне предлагали одну из главных ролей… Я не решился сняться. Еще мне предлагали сыграть в «Дне рождения Буржуя» -- причем самого Буржуя. Я почитал сценарий… Матешко предлагал. Даже пробы сделали.

-- Вам не понравился сценарий? Честно говоря, я плохо представляю вас в образе…

-- Я точно так же -- плохо представлял себя в образе… Не совместилось, и поэтому я сказал, что, наверное, не подойду к этой роли.

«После месячной диеты на зеленом салате я ослабел настолько, что уронил партнершу. Жену режиссера»

-- А театр… Вы ведь во Франции играли в театре?

-- Вовсю! В первую очередь, я сотрудничал с труппой Филиппа де Куфле, с которой приезжал в Москву и Киев. Сначала мне предложили сыграть в спектакле «Механическая шкатулка», в котором совмещаются хореография, цирк, театр и музыка… Как раз в этом спектакле я и пел, и играл, и даже танцевал -- с партнершей, с поддержкой на руках…

-- Не роняли?

-- Один раз уронил. Потому что… Это как бы закрытое место, три месяца мы репетировали. Целый день репетируешь и там же в столовой кормишься. И у них, у танцоров, своя диета -- в общем, мне было мало… Я сильный человек, могу поднять довольно много. А партнерша у меня такая худенькая была! И вдруг -- после месячной диеты на зеленом салате -- я поднимаю ее, как обычно, а руки сами вот так -- раз! Она скатилась у меня с рук. А самое страшное -- это была жена режиссера, самого Филиппа де Куфле… Но меня простили. Французы -- они люди мягкие, но я потом уже покупал шоколадки и ел втихаря, потому что это страшно -- второй раз уронить! Хорошо, что она ничего не сломала. У меня там даже был трюк… Вывозили каких-то деревянных человечков, они составляли какие-то коробки в тачку, и у нас был трюк: в одной из коробок сидел я, скрючившись. И там были музыканты, которые играли. А коробки эти открывались изнутри, их было много, очень высоко, а я вылезал на самый верх и вылезал из самой верхней коробки неожиданно для всех… Доставал трубу и играл соло на трубе. Даже элемент акробатики был. Меня увидели в этом спектакле и пригласили в другой спектакль, который назывался «Собака -- это довольно неплохо». Это маленькая пьеса, в которой два актера: женщина, актриса, которая написала пьесу, она играет историю своей жизни, а я тоже все время нахожусь на сцене, играю на баяне, иногда с ней разговариваю, иногда танцую вместе с ней. Этот спектакль мы сыграли безумное количество раз -- точно больше, чем было концертов «ВВ»! Мы объездили с этим спектаклем всю Францию. У нас было 50 спектаклей только в Париже, и еще раз 30 мы играли в Авиньоне… Очень много играли!

-- Олег, здравствуйте, это Марина из Киева. Я слышала, что вы сейчас придерживаетесь здорового образа жизни… Самогон не пьете?

-- Нет, я употребляю спиртные напитки, но не злоупотребляю.

-- Минеральную воду вы пьете?

-- Я пью минеральную воду без газа. Обычно хочется пить до концерта, после концерта… Приходишь -- полно напитков, и они все газированные. А газированные напитки певцам противопоказаны: они убивают связки. Но главная моя головная боль -- это горло. Гланды. Это мой инструмент, и я вынужден его беречь! Поэтому и диета определенная -- в день концерта мне желательно это не есть, а это есть… Необходим сон, отдых, без спиртных напитков. Курение просто исключено.

-- А курили?

-- Я курил восемь лет -- по две пачки «Беломора» в день.

-- И как бросили?

-- У меня была очень острая формы ангины, которая длилась два месяца. И мне врачи сказали, что это может перерасти в рак. Поэтому я очень быстро бросил курить.

-- Стимулировало?

-- Стимулировало -- просто моментально!

-- А спортзал?

-- Я занимался в театральной школе, еще до «Воплей Видоплясова»… Во-первых, я жил в общежитии КПИ, у нас была своя дискотека, которая называлась «Ватра» -- мы сами ее строили и открывали, она до сих пор популярна в КПИ. Она работала пять дней в неделю, и пять дней в неделю я там танцевал. Я просто любил танцевать… И в театральной школе я немножко занимался сценопластикой… У меня был очень хороший учитель по пластике… А спорт я терпеть не могу, потому что надо себя очень сильно заставлять, издеваться над собой… Но, видимо, садомазохизм у меня слабо развит, чтобы быть спортсменом, надо быть садомазохистом.

-- А когда у вас день рождения? Можно узнать из первоисточника?

-- Я вам могу сказать, но я все равно вас обману, потому что некоторые люди используют день рождения человека в своих целях… Не люблю, когда вмешиваются в мою жизнь. Со мной происходили вещи очень печальные -- и теперь я такой вот скрытный…

Прямую линию подготовили Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»