Події

Встретив на безлюдной проселочной дороге четвероклассницу, 15-летняя грабительница утащила ее в лес, отобрала одежду и… Оставила привязанной к дереву

0:00 — 24 лютого 2001 eye 1261

Ребенок не погиб в чаще, где водятся волки, благодаря счастливой случайности

На этой неделе «ФАКТЫ» вкратце рассказали об этом совершенно диком и необъяснимом случае в небольшом горном селе в 50 километрах от Ужгорода. Впрочем, селом Маюрки можно назвать лишь с натяжкой. Обитает тут чуть более сотни жителей, полно разваливающихся хат, в которых после смерти старых хозяев жить некому. С прошлых времен в Маюрках осталась маленькая начальная школа, а дети постарше (их всего около двадцати) ходят в общеобразовательную в соседнем Порошкове. Дорога туда совсем разбита, поэтому о рейсовом автобусе все давно забыли.

Галин детский полушубок сразу треснул на Алле по всем швам, а обувка была мала как минимум на четыре размера

И в снег и в дождь местная детвора вынуждена добираться в школу четыре километра пешком. 9-летняя Галя Лазорик занимается во вторую смену. Раньше у нее был попутчик -- соседский мальчик, но недавно он переехал в другое село, и с тех пор девочку отводил в Порошково и забирал домой кто-то из родителей. В среду, 14 февраля, день выдался погожий, солнечный, снег на дороге растаял, и девочка, зная, что у мамы полно работы, попросилась идти в школу сама. Поколебавшись, мама согласилась -- что, казалось бы, плохого может случиться с ребенком там, где все знают друг друга? Упаковав дочери ранец и дав две гривни на булочку и сигареты для папы, женщина отправила Галю в дорогу.

Четыре километра для неокрепших детских ножек -- путь далекий, чтобы его прошагать, нужно не меньше полутора часов. Но в тот день девочка не прошла и половины дороги. Километрах в полутора от Маюрок Галя оглянулась и увидела, что из-за поворота появилась какая-то девушка. Это была 15-летняя Алла Готра -- жительница Турьи Быстрой, возвращавшаяся домой от дяди. Родственников в Маюрках Алла посещала довольно часто, поэтому наглядно девочки друг друга знали. Алла также заметила Галю и заметно ускорила шаг. А затем стала догонять ее бегом.

-- Я подумала, что Алла хочет вместе со мной пойти в Порошково, -- рассказывает мне тонким детским голосом Галя. -- Поэтому остановилась и немного подождала ее. Но поравнявшись со мной, она вдруг потребовала 20 копеек на автобус. А когда я отказалась дать ей деньги, схватила меня, зажала рот рукой и потащила в лес. Я пыталась вырваться, но не смогла…

Оттащив девочку метров за 70 от дороги, Алла стала бить ее по лицу, пока из носа у Гали не пошла кровь. А затем сорвала с малышки полушубок, набросила на нее свою старую демисезонную куртку, поменялась обувью. Объяснить этот бессмысленный обмен никто не может и поныне. Галин детский полушубочек на Алле сразу треснул по всем швам, обувка была мала как минимум на четыре размера.

Затем Алла принялась рыться в школьном ранце. Она быстро нашла две гривни и, приговаривая «а говорила, что нет денег!», вытащила из кармана веревку, которой… стала привязывать онемевшую от страха Галю к дереву. «Попробуй только освободиться», -- бросила девушка и спокойно ушла из леса. Но выбравшись на дорогу, Алла оглянулась и увидела, что Галю могут заметить сквозь деревья прохожие. Она тут же вернулась, потащила оцепеневшую от ужаса девочку еще на несколько десятков метров в чащу и снова принялась привязывать: загнула руки за дерево и, обмотав веревкой несколько раз запястья, связала их двойным узлом. Затем привязала к дереву лодыжки. А напоследок прикрыла рот шарфом и завязала его несколькими узлами за деревом. То, что шарф был привязан именно к дереву, а не просто обмотан вокруг головы, впоследствии и спасло Гале жизнь…

«Развязываю ей руки, а пальчики от нехватки крови побелели»

Когда шаги Аллы затихли и прошел первый страх, Галя попыталась развязаться. Но тонкая капроновая веревка лишь туже затягивала узел и больно резала ноги. В безрезультатных попытках прошло 15, 30, 45 минут… Через час Галя увидела сквозь деревья, что домой из школы возвращаются ее подружки. Что было сил забилась она в веревках и попыталась позвать на помощь. Но из закрытого шарфом рта раздавались лишь едва слышные звуки. Школьницы, весело разговаривая, вскоре исчезли за поворотом. Галя от бессилия заплакала.

Но, несмотря на страх и, казалось бы, безвыходное положение, Галя не собиралась сдаваться. Она продолжала извиваться в веревках и через два часа эти старания дали результат. От непрерывного трения о дерево вязаный шарф постепенно растянулся и сполз вниз, освободив рот. Девочка стала громко звать на помощь. В это время дорога на Маюрки, как правило, безлюдна -- большинство селян занимаются своими делами дома. И все же ей улыбнулось счастье.

-- В тот день я спешил к жене в роддом, у меня родился сын! -- рассказывает житель Маюрок, водитель РТП Михаил Чакий. -- Иду по дороге и вдруг слышу доносящийся из леса слабый детский голос: «Помогите!» Я остановился, прислушался. Может, показалось? Голос позвал снова, и я побежал в лес. Решил: наверное, кто-то из сельских детей, играя, неудачно упал и сломал ногу. Пробираюсь через снег и вижу у дерева Галю -- лицо бледное, глаза заплаканные, запекшаяся кровь. «Ты что тут делаешь?» -- спрашиваю удивленно. «Я привязана», -- отвечает с плачем.

Сначала я даже не понял, подумал: какая-то дурацкая игра. Стал развязывать ей руки. Пальчики от нехватки крови побелели, а она говорит о какой-то Алле и 20 копейках. С ногами провозился дольше -- капроновая веревка не поддавалась, поэтому пришлось пережечь ее зажигалкой. Освободил я Галю, но она не двигается с места. «Чего стоишь? -- спрашиваю, -- беги к маме». А она испуганно: «Алла сказала, что вернется, если я освобожусь». Взял ее за руку и отвел на дорогу. В село как раз ехала повозка, я посадил малышку, сам поспешил на автобус…

Михаил, наверное, в тот момент так и не понял, что спас ребенка от гибели. Ведь в горном селе смеркается рано -- где-то после четырех. А ночью ударил мороз. О том, что могло произойти с маленькой беспомощной девочкой, не окажись на дороге водителя, страшно даже подумать… К счастью, все обошлось и минут через двадцать Галя была уже дома.

-- Я сразу обратила внимание, что дочка в чужой куртке, -- вспоминает мама Гали Мария Юрьевна. -- Но подумала, что она упала, испачкалась, и кто-то дал ей свою одежду. И лишь когда увидела на лице кровь, поняла: что-то не так. «Что случилось, Галя?» -- спрашиваю. «Меня привязали», -- отвечает и плачет. -- «Как привязали? Где?» Когда дочь рассказала, что с ней произошло, я чуть не упала в обморок. А потом бросилась к родственникам Аллы. «У вас была сегодня племянница?» -- спрашиваю. «Была, -- отвечают, -- но давно ушла». «Это ее одежда?» -- показываю куртку. «Да, ее». Все сходится!

Я вернулась домой и уже не отпускала Галочку от себя ни на шаг. По счастливой случайности тот день был солнечным, теплым -- она не успела в лесу сильно замерзнуть. Но случившееся не прошло без последствий: всю ночь доченька металась в кровати, наверное, снились кошмары.

«Прошлым летом после очередной пьянки Алла стала такое вытворять, что пришлось связать ей руки»

На следующий день утром Мария Лазорик отправилась в райотдел милиции. Поначалу ее слушали с недоверием -- слишком уж неправдоподобным и бессмысленным казалось происшествие. Но затем участковый инспектор связался с сельсоветом Турьи Быстрой и выяснил, что в селе действительно проживает Алла Готра. Он попросил председателя пойти к девушке домой и забрать Галины вещи, а также проследить, чтобы она никуда не исчезла до приезда милиции. Через два часа оперативная машина уже въезжала в село. Алла оказалась дома и сразу во всем созналась. Отпираться не было смысла -- на виду лежали отобранная у Гали одежда и обувь. Девушка подробно рассказала, где догнала девочку, как тащила ее в лес и привязывала к дереву. А рядом сидели и смотрели на нее широко раскрытыми глазами родители.

-- Прежде всего я попытался выяснить причины, толкнувшие Аллу на этот чудовищный поступок, -- сказал участковый инспектор Ярослав Гусар. -- Однако толком девушка так ничего и не сказала. Со слов Аллы, несколько дней назад у дяди из Маюрок пропали 30 гривен и в краже заподозрили ее. Чтобы выяснить отношения, девушка и отправилась к родственникам, но убедить их в своей невиновности не смогла. Домой она возвращалась обозленной и увидела на дороге школьницу…

От содеянного Алла не отказывалась, поэтому официально ее не стали задерживать. Участковый ограничился подпиской о невыезде и обещанием родителей привести дочь на следующий день в райотдел для допроса. После отъезда милиции весть о поступке Аллы мгновенно разнеслась по Турье Быстрой. Большинство селян обвиняют в произошедшем не Аллу, а ее родителей.

-- В школе Алла учится неважно, -- говорит директор Турьебыстрянской школы Наталья Свистак. -- По нынешней 12-бальной системе максимум на «четверку». Нередко пропускает занятия. Ее родители частенько выпивают, поэтому она остается дома с маленькой сестричкой. По крайней мере, так объясняет пропуски сама Алла. Каких-либо агрессивных наклонностей мы за девушкой не замечали. Правда, иногда она могла беспричинно вспылить и нагрубить одноклассникам. Зато в работе (дежурства, уборки) всегда была очень старательна. Ее поступок нас всех шокировал -- не укладывается в голове, что такое могло произойти. Наверное, перед этим девушка перенесла какой-то стресс. Знаете, как живется детям с пьющими родителями…

Встретиться с самой Аллой мне, к сожалению, не удалось -- она поехала с матерью в райцентр. Но дома была бабушка Елена Ивановна, тоже рассказавшая немало интересного.

-- Я давно говорила, что с Аллой что-то неладное и ее нужно показать врачу, -- как-бы оправдывается Елена Ивановна. -- А все из-за пьянок!

-- Так Алла пьет? И что именно?

-- Все, что найдет. Недавно вот какой-то «ликер» с подругами варила. А когда выпьет, начинает буянить. Прошлым летом после очередной пьянки такое стала вытворять, что мне пришлось связать ей руки. В этой семье она меня лишь и боится.

-- Вы заметили, что 14 февраля Алла вернулась домой в чужой одежде?

-- Заметила. Спрашиваю -- откуда? Сказала, что подруга какая-то дала из Порошкова. О том, что произошло на самом деле, мы узнали от милиционера…

«Прошлым летом рядом с местом, где была привязана девочка, волки загрызли двух жеребят»

Через два дня после преступления Алла давала официальные показания в райотделе. Она повторила все сказанное раньше и написала изобилующее грамматическими ошибками объяснение. В ходе допроса всплыла одна немаловажная деталь. По словам первого замначальника Перечинского РОВД Василия Мацо, Алла призналась, что веревки, которыми впоследствии была привязана Галя, она носила с собой несколько дней! А значит, заранее планировала совершить что-то ужасное. Галя попалась ей под «горячую руку» совсем случайно.

Понимала ли Алла, на что обрекает привязанного к дереву ребенка? Вряд ли. Думала, что никто ничего не узнает? Но она оставила в лесу свою одежду, по которой ее можно было легко вычислить. То, что в живых Галя осталась лишь благодаря счастливой случайности, ни у кого не вызывает сомнений. Отведи Алла девочку не на сто, а на триста метров от дороги или не соскользни с головы шарф, Галю ожидала бы долгая и мучительная смерть -- за ночь она бы замерзла. Или того хуже -- в лесах вокруг Маюрок водится много волков. Прошлым летом совсем рядом с местом, где была привязана девочка, несколько хищников загрызли двух жеребят. А этой зимой голодные звери до того обнаглели, что таскали собак прямо с подворий…

Какое наказание ожидает Аллу, покажет будущее. Ее вину определит следствие, ведущееся по факту ограбления. Но уголовное дело вскоре может быть переквалифицировано и по другим статьям: разбой, незаконное лишение воли, оставление в опасности… В ближайшее время Аллу ожидает психиатрическая экспертиза.

А Галочка понемногу отходит от пережитого. Есть надежда, что злоключение на психике девочки не отразится. После недолгого перерыва Галя снова ходит в школу. Но теперь ее одну в дальний путь уже никто не отпускает.

P. S. Автор выражает благодарность за содействие в подготовке материала сотрудникам Перечинского РОВД. Особенно -- первому заместителю начальника Василию Мацо, «намотавшему» в служебной машине с журналистом около сотни километров.