Культура та мистецтво

Группа «скрябин» не хочет ни писать, ни слушать песни «про это»

0:00 — 12 січня 2001 eye 600

Новый альбом группы «Модна країна» полон социальной критики и самоиронии

Новый альбом группы «Скрябин» «Модна країна» (январь, компания «NOVA рекордз»)

… В последнее время пошли слухи, будто бы «Скрябины» распадаются. Или находятся на последнем этапе распада. Хотел бы я, чтобы перед распадом группы выпускали ТАКИЕ альбомы!

У нас сейчас все больше про любовь поют. И так, и сяк, и в ванной, и под дождем, и между мальчиками, и между девочками, попытки там всякие предпринимают номер пять -- и топчутся на одном месте, и удивляются, почему это никто не смотрит. Сами виноваты. Кто-то убедил нашу эстраду, что «кохання» и «почуття» -- темы, которые можно эксплуатировать вечно. Вот и заиграли, и в очередной песне «про любовь» от любви не остается ни капли -- одни только каркасы из пластмассы и обертки из полиэтилена. Тем ярче выделились на этом фоне «Скрябины». Эффект усилился еще и оттого, что премьеры клипов «Бультерьер» и «Чорнобиль Форева» пришлись как раз на период безудержного предновогоднего телесюсюканья и сальных «рождественских» песен о главном, от которых уже подташнивает.

В название же нового альбома вынесена, вопреки выгоде, не хитовая песня вроде «Бультерьера», а другая -- «Модна країна». Это не случайно: весь новый альбом посвящен странному парадоксу, наблюдаемому в нашей стране. Внешняя оболочка -- яркая, цветастая, как картинка в японском телевизоре: жизнь, состоящая из тренажеров, «голубых», «розовых» и жестяных баночек из-под кока-колы, а внутренность -- гниловатая, ненадежная, стремная… И именно эта пропасть между картинкой и реальностью, а не личные разногласия ввергли группу в глубочайший кризис -- они-то всегда пели о том, что волнует их, а не хозяев жизни.

Почему-то «Скрябин» довольно долго считался такой себе «прикольной» и безобидной танцевальной командой, и ее выступление сопровождались душераздирающими криками девиц в возрасте 14-15 лет. Из-за этого группа была частым гостем на всякого рода бесплатных культурно-массовых мероприятиях с пафосными названиями -- «Молодь Європи… », «Обирай майбутнє… » и пр. Изрядно наглотавшись этого «майбутньго», группа, видимо, была потрясена тем, ЧЕМ живет «молодь Європи» на самом деле. И выдала на едином дыхании альбом, злободневнее которого, пожалуй, ничего не было ни у нас, ни в России года так с 89-го. При том, что «Скрябин» -- не полуподвальная «честная» команда, а стильная штучка, модная, популярная в Украине. Просто сейчас, чтобы петь горькую правду, не нужно ничего придумывать -- достаточно просто посмотреть вокруг.

Злободневность нового альбома «Скрябиных» не в том, что они поют о Чернобыле. А в том, что поют о новом послечернобыльском существе, которое выжило, приспособилось, напялило на себя новые шмотки и, потягивая молодежные напитки, с нетерпением ждет, что «може, всьо пiде ще на краще, бо, може, не пiде ще на… гiрше». И еще. «Скрябины» умудрились сделать свой альбом без надрыва, спокойно, просто констатируя факт, отчего воздействие еще сильнее. Оба клипа -- «Бультерьер» и «Чорнобыль Форева» -- отличаются от прочих живыми, а не придуманными образами и темами. И именно насмешка над условностями «новой Европы» может вернуть нам разборчивость и здоровый цинизм по отношению к жизни. Остальные песни альбома -- тоже точные слепки с нашей жизни. «Цукор» -- впервые, без эффектных поз серьезный разговор о том, почему некоторые девочки предпочитают девочек. Песня о том, какими нас представляют на Западе, -- «Модна країна» -- написана после реального случая с Кузьмой: как-то раз в Германии он предъявил свой старый паспорт, и полиция немедленно вызвала Интерпол и криминальную полицию. «Украина слишком популярна на Западе», -- объяснили позже солисту «Скрябина». Песня «Нема дурних»: «мое мiсто померло тихо -- i без звуку, i без крику, записали нам касету -- всi пiдряд пiснi «про ето»…

Жаль, если «Скрябины» все-таки разбегутся…