Події

75 тысяч наших моряков лишатся работы, если в ближайшее время украина не приведет в соответствие с международными стандартами законодательную базу подготовки и дипломирования морских специалистов

0:00 — 18 січня 2001 eye 1304

По количеству моряков, работающих на судах под иностранными флагами, Украина сегодня занимает третье место в мире, уступая лишь Филиппинам и России. Причем украинская рабочая сила представлена в основном экипажами. 27% экипажей, получивших работу за границей, -- украинские, в то время как доля филиппинских на мировом рынке -- 26%, российских -- 16%. Как утверждают специалисты, экспорт морской рабочей силы государству выгоден, ибо месячная зарплата «экспортных моряков» -- от 500 до 6000 долларов, а это реальный приток валюты в страну. Загвоздка, однако, в законодательной базе, обеспечивающей систему подготовки украинских моряков. Она в данный момент не соответствует международным требованиям.

В чем же несоответствие? Это объясняет директор Киевского тренажерного центра подготовки моряков при Государственной академии водного транспорта, капитан дальнего плавания, член Лондонского морского института Игорь Горобец:

-- На сегодняшний день кто только ни руководит моряками -- Министерство транспорта, Комитет рыбного хозяйства при Министерстве аграрной политики и Министерство образования и науки! В то время как одно из основных требований -- дипломированием моряков в стране должен ведать единый (!) Межведомственный координационный орган. Именно он должен представлять интересы украинских моряков. А нет такового -- и нет порядка.

Отсутствует и национальное «Положение о званиях лиц командного состава» морских судов и порядке их присвоения» -- основной документ, в котором сформулированы требования по подготовке и дипломированию моряков. Более того, до сих пор всем морякам выдаются квалификационные дипломы еще советской формы, не соответствующей международному стандарту.

Словно грибы после дождя, множатся нелицензированные центры, осуществляющие подготовку и повышение квалификации специалистов для морской отрасли, а на самом деле просто «торгующие» документами. Поэтому нашим морякам необходимо, не доверяя внешнему антуражу и яркой рекламе, требовать в учебных центрах предъявления лицензии Министерства образования и науки Украины на переподготовку и повышение квалификации, а также сертификата о соответствии международным стандартам -- чтобы не выбрасывать деньги на ветер.

Несмотря на все эти нюансы Украина все же попала в число 72 стран (из 158-ми), допущенных на международный рынок морской рабочей силы. Но это «аванс», который нужно «отработать». В 2001 году истекает срок, данный Украине на приведение своей законодательной базы в соответствие с международными требованиями.

Если Украина этого не сделает, то ей грозит вывод из так называемого «Белого списка», то есть списка стран, чьи специалисты будут пользоваться спросом на международном морском рынке труда.

-- Хотя наши морские офицеры, -- отмечает исполнительный директор Украинской ассоциации частных судовладельцев Павел Никитин, -- получают образование, действительно соответствующее мировым нормам. Украинскую систему подготовки и дипломирования плавсостава нужно лишь адаптировать к тем стандартам качества, которые предложены Международной морской организацией и позволяют стране утвердиться в «Белом списке», а ее специалистам -- трудоустраиваться без риска попасть в «ловушки», расставленные законодателями других стран.

-- Час пробил, а воз, груженный обещаниями да обязательствами, и ныне там, -- обеспокоен директор компании по трудоустройству моряков за рубежом «Крымтрансгаз», капитан дальнего плавания Виктор Тарасюк. -- Нетрудно предположить, каковы будут последствия, если Международная морская организация обнаружит несоответствие существующей системы дипломирования специалистов той, которая декларирована при зачислении в «Белый список». Это подорвет имидж Украины, и десятки тысяч специалистов лишатся работы, а их семьи -- средств к существованию.

Поэтому Киевский центр подготовки моряков при Государственной академии водного транспорта и Одесский морской тренажерный центр, Украинская ассоциация частных судовладельцев и Украинская морская организация ратуют за скорейшее создание межведомственного органа, который наведет порядок в подготовке и дипломировании персонала для морского транспорта. Первым делом, по их мнению, следует проверить у всех центров подготовки моряков наличие разрешительных документов на образовательную деятельность в морской отрасли. Структуры, осуществляющие подготовку и повышение квалификации специалистов водного транспорта, должны находиться при уже лицензированных морских учебных заведениях и, следовательно, осуществлять подготовку в соответствии с мировыми стандартами, а не просто «торговать» сертификатами.

Безотлагательное приведение системы морского образования и дипломирования к мировым нормативам -- это вопрос утверждения Украины как морской державы, а также возможности 75 тысячам моряков и их семьям получить средства к существованию.