А 54-летняя Лаура Буш сшила для этого события красное платье с глубоким декольте
Завтра в Вашингтоне состоится инаугурация Джорджа Буша-младшего. В торжественной обстановке он вступит в должность президента США. Вместе с ним в Белый дом придет и новая хозяйка, Лаура Буш. Формально ее никто не избирал, за президентское кресло боролся ее супруг. Но так уж повелось в истории Америки, что избиратели частенько выбирают себе главу государства, прежде всего оценивая его спутницу жизни. Ведь от ее характера, воспитания, привычек, внешнего вида, наконец, во многом зависит, каким будет Белый дом на протяжении последующих четырех лет
Инаугурация президента -- событие весьма важное и торжественное. И в то же время светское. После нее долго обсуждают три вещи: каким был бал, что сказал президент в своей приветственной речи, как была одета его супруга! По традиции платья первых леди затем поступают в качестве экспонатов в Национальный музей американской истории. Во всяком случае, там можно увидеть наряды всех первых леди США XX столетия. За ними бережно ухаживает эксперт Эдит Майо.
Она считает, что жены президентов волей судьбы оказываются в очень сложной ситуации -- что бы они ни надели, их все равно будут критиковать. Кого-то за излишний шик, кого-то за ненужную скромность. Золотой середины не существует. Ближе всего к ней смогла подойти Жаклин Кеннеди. По случаю инаугурации мужа Джекки сама придумала себе платье с открытыми руками и плечами. Оно было стильным, элегантным. Каждый восторгался нарядом первой леди. Задав такой высокий тон, Жаклин на долгие годы, даже после убийства Джона в 1963 году, оставалась для простых американок законодательницей моды. Порой Жаклин и ее красивые дети затмевали самого Джона Ф. Кеннеди. Однажды президент пошутил, разговаривая с журналистами: «Мне, пожалуй, стоит представляться следующим образом: я -- муж Джекки!» Кстати, Жаклин терпеть не могла, когда ее называли «первая леди». «Это звучит как скаковая лошадь!» -- возмущалась жена президента и требовала, чтобы к ней обращались не иначе как мисс Кеннеди.
Второе место Эдит Майо не задумываясь отдает Мари Женеве Эйзенхауэр. На инаугурации мужа в 1953 году она была в приталенном розовом платье. Мари Женева была похожа на Золушку, приехавшую на бал в сказочном наряде от феи. Многие американки до сих пор с замиранием сердца вспоминают это платье. В нем первая леди была настоящей королевой бала. Это особенно удивительно, учитывая, что на протяжении восьми лет, пока Дуайт Эйзенхауэр находился у власти, его жена отличалась простотой во всем. За это американцы ее и любили. Они ласково называли ее Мами. И ей это нравилось. Однажды в интервью миссис Эйзенхауэр сказала сакраментальную фразу: «Пока Айк (так она величала своего супруга) управляет страной, я жарю на кухне бараньи отбивные » Для большинства американцев эти слова по сей день являются формулой идеального президентского правления!
Барбара Буш, по мнению Эдит Майо, стоит на третьем месте. Наряд по случаю вступления в должность Джорджа Буша-старшего ей подготовил нью-йоркский дизайнер Арнольд Скасси. Это была белая атласная юбка и корсаж из голубого бархата. Барбара выглядела в тот вечер прекрасно, но все же многие сочли ее костюм слишком простым. По большому счету Барбаре было на это плевать. Она привыкла заниматься домашним хозяйством, пока ее супруг мотался по Техасу, зарабатывая нефтяные доллары, чтобы обеспечить большую семью. С 1989 по 1993 год Белый дом превратился для страны в ранчо Всеамериканской бабушки. Именно так и называли Барбару за ее потрясающее гостеприимство. А она широко улыбалась, когда слышала по телевизору, как вместо первой леди репортеры говорили «первая бабуля»!
Впрочем, погоня жен американских президентов за модой началась гораздо раньше. Летиция Тайлер пробыла в роли хозяйки Белого дома всего год (1841-42). Но каждый месяц в Вашингтон из Парижа приходил специальный груз с новыми платьями для первой леди. История хранит самые теплые воспоминания об этой красивой женщине. Часто ее сравнивают с Дездемоной. Летиция умерла ровно через год после инаугурации ее супруга.
А вот Фрэнсис Кливленд довелось хозяйничать в Белом доме целых восемь лет с перерывом на один президентский срок. Она вошла в историю как самая молодая первая леди Америки. Когда в 1885 году ей исполнился всего 21 год, ее супруг уже возглавил государство. Фрэнсис любила и умела давать приемы и балы, на которых блистала манерами и нарядами из Франции.
Калвин Кулидж (1923-29) вообще, по мнению американцев, стал президентом только благодаря своей красавице-жене. Грейс абсолютно точно соответствовала своему имени. Вот уж кого смело можно назвать настоящей первой леди. Даже пять лет спустя после того, как миссис Кулидж покинула Белый дом, ее называли самой великой американкой.
Мэри Тодд Линкольн (ее муж стал хозяином Белого дома в 1861 году) обходила нью-йоркский универмаг «Лорд энд Тейлор» сверху донизу, отбирая самые дорогие платья и шляпки. Но, к сожалению, этим ее понятия о стиле и элегантности ограничивались. Выросшая в далеком Иллинойсе, Мэри искренне считала: если вещь дорогая, то она ей к лицу. После убийства мужа в 1865-м она со всем своим гардеробом вернулась в родной Спрингфилд, где вызывала лишь насмешки у местных кумушек.
Пыталась следовать моде и Элеанор Рузвельт. Но ее располневшая после произведения на свет шести детей фигура никак не вязалась с французскими туалетами. И первая леди (1933-45) компенсировала все дорогими аксессуарами. Она любила появляться на публике со своими многочисленными чадами, которых постоянно одергивала и учила хорошим манерам. Доставалось и мужу. «Не забывай откинуться на заднем сиденье в автомобиле, чтобы каждый мог тебя хорошенько разглядеть. Ты же -- президент! Но не разваливайся, чтобы не выглядеть толстым » -- поучала она Теодора Рузвельта при свидетелях.
Противоречивые чувства у американцев вызывала Нэнси Рейган. Бывшая голливудская актриса привыкла к броским нарядам и дорогим вещам. В день инаугурации Рональда Рейгана в 1981 году она была в атласном платье с белым кружевным верхом и только одной лямкой через плечо. Нэнси выглядела как богиня, но это как раз и не понравилось публике. Она попыталась привнести в Белый дом роскошь и снова вызвала раздражение. Она гордилась тем, что восемь лет спала в одной постели с президентом США, но над ней смеялись. Своему мужу Нэнси пыталась давать советы, исходя из заявлений и прогнозов различных астрологов. Но разве такое могло понравиться? Хотя сейчас большинство американцев изменило свое отношение к миссис Рейган в лучшую сторону.
Самым некрасивым нарядом в истории инаугураций Эдит Майо считает платье Бесс Трумэн. Оно было уродливой квинтэссенцией всего самого плохого, что отличало моду 50-х.
А самым безвкусным стал выбор Розалин Картер. Исходя из сентиментальных воспоминаний и, возможно, суеверных страхов, она в день инаугурации в 1977 году надела то же платье, в котором была, когда Джимми Картер принимал пост губернатора Джорджии. Наряд сам по себе был неплох: голубое платье из шифона. Но оно успело выйти из моды за то время, которое понадобилось Картеру на преодоление пути от кресла губернатора до Овального кабинета в Вашингтоне. И общество не простило Розалин эту ошибку. Тогда она стала активно вмешиваться в государственные дела. И делала это с твердостью жены фермера, коей когда-то была. Говорят, президент не принимал ни одного решения, не посоветовавшись со своей Роуз.
Из-за Уотергейтского скандала, стоившего Ричарду Никсону (1969-74) президентского кресла, досталось и его жене Патриции. Сначала американцам очень нравилась эта элегантная женщина. Тем больнее было то отчуждение, в котором она оказалась после отставки супруга. Но до конца жизни Патриция отличалась изысканным вкусом.
Особняком среди первых леди стоит Марта Джефферсон. Эта юная леди была не женой, а дочерью президента Томаса Джефферсона (1801-09). Ее мать умерла еще до того, как отец стал хозяином в Белом доме. Он возложил на девушку обязанности первой леди, которые ее очень тяготили. К тому же она тосковала по матери. Марта впала в глубокую депрессию и умерла.
Пожалуй, единственной первой леди, наряды которой мало обсуждались, остается Хиллари Клинтон. С первых дней президентства своего супруга миссис Клинтон активно занялась политикой. А это резко ограничило ее выбор в плане нарядов. Женщине-политику разрешается только сугубо деловой стиль. «Если ты жена президента, то позаботься о том, чтобы твоя прическа всегда была в порядке», -- много раз говорила миссис Клинтон. Возможно, Хиллари удалось бы вообще избежать оценки ее гардероба, если бы не секс-скандал. Волей-неволей американцы стали сравнивать жену президента с его любовницами. И в первую очередь с Моникой Левински. Нужно отдать должное первой леди -- это сравнение оказалось в ее пользу!
Конечно, всех в Америке волнует, какой будет новая хозяйка Белого дома. Уже известно, что Лаура Буш обратилась за помощью к дизайнеру из Техаса Майклу Фэйрклоту. Он сшил ей ко дню инаугурации роскошное красное вечернее платье с глубоким декольте. Возможно, кому-то покажется, что это слишком смелый наряд для 54-летней бывшей учительницы. Но Лаура так не думает. Наверняка она долго советовалась со свекровью. И Барбара, очевидно, одобрила выбор невестки. Да и автор наряда считает, что у первой леди прекрасная фигура. «Она никогда не будет посмешищем. В ней все естественно, как и должно быть в настоящей женщине. Не то, что эти ультра-худые красотки, которые делают себе бюст у пластических хирургов!» -- говорит техасский дизайнер.
А в дальнейшем новая первая леди собирается навести порядок в Белом доме, который, по ее мнению, пришел в запустение при прежней хозяйке. Лаура очень высокого мнения о Хиллари, но все же полагает, что миссис Клинтон слишком много времени уделяла политике, забыв о женских обязанностях.
Школьная подруга миссис Буш Реган Гаммон говорит, что первая леди намерена заглянуть в каждый уголок Белого дома и сделать в нем все так, как ей нравится. И, конечно, ее мужу. Они с Буши (так ласково супруги именуют друг друга) привыкли к строгому порядку. Например, обувь в специальных шкафах расставлена по цветам. На кухне всегда блестят кастрюли и сковородки. Лаура любит все делать сама.
Лаура хочет привезти из Техаса свои комнатные растения и домашних любимцев. Так что спаниелю Споту предстоит занять место лабрадора Бадди.
Кроме свекрови спешат поделиться советами с миссис Буш и голливудские знаменитости. Кэтрин Зета-Джонс, жена Майкла Дугласа, считает, что жене президента следует взять хорошего стилиста и специалиста по макияжу. Нет, актриса не критикует нынешний внешний вид Лауры. Но поскольку первые леди становятся объектами для подражания, они должны быть уверены в себе на все сто!