Спорт

Центровой сборной украины станислав медведенко: «чтобы стать чемпионом нба, согласен даже грызть паркет»

0:00 — 20 січня 2001 eye 327

Прозвучавшая летом минувшего года информация о том, что центровой столичного БК «Киев» Станислав Медведенко подписал двухлетний контракт с победителем прошлогоднего чемпионата американской Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) -- клубом «Лос-Анджелес Лейкерс» -- носила вполне объяснимый сенсационный характер. Еще бы, ведь до него в НБА играли всего десять выходцев из стран бывшего Советского Союза! А 21-летний украинский баскетболист хотя, безусловно, очень талантлив, но чтобы в НБА, да еще сразу в титулованный «Лейкерс»… Тем не менее Станислав сумел произвести на наставников этого клуба хорошее впечатление и 30 декабря минувшего года дебютировал в официальном матче чемпионата Национальной баскетбольной лиги.

Корреспондент газеты «Известия» Андрей Митьков стал первым, кому Медведенко согласился рассказать о своем пребывании в сильнейшей баскетбольной лиге…

«Шакил О'Нил сказал мне: «Парень, тебе повезло, что ты попал в нашу команду. Ведь здесь играю я!»

-- Летом вы подписали двухлетний контракт с действующим чемпионом НБА «Лос-Анджелес Лейкерс». Однако первые полтора месяца регулярного сезона провели в так называемом списке травмированных…

-- Не самые, признаюсь, хорошие мысли посещали меня в этот период. Не исключал даже, что проведу в резерве весь сезон. Что-то похожее произошло с Никитой Моргуновым во время его портлендской эпопеи. Однако я не опускал руки, старался доказать на тренировках, что умею играть в баскетбол. Каждый день делаю это и сейчас.

-- Как вы оказались в основном составе?

-- С начала декабря стали говорить, что Фил Джексон, главный тренер «Лейкерс», хочет включить меня в заявку на матч. Вот только удобный момент все не представлялся. Из «списка травмированных» меня вывели, когда заболел игрок основного состава Дуэйн Джордж.

-- Знали, что ваш дебют в НБА состоится именно 30 декабря?

-- Меня включали в заявку на четыре матча, предшествовавших встрече с «Финикс Санс». Поэтому я был готов выйти на площадку, как только скажут. Вот и в тот день выслушал тренерскую установку, как следует размялся, поучаствовал в представлении команды. А когда началась игра, занял свое место на скамейке запасных. Потом Джексон назвал мою фамилию и номер игрока, которого я должен заменить.

-- Вы так спокойно, без эмоций об этом рассказываете…

-- Я, конечно, волновался -- не человек, что ли? Но попытался себя перебороть. Чтобы принимать правильные решения, на площадку нужно выходить с холодной головой. Для меня матч с «Финиксом» был самым обычным. Я и не думал показать что-то сверхъестественное, просто старался как можно лучше делать то, что умею.

-- Один из трех фолов, который вы получили в дебютном матче, оказался техническим. Что произошло?

-- В борьбе под кольцом меня слишком уж грубо толкнули. Я ответил. Но не кулаками, а словами. Я ведь не знал, что баскетбольные судьи в Америке так хорошо понимают русский язык.

-- Как партнеры поздравили вас с дебютом?

-- В раздевалке после матча каждый похлопал по плечу -- и на этом все закончилось. Каких-то ритуалов в «Лейкерс» нет.

-- Как здоровье Дуэйна Джорджа?

-- Он поправился и участвует в тренировках со всеми на равных.

-- Речи о возвращении в список травмированных уже не идет?

-- В любом серьезном клубе НБА, а тем более в «Лейкерс», вопрос ротации игроков в основном составе открыт всегда. Чуть кто успокоится, расслабится — сразу же отправляется в запас. Если не куда подальше. А я не за этим ехал в Америку.

-- Удачно дебютировав, вы в следующих трех матчах провели на площадке лишь три минуты. Почему?

-- Ну откуда я это знаю?! Могу только предположить, что Джексон пока еще боится выпускать меня в матчах, где игра идет очко в очко. Он наверняка думает, что из-за плохого понимания английского языка я в решающий момент не пойму его указаний и ошибусь.

«Дедовщины, которая широко распространена в российском или украинском чемпионатах, в Америке нет»

-- Какие чувства вы испытали, когда впервые оказались рядом с Шакилом О'Нилом и Коби Брайантом?

-- Со всеми игроками «Лейкерс» я познакомился еще летом, во время персональных тренировок. Шакил подошел ко мне: «Привет! Как дела? Ты хоть понимаешь, парень, как тебе повезло, что ты попал в нашу команду? Ведь здесь играю я!» Таких приколистов, как наш суперцентровой, я еще не встречал. Да и другие -- веселые парни, мимо партнера по команде без шутки не проходят.

-- Вспомните последнюю шутку из раздевалки «Лейкерс»…

-- Она покажется очень грубой. Можно, я не буду ее пересказывать?

-- Прозвище вам уже придумали?

-- Американцы зовут меня Слава. Давно хотят придумать оригинальное прозвище, но пока ни один из вариантов не «приклеился».

-- С кем из партнеров у вас сложились приятельские отношения?

-- В НБА дружба между партнерами не принята. Ребята собираются вместе только чтобы играть. Общаться за пределами площадки -- это уже слишком. Например, в «Лейкерс» командные ужины и совместные походы в бар практикуются только во время выездных матчей. Поэтому друзей--приятелей у меня в команде нет.

-- С дискриминацией по какому-либо признаку вы уже столкнулись?

-- Дедовщины, которая широко распространена в российском или украинском чемпионатах, в Америке нет. Только потому, что плохое настроение, лицо здесь не бьют. А вот как баскетболисту, играющему в НБА первый сезон, мне приходится собирать мячи после тренировок, а во время выездов грузить сумки. Но косых взглядов со стороны конкурентов за место в составе не замечал. Напротив, если у меня что-то не получается, ребята подбадривают, помогают. Они считают, что Украина и Россия -- одно и то же государство, поэтому называют меня русским. А так как Россию в США и уважают, и боятся одновременно, эта аура распространяется и на меня.

-- Сможете отстоять прошлогодние позиции и вновь получить Кубок и перстни чемпионов НБА?

-- Специалисты говорят, что потенциально по сравнению с прошлым сезоном команда стала сильнее. Однако новички и старожилы пока не притерлись друг к другу. Поэтому еще случаются провалы. Однако истинную силу «Лейкерс» покажет, как водится, плей-офф. Задача у нас одна -- остаться лучшей командой планеты.

«Играть в баскетбол в НБА легче, чем в Европе»

-- Какие у вас первые впечатления от работы со знаменитым Филом Джексоном?

-- Самые первые? Его специфический выговор. Даже ассистенты порой плохо понимают, что именно говорит Джексон. Правда, сейчас я уже общаюсь на английском довольно сносно. Общий смысл спичей Джексона улавливаю уже процентов на 80.

-- Главный тренер часто говорит вам на тренировках, на что нужно обратить особое внимание?

- Джексон даже с Шакилом и Кобиком редко общается. Для этого в команде есть четыре ассистента, которые следят за тобой, постоянно что-то советуют, корректируют. Главный тренер занимается тактикой. И лишь иногда, проходя мимо, что-то подсказывает.

-- Во времена непобедимого «Чикаго Буллз» Джексон свое увлечение дзен-буддизмом активно прививал подопечным. В «Лейкерс» он продолжает это делать?

-- Три раза в неделю по 45 минут мы занимаемся тай чи. Большая часть занятий посвящена специфическим упражнениям для собирания космической энергии. Джексон уверяет, что, совершая определенные манипуляции, мы восстанавливаем силы и вообще становимся более совершенными людьми.

-- А джексоновский «треугольник атаки» по-прежнему в ходу?

-- Мы сейчас только его и играем! Прелесть этой тактической схемы в том, что она не подстроена под одну звезду. Если ты попадаешь в один из уголов треугольника — должен играть продолжения. При этом не имеет никакого значения, кто ты по амплуа.

-- И на какую позицию наигрывают в «Лейкерс» вас?

-- Вообще-то брали меня как тяжелого форварда. На тренировках, выполняя задание тренера, держу и Хораса Гранта, и Рика Фокса, иногда даже Кобика. С Шакилом приходится толкаться.

-- Ну и как ощущения?

-- Убедился в справедливости поговорки «Против лома нет приема».

-- Как быстро вы адаптировались к американскому баскетболу?

-- Первые недели мне пришлось туго. Но на самом деле играть в американский баскетбол проще и интереснее, чем в закованный в жесткий корсет тактических схем европейский. Как правило, здесь не используют большие комбинации: перебежать с края на край, поставить заслон, потом еще раз перебежать… Общая установка довольно простая: если свободен и получил пас -- бросай. Если бросаешь, но не попадаешь -- тренируй броски.

-- За полгода, проведенных в Америке, вы прибавили в весе?

-- Я не хочу набирать лишние килограммы — пусть даже это и мышцы. Мне нравятся мои 115 кг. Ну, иногда -- 115 с половиной.

«Деньги для меня -- не главное»

-- Насколько успешным вы себя представляете лет через 10?

-- Так далеко я не заглядываю. В баскетболе хотелось бы совместить командные и личные достижения. Мечтаю и перстень чемпиона НБА выиграть, и «скамеечником» при этом не оказаться. В идеале можно и какой-нибудь персональный трофей заиметь. К примеру, «Лучшему запасному», который получал в свое время Шарунас Марчюленис.

-- Вы ни разу не пожалели, что поехали в НБА?

-- Немногие верили, что в ближайшие годы я смогу попасть в НБА. Но я все же хотел узнать, чего как баскетболист стою по большому, гамбургскому, счету. Мне кажется, желание попробовать свои силы в НБА должно присутствовать у каждого человека, профессионально занимающегося баскетболом. У меня оно появилось давно. И как только представилась возможность, я ей воспользовался. Предлагаю свой вариант одной известной пословицы: «Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать или увидеть».

-- Финансовыми условиями контракта с «Лейкерс» вы довольны?

-- Пока мне хватает. Но финансовые условия не были определяющими, когда я подписывал контракт с чемпионами НБА.

-- С соотечественником Виталием Потапенко, выступающим за «Бостон Селтикс», знакомы?

-- Мы общались во время летней лиги, но сейчас потерялись. Непременно возобновим наши отношения, когда «Лейкерс» сыграет с «Бостоном». А помимо Потапенко я познакомился практически со всеми нашими в НБА -- Илгаускасом, Цакалидисом. У Сабониса даже в гостях побывал.

-- Часто повторяете себе: «Стас, какой ты молодец!»?

-- Причин говорить такие слова у меня пока не было. Впрочем, мне только 21 год и у меня еще все впереди. Я бы хотел произнести эту фразу лет в 60, вспоминая карьеру в НБА (смеется).

-- Все, что произошло с вами в последние две недели вам не кажется рождественской сказкой?

-- В сказку я поверил, если бы в дебютном матче забил «тридцатник». А девять очков в игре с «Финиксом», считаю, заработал потом.