О начале «звездного пути» известных эстрадных певцов вспоминает Геннадий Мисан, четверть века проработавший директором Волынской областной филармонии
-- 25 лет в искусстве. Чудесное время! -- улыбается Геннадий Петрович Мисан, вспоминая прожитые годы. -- Волынская областная филармония много лет по праву считалась в Украине ведущей. Мы удерживали переходящее красное знамя УССР. А как-то даже заняли третье место в Союзе. И все благодаря сильным кадрам.
Саша Серов по нашему приглашению перешел в Волынскую филармонию из Черновицкой в 23 года. Необычайно талантливый парень, сильный и красивый голос. Но из-за своего тяжелого характера (он -- ярко выраженный холерик) долго на одном месте не задерживался. Я видел в нем огромный потенциал. Серов просиживал за роялем до глубокой ночи, сам писал музыку. Доходило до смешного: бывало, и уснет за инструментом, а утром уборщица его будит. Если вставал «не с той ноги», запросто мог в кого-нибудь и ботинком запустить. Правда, потом сожалел, извинялся. С ним приходилось быть и дипломатом, и психологом.
Тогда же у нас работала Лиля Сандулеса. Очень музыкальная, с великолепным голосовым тембром, она практически сразу оказалась среди претендентов на лавры эстрадной «звезды». Поскольку моя душа больше лежала к ансамблям, а не к солистам, мы попытались свести Лилию Сандулесу и Александра Серова в дуэт. Этому способствовало также то обстоятельство, что между ними в один прекрасный день возникли теплые чувства, их потянуло друг к другу.
В общем, дуэт мы создали. Но ведь Лиля по характеру тоже холерик. Вот и началось: бурные споры из-за каких-то мелочей, частые творческие конфликты. Могли и, пардон, обматерить друг друга во время репетиции, она -- его по-молдавски, он ее -- по-русски Жаль, что их творческий дуэт распался. Я убежден: если бы удалось его сберечь, равного в Украине не нашлось бы.
Лилию Сандулесу переманили в Киевский мюзик-холл. Сначала мы «отдали» ее на три месяца, но она там вышла замуж и осталась навсегда. Кстати, пытались киевляне переманить и Зинкевича, но Василий отказался.
А Серова пригласили в Краснодарскую филармонию. В Луцке ему приходилось жить в репетиционном классе, спать на матрасе, который певец раскладывал каждый вечер на полу. Мы ему квартиру «выбить» не могли, а гостиницу филармония оплачивать не имела права, поскольку Александр числился нашим штатным работником.
-- Когда я пригласил в коллектив трио Мареничей, филармония ютилась в двух маленьких комнатках в Доме культуры. -- продолжает Геннадий Петрович. -- Какое-то время они жили у меня дома (приехали они из Казахстана, а родом Валерий из Кривого Рога). То есть начинали свой творческий путь в действительно неблагоприятных условиях. Но это не помешало им быстро «взлететь».
Вокальные данные у Маренича, возможно, и не самые лучшие. Но это с избытком компенсируют его огромная любовь к украинской песне, талант и трудолюбие. Жена Валерия Антонина -- русская, уроженка Самары, но, несмотря на «корни», она, как и ее сестра Светлана, в совершенстве владеет и разговаривает исключительно по-украински.
Первый успех пришел к Мареничам на конкурсе в Харькове, где они противопоставили массовой эстрадной «навале» с ее децибелами тихую, лирическую украинскую песню. После ее исполнения в зале с полминуты царила абсолютная тишина. Я подумал было: все, провал, и вдруг взрыв оваций! А началом звездной популярности Мареничей стало успешное выступление в Киевском дворце «Украина» -- его помог организовать тогдашний директор Укрконцерта Борис Шарварко, с которым я поддерживал хорошие отношения.
Волынское трио зазвучало на всю страну. Но ненадолго. Дело в том, что Валерий, при всех его достоинствах, не всегда умел или хотел правильно ориентироваться в ситуации. К примеру, в 1980-м обслуживать Олимпийские игры в Москве из наших артистов приглашены были только ансамбль «Свитязь» с Василием Зинкевичем и трио Мареничей. Предстояло выступить на весьма престижном концерте накануне Игр перед представителями стран-участниц. Валерий ехать отказался, объяснив, что, мол, невыгодно. Сколько я ни уговаривал, так и не согласился.
А однажды позвонил мой коллега из Ивано-Франковска и попросил: «дай» Мареничей. Они, кстати, тогда были самыми прибыльными эстрадными исполнителями в Украине. Договорились о шести концертах. Билеты «размели» в один день. Коллега опять звонит: «дай» еще на день, пусть выступят перед передовиками сельского хозяйства (дело было накануне Дня работника сельского хозяйства). Мы договорились, однако Валерий из-за каких-то мелочей повздорил с администрацией и выступать отказался наотрез. Местное руководство в панике: что делать? Связываются со мной: помогите! Я звоню, объясняю: Валера, это политическая акция, ты же первый пострадаешь! Но так и не переубедил.
Скандал попал в газеты, а вскоре я получил приказ из Министерства культуры: запретить Мареничам гастроли за пределами Волынской области на год, запретить демонстрацию только что снятого о них фильма, прекратить трансляцию их песен по телевидению и радио. Мареничи «гремели» на весь Союз, вдруг -- полная тишина. Сразу поползли слухи: хотели сбежать в Канаду через Югославию. Даже из Министерства внутренних дел звонили, спрашивали, имеют ли эти разговоры под собой реальную почву? Никуда они сбегать не собирались, но их стремительная карьера резко затормозила.
-- В 70-х у нас подобрался чудесный, по-настоящему звездный коллектив исполнителей, среди которых особенно ярко выделялся ансамбль «Свитязь» с Василием Зинкевичем. -- вспоминает Геннадий Петрович. -- Мы стали готовить к сдаче концертную программу. Проанонсировали 12 концертов «Свитязя» в киноконцертном зале «Проминь», продали все билеты, а комиссия, в состав которой вошли работники Министерства культуры и местные чиновники, программу не приняла! Не по художественным или профессиональным соображениям, а по политическим: мало песен о партии, Ленине, комсомоле, труде и так далее. Один из членов комиссии, местный чиновник, строго изрек: «Это не что иное, как пропаганда буржуазной идеологии в нашем советском обществе!». Это о лирических песнях-то о любви, красоте родного края!
Тогда мы пошли другим путем: попросили программу принять условно, концерты не отменять и клятвенно пообещали как можно быстрее репертуар доработать и представить в новом варианте. Комиссию мы переубедили, и концерты прошли с огромным успехом. Вскоре с не меньшим успехом выступили в Москве. И только тогда программу наконец-то утвердили.
Меня часто спрашивают о зарплатах. Да, мы, то есть филармония, зарабатывали большие деньги, но тарифные ставки работникам и артистам повышать не имели права. Больше остальных получали эстрадные певцы: 200--300 рублей в месяц, артисты народного хора -- от 90 до 140 рублей. Немаловажную роль играли государственные звания и стаж.
Но, несмотря на разницу в окладах, жили дружно. Серьезных конфликтов в коллективе не возникало, хотя случались между «звездами» и недоразумения, обычно -- по причине ревности, зависти. Дисциплину старались поддерживать разными методами, даже шутливыми. К примеру, как-то ввели так называемые «штрафные санкции»: за минуту опоздания исполнитель платит 20 копеек. Когда «набегало» достаточно, на эти деньги после гастролей иногда вместе ужинали, отдыхали.
-- В начале 80-х принимали мы в Луцке Муслима Магомаева, -- рассказывает Геннадий Петрович. -- После аншлагового выступления -- а было это 31 декабря -- как водится, организовали небольшой банкет в ресторане гостиницы «Украина». Поужинав, Магомаев поднялся в номер, чтобы перед отъездом немного поспать, ведь до самолета оставалось еще несколько часов. Магомаев должен был лететь один, музыкантов сопровождения мы отправили в Москву на поезде.
Пришло время ехать в аэропорт -- «звезды» нет. Немного подождали, пошли будить. Стучали-стучали в дверь -- тишина. На рейс опоздали. Долго упрашивали войти в наше положение начальника аэропорта, который, в свою очередь, еле уговорил командира экипажа одного из следующих лайнеров, чтобы в обход всяческих инструкций позволили певцу занять место в отсеке для стюардесс. На встречу Нового года Магомаев все-таки успел.
Всегда с удовольствием вспоминаю встречи с Юрием Левитаном. Безусловно, это личность, легенда. А еще -- милый, простой человек. Впервые я с ним встретился в одной из московских радиостудий, и он пригласил меня к себе домой. Прихватил я традиционные волынские «сувениры» -- копченые угри, «украинскую с перцем» и отправился в гости договариваться о приезде Юрия Борисовича в Луцк. Жил он вдвоем с женой весьма скромно в небольшой двухкомнатной квартире в центре Москвы, которую ему во время войны выделили по личному приказу Сталина. Посидели тогда, помню, допоздна, душевно пообщались. А в Луцк он приехал накануне 900-летия города.
Давала у нас «сольники» и Пугачева. Тогда как раз на весь Союз гремела ее песня «Арлекино». Приехала она со своим вторым мужем, художественным руководителем их коллектива Игорем Грановым. И нужно же было такому случиться: перед концертом они поссорились. Программу, правда, отработали -- зрители-то не виноваты. После выступления я ожидал супругов возле машины. Пугачева вышла одна и с ходу заявила: «Я с ним не поеду!». Пришлось отвозить ее первой.
Как положено, провел к гостиничному номеру, собирался уже попрощаться, но она, открыв двери, вдруг приглашает: «Заходи, я хочу выпить». Я говорю: «Обожди, сейчас что-нибудь закажу». А она: «Не нужно, у меня все есть». Выпили по рюмке коньяку, поговорили о том о сем, и я отправился за ее мужем, который вскоре перешел в разряд «бывших»
-- Мы давно добивались, чтобы звезда мирового масштаба, пианист-виртуоз Святослав Рихтер выступил в Луцке, -- делится воспоминаниями Геннадий Петрович. -- Организовать это было чрезвычайно трудно, но все-таки удалось. Рихтер возвращался после зарубежных гастролей в Москву, поезд шел через Брест. Мы отправились туда, встретили, привезли в Луцк, поселили в гостинице «Украина». На улице зима, сильный мороз. А гостиница отапливается слабо. Рихтер мерзнет, сидит в шубе. Мы понимаем, что это грозит срывом концерта -- ведь руки пианиста никаким образом не должны мерзнуть. В горисполкоме помочь отказались. Пришлось с «могорычом» идти на поклон к операторам котельной
Обогрели мы Святослава Рихтера, на следующий день он с огромным успехом дал концерт в переполненном зале драмтеатра. Спустя некоторое время я в частной беседе сознался, как уговорил рабочих, тому самому чиновнику из горисполкома, который запретил ради одного Рихтера включать дополнительное тепло в гостинице. Объяснил, что не видел иного выхода. А он мне: «И правильно сделал! Ты же понимаешь, не мог я такое официально разрешить!»
А однажды произошел вообще комичный случай. Договорились мы о гастролях знаменитых «подруг» Маврикиевны с Никитичной, продали все билеты. Приезжаем на вокзал встречать -- артистов нет. Звоним в Москву, а там удивляются: как так, администратор лично в вагон посадил! Какой тут вывод? Единственная правдоподобная версия -- отстали от поезда на какой-нибудь промежуточной станции. Ничего подобного! Их по ошибке вместо Луцка отправили в Липецк. Представьте состояние бедных «старушек» -- все договорено, а на вокзале никто не встречает, никто ничего не знает. Концерт у нас в Луцке, естественно, по таким вот «техническим» причинам пришлось перенести