Політика

Глава конституционного суда виктор скомороха: «предлагаю верховную раду перевести в жмеринку. Там есть прекрасный вокзал. Сам видел»

0:00 — 24 січня 2001 eye 222

Похоже, руководитель КС всерьез обиделся на Верховную Раду, в недрах которой родилась идея «отдельные институты власти размещать вне столицы Украины, вне Киева, чтобы все регионы страны чувствовали себя полноправными участниками государственного строительства». А начать этот процесс избранники народа предложили с Конституционного суда, переведя его из Киева в Харьков, где «находится Юридическая академия, специально подготовленные кадры, великолепная библиотека». И это при том, что одновременно на строительство помещения в Киеве те же народные депутаты выделили 19,2 млн. гривен. В ответ Виктор Скомороха, расценивший эти слова как давление на суд, внес предложение, вынесенное в заголовок этого материала.

Депутаты, не понимающие сути процессов, происходящих в Конституционном суде, предлагают его… уничтожить

К слову, по мнению г-на Скоморохи, Конституционный суд вполне может разделить участь подобных структур в других постсоциалистических странах. Напомним, что кроме Туркменистана, где, как известно, туркмен-баши сам знает, что конституционно, а что нет, конституционные суды были созданы в постсоветских государствах как своеобразный инструмент консенсуса. В Беларуси, заявил В. Скомороха, такой суд стал жертвой быстро набирающей силу президентской власти, а в Казахстане решение суда по поводу конституционности выборов в парламент в свое время стало основанием для ликвидации самого суда.

«События вокруг Конституционного суда Украины развиваются по подобному сценарию, и потому мы считаем необходимым прокомментировать отдельные выступления народных депутатов», -- сказал председатель КС. По его мнению, в нашем государстве имеются в наличии все три классические конфликта «нового и старого права»: столкновение неправой силы с бессильным правом, столкновение новых правовых идей с действующим положительным правом и столкновение двух правопорядков. А внесение поправок в Основной Закон используется в нашей стране лишь как инструмент борьбы за власть.

По словам В. Скоморохи, в результате народные депутаты, не понимающие сути процессов, происходящих в Конституционном суде Украины, не только обвиняют суд в том, что он превратился в «бюро добрых услуг Президента Украины» или в «управление при Администрации Президента по отмене неугодных постановлений ВР», но и предлагают уничтожить этого «монстра», созданного, мол, на волне популизма.

Не вдаваясь в подробности разъяснений, данных Виктором Скоморохой по поводу более конкретных обвинений в адрес КС (в конце концов, угодить всем не может ни один суд), приведем лишь несколько цифр.

Через полгода наступит коллапс судебной системы?

За весь период деятельности КС Украины сами народные депутаты, оспаривая конституционность правовых актов Верховной Рады, направили в суд 51 прошение, а Президент Украины -- 23. «Так кто ограничивает права депутатов?» -- вопрошает председатель Конституционного суда. Аналогичное соотношение по поводу правовых актов Кабмина -- народные избранники внесли 9 прошений, Президент -- одно. По ходатайствам Президента принято 14 решений, парламентариев -- 19 и еще шесть -- по ходатайству Верховной Рады. «Суд работает на давальческом сырье», -- заметил г-н Скомороха. «Сможем ли мы построить новое государство, если наиболее политически активная часть населения считает вредными институции правового государства?» -- добавил он и спрогнозировал, что 29 июня 2001 года наступит коллапс судебной системы. К этой дате закончится действие переходных положений Основного Закона Украины, а новые законы и кодексы Верховной Радой не принимаются, судейский корпус не формируется.

Не менее резко г-н Скомороха высказался и по поводу упорного нежелания парламента воплощать в жизнь решения всенародного референдума, но поскольку суду, скорее всего, еще придется давать свои оценки по этому поводу, пока Виктор Скомороха от комментариев по этому поводу воздержался.

Так что же ждет наш «инструмент консенсуса»? Или это понятие, как и многие другие, останется среди пережитков эпохи перестройки?