Україна

С конца февраля за ввоз в украину подержанных автомобилей придется платить в два раза больше

0:00 — 24 січня 2001 eye 735

А с первого февраля часть временно ввезенных автомобилей может быть квалифицирована

В последнее десятилетие для многих жителей Украины автомобиль действительно превратился из роскоши в средство передвижения. Но продукция отечественных автомобильных заводов особой популярностью в народе не пользуется, поэтому большинство машин ввозится в страну из-за рубежа. Причем наши люди постоянно изобретали всевозможные способы ввоза автомобиля без уплаты налогов и пошлин. В частности, применялся механизм временного ввоза.

Однако с 19 февраля ситуация может резко измениться. Дело в том, что именно с этого дня вступит в силу закон, предусматривающий существенные изменения в порядке таможенного оформления автомобилей, а также значительное повышение таможенных платежей. Рассказать о том, что ждет отечественных автомобилистов, мы попросили заместителя начальника Управления организации таможенного контроля Государственной таможенной службы Украины Сергея Семочку.

При временном ввозе автомобилей придется платить все таможенные сборы

-- Какие изменения внесены в порядок таможенного оформления?

-- С вступлением в силу закона все существующие сегодня платежи останутся, но изменятся ставки ввозной пошлины и акцизного сбора на подержанные машины. Сейчас эти ставки составляют 0,1 евро (пошлина) и 0,2 евро (акциз) за 1 куб. см объема двигателя. С 19 февраля они увеличатся вдвое для автомобилей, которые были выпущены до пяти лет назад. А для машин «старше» пяти лет ставки возрастут втрое. При этом за новые транспортные средства нужно будет платить по старым тарифам.

Но не стоит забывать о том, что, кроме вышеуказанных платежей, при оформлении автомобиля необходимо внести таможенный сбор и НДС. Если же машина по каким-либо причинам не была вовремя оформлена, владельцу придется заплатить еще и сбор за пребывание под таможенным контролем.

Также изменился порядок временного ввоза автомобилей. На сегодняшний день машины, временно ввезенные в Украину, не облагаются таможенной пошлиной и акцизным сбором.

После вступления нового закона в силу люди, которые ввозят автомобили в этом режиме, обязаны будут вносить все необходимые платежи. Таким образом, режим временного ввоза теряет свою привлекательность. Но хочу отметить, что на иностранцев, приезжающих в Украину по делам или на отдых, эта норма закона не распространяется.

Есть и другие новшества, а именно: необходимость сертификации автомобилей и уплаты всех платежей в случае реализации машин, которые были конфискованы или изъяты в счет погашения долгов и обязательств по гражданским правовым актам.

Через два года будет запрещено ввозить и продавать машины, не оборудованные катализатором

-- Расскажите об этих нововведениях подробнее.

-- К сожалению, украинское законодательство несовершенно, и некоторые люди пользуются этим, чтобы избежать уплаты таможенных платежей. В частности, путем оформления автомобилей по решению судебных органов.

Механизм довольно прост. Человек ввозит подержанный автомобиль в режиме транзита и умышленно нарушает срок вывоза. Это фиксируется таможенными органами, машину конфискуют по судебному решению и выставляют на продажу без уплаты таможенных платежей. Таким образом машина возвращается к своему владельцу. При этом цена, по которой он выкупает транспортное средство, как правило, ниже, чем сумма пошлин и сборов, которые необходимо уплатить при обычном таможенном оформлении.

Существовала еще одна схема уклонения от уплаты сборов. Два человека заключают долговое соглашение на короткий срок. В документе оговаривается, что в случае невозврата денег должник обязуется рассчитаться своим имуществом. Затем ввозится автомобиль, и после истечения срока договора долговая расписка предъявляется к исполнению в суд. В результате суд накладывает арест на имущество, в том числе на ввезенную, но еще не оформленную машину. Естественно, что в дальнейшем она реализуется либо истцу, либо владельцу. При этом таможенные платежи также не уплачиваются.

В результате введения нового закона подобные схемы станут невыгодными. С 19 февраля продажа ввезенных и конфискованных (в том числе в счет погашения долга) автомобилей осуществляется с начислением всех налогов и сборов, предусмотренных при импорте (если они еще не были уплачены).

Кроме того, как я уже говорил, необходимо будет сертифицировать новые машины, ввезенные физическими лицами. Заниматься этим станет Госстандарт. Правда, пока еще не создана соответствующая нормативно-правовая база, и сертифицируются только те автомобили, которые ввезены субъектами внешнеэкономической деятельности.

Законом также предусмотрено, что с 1 января 2003 года все машины, реализуемые на внутреннем рынке Украины и ввозимые из-за рубежа, должны быть оборудованы приспособлениями для нейтрализации ядовитых выхлопных газов катализаторами.

Стоит учесть, что за последнее десятилетие подавляющее большинство автопроизводителей стали оборудовать выпускаемые автомобили катализаторами, а к 2003 году практически во всех машинах, разрешенных к ввозу в Украину, уже будут такие устройства.

К тому же сейчас существует много предприятий, устанавливающих катализаторы на старые автомобили. Стоит такая модернизация от 300 грн.

Но я хочу подчеркнуть, что будут запрещены реализация и ввоз, но не эксплуатация. То есть никто не собирается ущемлять права автовладельцев. Данная норма закона преследует только одну цель -- защиту окружающей среды.

Ввоз автомобилей по запчастям становится экономически невыгодным

-- Довольно часто автомобили ввозят по запчастям. Во всяком случае до последнего времени, желая сэкономить на таможенном оформлении, многие люди делали именно так. Изменится ли порядок поагрегатного ввоза машин?

-- Сам порядок ввоза не изменится. Но в новом законе изменились ставки и механизм начисления пошлины на ввозимые запчасти. Сегодня еще действуют следующие ставки таможенной пошлины: коробка передач -- $10; шасси -- $8; мост -- $10; колесо -- $4; подвеска и сцепление -- $5.

Сейчас при ввозе мотора необходимо уплатить $0,05 за каждый куб. см. То есть за таможенное оформление двигателя объемом 2 литра необходимо внести пошлину в размере $100. А с 19 февраля эта сумма возрастет до 3000 евро, так как ставка будет составлять 1,5 евро за куб. см.

Ставка таможенной пошлины на другие запчасти составит определенный процент таможенной стоимости. Например, если таможенная стоимость кузова 5000 евро, то уплатить необходимо 20% этой суммы, то есть 1000 евро. Таким образом, ввоз автомобилей по запчастям физическим лицам становится экономически невыгодным.

-- Почти год назад Кабинет министров принял постановление, согласно которому все автомобили, временно ввезенные в Украину до 1 февраля 2000 года, можно оформить в режиме постоянного ввоза, при условии уплаты всех таможенных платежей. До какого времени автовладельцы имеют право пройти эту процедуру?

-- Кабинет министров предоставил на переоформление машин один год. Первого февраля этот срок истекает. Если водитель по каким-либо причинам не зарегистрировал свой автомобиль, то он обязан вывезти его за рубеж. В противном случае транспортное средство будет конфисковано.