Как сообщили «ФАКТАМ в Севастопольском управлении по чрезвычайным ситуациям, по уточненным данным, на судне «Память Меркурия», затонувшем 26 января в нейтральных водах Черного моря, находилось 52 человека, из них 21 -- пассажиры. Однако по данным Севастопольского морского торгового порта, на борту находились 54 человека -- несколько из них ехали «зайцами».
Продолжаются поиски 14 пропавших без вести. К полудню 30 января никого найти не удалось. Спасатели не торопятся заносить имена этих людей в черный список, хотя очевидцы утверждают, что семь человек погибли
Как сообщили «ФАКТАМ» в Одесском Главном морском спасательно-координационном центре (ГМСКЦ), поиск пропавших без вести значительно затруднен сложными метеоусловиями: держится туман, идет дождь. По мнению специалистов ГСМКЦ, оставшиеся в живых смогут продержаться на плоту еще несколько дней.
В пресс-центре ВМС Украины «ФАКТАМ» сообщили, что позавчера на поиски вылетал самолет Ан-24, который полтора часа изучал район катастрофы, но людей не обнаружил. В настоящее время в готовности находятся самолеты Ан-24 и Б-12, вертолет К-27 и четыре судна, которые могут в любое время выйти в море. В районе катастрофы также находятся пять суден.
Состояние спасенных условно можно считать удовлетворительным: у всех у них врачи 1-ой Севастопольской городской больницы, куда доставили пострадавших, констатировали переохлаждение организма и дерматит (от длительного контакта с соленой водой почти у всех спасенных на коже появились раны).
Специалисты утверждают, что крушение теплохода «Память Меркурия» является самой серьезной трагедией, произошедшей в акватории Черного моря за последние 15 лет. Со времени гибели парохода «Адмирал Нахимов» в Черноморском бассейне впервые погибли пассажиры.
Начальник Госфлотинспекции Украины Леонид Чайковский, возглавляющий штаб по спасению членов экипажа «Память Меркурия», в интервью «ФАКТАМ» рассказал, что попавшее в беду судно было не очень большим. Длина корпуса составляла 53 метра, теплоход способен разместить всего 35 пассажиров, район плавания его был ограничен.
-- Конструкция судна предусматривала его удаление от порта на расстояние не более 200 миль и 25 миль от берега, -- заметил Л. Чайковский.
По его словам, о судьбе судна забеспокоились в первую очередь специалисты ГМСКЦ. Несколько часов понадобилось им, чтобы отыскать судовладельца, который -- в нарушение международной конвенции -- не сообщил в Центр свой точный адрес. Судовладелец -- частная фирма «Сата» -- письменно уведомил о том, что «Память Меркурия» пережидает шторм, но в каком именно квадрате находится судно и когда был последний сеанс радиосвязи с ним, уточнить не смог. Тогда было принято решение передать по системе «NAVTEX» всем судам, находящимся в Черном море, оповещение об исчезновении теплохода «Память Меркурия».
По информации из аналогичных спасательных центров Болгарии, Турции и Румынии, сигналы бедствия с данного судна к ним не поступали. Между тем в минувший понедельник в интервью журналистам третий помощник капитана судна Виталий Бондарь сообщил, что во время катастрофы команда успела дать сигнал бедствия через систему ЦИВ (цифровой избирательный вызов), который работает в УКВ-диапазоне. Кроме того, команда успела дать сигнал бедствия по глобальной системе космической связи.
По словам В. Бондаря, 26 января вечером после сильного толчка судно накренилось и в течение 7-10 минут затонуло. Однако команда успела вывести всех пассажиров, надеть спасательные жилеты, сбросить три надувных плота и отправить туда людей.
В настоящее время специально созданная комиссия выясняет, каким образом судно, имевшее разрешение Реестра на передвижение исключительно в прибрежной зоне, оказалось в центральной части Черного моря. Директор государственного предприятия морских коммуникаций Олег Московко считает, что теплоход не был оборудован аппаратурой, отвечающей требованиям IMO (международной морской организации), и не имел права идти через центральную часть Черного моря.
По сообщению пресс-центра прокуратуры Крыма, в результате расследования было установлено, что судно «Память Меркурия», было зафрахтовано фирмой «Алан-Тур» и зарегистрировано в Севастопольском рыбном порту. Предварительной причиной аварии теплохода называют его перегруз и незакрепленность грузов на судне. По факту его гибели прокуратурой Крыма возбуждено уголовное дело. Для расследования дела создана следственная бригада. Капитан «Памяти Меркурия» взят под стражу. Из фирмы «Сата», а также порта приписки изъяты необходимые документы.