Однако в будущем наша страна может лишиться возможности их производить, если борьба с пиратством будет вестись без учета интересов отечественного производителя и потребителя
Оказывается, компакт-диски, которые принято считать достижением западной цивилизации, были впервые созданы в Украине. И это не очередная рассказка из серии «Россия -- родина слонов». В Институте проблем регистрации информации Национальной академии наук Украины до сих пор можно видеть первые в мире лазерные диски, созданные еще в начале 70-х годов. А показал мне их, рассказал об истории создания и о том, почему сегодня мы отстаем в этой сфере от Запада, директор института, член-корреспондент НАН Украины Вячеслав Петров.
-- Вячеслав Васильевич, как появилась идея создания принципиально новых носителей информации?
-- Толчком послужило открытие, сделанное учеными Киевского университета и Института физики полупроводников. Суть открытого явления заключалась в том, что если нанести на металлическую поверхность тончайший слой полупроводника и направить на нее пучок света, то появится изображение.
Первооткрыватели обратились к ученым других специальностей с предложением поискать способы применения этого открытия. И вот тогда я на два года переселился из Института кибернетики, где уже несколько лет занимался разработками в области компьютерной памяти, в Институт физики полупроводников. И мы понапридумывали там очень многое. Ведь в сущности был открыт принципиально новый способ фотографии. Толщина пленки полупроводника, наносившаяся на поверхность, составляла всего 0,018 микрона. Благодаря этому на ней можно было создавать изображения, включающие очень мелкие детали. Уже 35 лет назад мы научились наносить на поверхность элементы, имевшие размер меньше микрона.
Вот, кстати, один из побочных продуктов наших разработок. (В моих руках оказывается небольшой, диаметром около трех сантиметров, металлический диск с крохотным стеклянным окошечком на боку. В окошечке видна гладкая красная пластина с небольшой царапиной посредине. -- Авт. ) Эта царапина -- портрет Леонида Ильича Брежнева в полном маршальском облачении размером 1,5 миллиметра. А внутри маршальской звезды -- еще один портрет Брежнева размером 40 микрон. Толщина линий, из которых сделан портрет, -- 0,2 микрона. Размер элементов записи на самых современных дисках DVD больше. А мы это изображение сделали, между прочим, 25 лет назад.
-- А зачем понадобился такой маленький портрет Брежнева?
-- История появления этого сувенира такова. Владимир Васильевич Щербицкий дал задание подготовить несколько интересных подарков к 70-летию Брежнева. И у Бориса Евгениевича Патона возникла идея создать сувенир на основе нашей уникальной технологии. Основной деталью прибора был мощный микроскоп. Внутрь мы вмонтировали магнитофон. Сначала микроскоп включали на среднее увеличение, чтобы был виден только больший портрет. А затем микроскоп переключался на большое увеличение. Становился виден маленький портрет, и магнитофон голосом Брежнева произносил его известную фразу о том, что «наука достигла такого рубежа, что стала непосредственной производительной силой».
-- И что, подарили этот сувенир Брежневу?
-- Наш подарок был отобран в числе лучших и показан Щербицкому. Но он усомнился. «Вы знаете, -- сказал он, -- я накануне разговаривал с Сусловым и он мне сказал, что сейчас не сталинские времена, когда генеральному секретарю дарили множество подарков. Сейчас надо быть скромнее. К тому же с Брежневым мы обычно говорим не о науке, а об угле, стали, хлебе».
Патон настаивал. Говорил, что, как бы там ни было, такие вещи остаются в памяти. Кроме того, этим прибором показаны достижения советской науки. «Ну, хорошо, -- говорит Щербицкий, -- сделаем так. Через пару дней Брежнев, возвращаясь из заграничного визита, заедет в Киев, тогда мы ему эту вещь и покажем. А если ему понравится, то сразу и подарим».
Но вышло так, что накануне дня рождения Брежнев в Киев так и не приехал. Так что подарок ему вручить не удалось.
-- Но изготовление сувениров было, наверное, не главной вашей работой.
-- Ознакомившись с новым открытием, я, как специалист по компьютерной памяти, сразу предложил попробовать создать на его основе запоминающее устройство. Надо сказать, что эти работы сразу получили большой резонанс. Нас поддержал Виктор Михайлович Глушков. Были выделены деньги, и через некоторое время такая система была разработана и даже запущена в производство на каменец-подольском заводе «Электроприбор». Вот этот диск. (Он напоминает большую дискету с металлическим корпусом. Внутри -- что-то вроде стеклянной грампластинки. -- Авт. ) Плотность записи на нем, кстати, выше, чем на современных компакт-дисках.
В 1976 году на Всемирном электротехническом конгрессе я сделал доклад «Оптический диск как универсальный носитель информации». В этом докладе я показал, что разработанный нами оптический диск пригоден для записи практически любой информации -- цифровой, графической, звуковой, а также видеоизображений. Так что все достижения современной технологии мы предвидели 25 лет назад.
-- Но до их воплощения тогда было еще далеко
-- Работы продолжались, несмотря на обрушившуюся на нас критику. Нам говорили: «Зачем вы это делаете? Американцы же в этом направлении не работают, и нам не надо. Нужно совершенствовать уже имеющиеся магнитные диски».
Тогда после выпуска первых 16 систем было остановлено производство в Каменец-Подольском. Директор завода очень ратовал за то, чтобы прекратить их выпуск под тем предлогом, что завод не может потянуть две разработки одновременно. Некоторые из них еще сейчас хранятся в нашем институте, как первые в мире(!) оптические накопители, подключенные к крупным машинам. А завод сейчас выпускает кровати
-- Как же получилось, что, обладая столь весомыми научными достижениями, Украина сегодня не является лидером на рынке компакт-дисков?
-- Технологические революции происходят тогда, когда становится возможным массовое производство новой техники. Стеклянные диски для этого были не очень удобны. Нужен был новый материал для промышленной штамповки дисков. Его получили в Америке в качестве побочного продукта космических исследований. Отправляя астронавтов на Луну, американские ученые конструировали для них костюмы. Для изготовления прозрачных шлемов вместо привычного оргстекла была синтезирована новая пластмасса -- поликарбонат. Она обладает замечательными свойствами. Четырехмиллиметровый слой поликарбоната выдерживает удар пули, его физические свойства очень однородны, что чрезвычайно важно для оптических технологий.
В общем, после успешного возвращения астронавтов на Землю поликарбонат нашел применение в производстве компакт-дисков.
-- Но, несмотря на то что прорыв в технологии штамповки произошел не у нас, украинцы все-таки успешно освоили производство компакт-дисков. И достигли в этом таких успехов, что сегодня нами просто детей в Европе и Америке пугают: дескать, мы -- пираты, ограбили полсвета. Некоторые издания утверждают, что наши заводы выпускают только нелицензионные диски, нанося огромный ущерб производителям интеллектуального продукта.
-- Фактически сейчас в Украине работают только один завод и два небольших производства компакт-дисков. Тщательные проверки не обнаружили фактов производства на них нелицензионной продукции, но все же надо признать, что явление пиратства в Украине существует. И с этим надо бороться. Однако методы борьбы должны быть такими, которые позволили бы нам сохранить эту отрасль, насыщенную высокими технологиями и во многом сегодня определяющую культурный облик нации.
-- Какие же средства предлагаются?
-- Я включен в состав комиссии по подготовке законопроекта о защите авторских прав. На нескольких заседаниях я присутствовал, а потом меня перестали приглашать, так как моя позиция совершенно не устраивала американцев, которые фактически привезли готовый законопроект и настаивают на том, чтобы он был принят.
Основная идея законопроекта -- создание очень жестких ограничений в производстве компакт-дисков, которые делают его практически невозможным. Например, производитель должен проверять наличие и законность прав на издание того или иного диска.
Но на мой взгляд, здесь совершенно смещены акценты. Ведь потребителем авторских прав являются не производители дисков, а издатели. То есть нормальная процедура производства компакт-дисков такова: издатель покупает лицензии на использование тех или иных аудио-, видео- или программных продуктов и передает исходные данные производителю, который выполняет уже только техническую работу по тиражированию. Он не может, да и не должен проверять правомерность использования таких данных. Для этого есть издатель, который и занимается продажей дисков.
Это аналогично книгоиздательству. Никто ведь не заставляет типографию проверять правомерность использования текстов. Она только печатает, а правовые вопросы решает издательство.
-- Почему же все-таки американцы не предъявляют требований к издателям? Вы общались с ними на заседаниях. Какова их аргументация?
-- Они ссылаются на «хороший» опыт работы с Болгарией. С этой страной поступили по той же схеме. Там тоже было довольно мощное производство компакт-дисков. Правда, лицензий им никто не продавал. И тут появились борцы с пиратством, которые пообещали, что если болгары закроют производство, то им будут продавать дешевые лицензии. Производство закрыли, а лицензии болгарским издателям по-прежнему никто не продает. Таким образом погублена целая отрасль экономики. Соответственно не возникает и проблем с авторскими правами.
-- Но ведь не секрет, что сегодня в Украине продают много пиратских компакт-дисков. И, в общем, это действительно нехорошо. Ведь производители фонограмм, кино и программ должны получать деньги за свою работу. Все равно -- украинские они или заграничные. Это их хлеб, и красть его непорядочно.
-- Конечно, воровать нельзя. Но и оставлять всю страну без современной информации из-за того, что кто-то что-то украл тоже нельзя. Здесь, на мой взгляд, надо искать компромисс. И он существует. Ведь наши издатели избегают покупки авторских прав не потому, что они изначально непорядочные люди, а потому, что стоимость этих прав слишком высока, такие диски наш соотечественник не купит. Денег не хватит. Поэтому, если бы та же IFPI (неправительственный орган, объединяющий пять крупнейших в мире фирм, владельцев прав на фонограммы. -- Авт. ), которая ратует за принятие нового закона, согласилась продавать нам недорогие лицензии, но с условием распространения дисков только в Украине, то пираты бы исчезли сами собой.
А для ограничения распространения, кроме юридических барьеров, можно поставить еще и языковой. Обязать издателей переводить все программы и кино на украинский язык. Едва ли большое число россиян примется изучать украинский ради удовольствия покупать наши дешевые лицензионные диски. А о более отдаленных народах и говорить нечего.
-- Ну, хорошо, предположим, закон, предлагаемый IFPI, принят и мы вошли в мировой рынок компакт-дисков. Почем же нам тогда придется их покупать? Сколько стоят диски в Америке?
-- От 8--9 долларов за музыкальные записи до тысяч долларов за Windows-2000.
-- Пожалуй, такая цена будет не по зубам даже относительно обеспеченным украинцам.
-- На самом деле таких цен на диски в Украине не будет. И без дисков мы, скорее всего, не останемся. Продукцию наших заводов с успехом заменит аналогичная российская. У соседей это производство сейчас активно развивается. По моим сведениям, только в 2000 году создано 18 линий в Москве и Подмосковье.
Так что рынок дисков повторит судьбу книжного рынка. Его заполнит более дешевая продукция соседей, лучше понимающих свою выгоду.