10-летняя ира васильева, 40 дней находившаяся в коме после жуткого дорожно-транспортного происшествия, в котором погибли ее мама и младшая сестренка, очень просит всех «взрослых дядь» никогда не садиться за руль нетрезвы

0:00 — 5 липня 2001 eye 734

После двух сложнейших операций, ожидая третью, девочка не унывает и надеется, что скоро сможет заниматься легкой атлетикой

Замостянский районный суд Винницы осудил к девяти годам лишения свободы водителя микроавтобуса «Ниссан» 28-летнего Владимира Омельченко, который, находясь в нетрезвом состоянии, сел за руль, чтобы подвезти отпраздновавшую день рождения компанию. Врезавшись в электрический столб, автобусик перевернулся. В этом дорожно-транспортном происшествии погибли 29-летняя Татьяна и ее младшая дочь шестилетняя Маша, а старшая -- девятилетняя Ирочка получила тяжелейшие травмы.

«ФАКТЫ» уже рассказывали, как тяжело и упорно девочке пришлось бороться за жизнь (газета за 30 сентября 2000 г. ). Придя в сознание лишь на 40-й день после случившегося, она чуть слышно промолвила дежурившим у ее постели родственникам: «Я вас люблю!». Скоро год, как «спящая красавица» Ирочка Васильева мужественно преодолевает последствия ДТП: она продолжает сложный курс лечения, стойко переносит операции и говорит, что с каждым днем чувствует себя лучше.

«Вы даже не представляете, как хорошо, что я осталась жива!»

Общаясь сегодня с Ирочкой, трудно поверить, что ей пришлось много настрадаться и пережить такую боль, которая, пожалуй, не всякому взрослому под силу. Ира живет сейчас с бабушкой Ниной и дедушкой Василием. Бабушка оформила опекунство над внучкой. А супруг Татьяны Олег Дидык, который после ДТП несколько недель неотлучно сидел у кровати своей падчерицы, уехал на заработки. Ира говорит, что очень скучает по отчиму, но тут же переключается на более радостные события в своей маленькой жизни: после пережитого у нее вдруг появилась склонность к рисованию.

Юная художница с удовольствием демонстрирует свои рисунки, на которых запечатлен наш огромный мир: теплое веселое солнышко, чудесная разноцветная радуга, счастливые дети с папами и мамами. Сознается, что готова рисовать и днем, и ночью, да вот бабушка постоянно напоминает ей о необходимости заниматься математикой, языком и чтением. Ведь Ира пропустила учебную программу третьего класса и лишь весной начала заниматься с учительницей Надеждой Николаевной Йохно, которая живет в соседнем доме.

Девочке заново пришлось учить алфавит, учиться правильно держать в руках ручку и постигать основы правописания и чтения. Увы, все, что раньше учила в школе, забыла. А ведь до той злополучной аварии получала на уроках только «хорошо» и «отлично».

-- Врачи посоветовали мне не перегружаться, но я хочу догнать своих одноклассников! Поэтому очень стараюсь. Впрочем, понимаю: хорошо только то, что в меру, -- по-взрослому рассуждает девочка. -- Вы даже не представляете, как хорошо, что я осталась жива! Ведь теперь я каждый день молюсь и за маму, и за сестренку Машу, чтобы им в той другой жизни не было грустно и одиноко. И, знаете, Боженька мне обещает, что позаботится о них.

А еще я прошу хоть немножко здоровья бабушке Нине, ведь она инвалид второй группы по зрению, порой ей совсем бывает худо. Я за ней присматриваю: плакать не разрешаю, когда она вдруг начинает вспоминать о том, что случилось, по дому помогаю -- убираю, учусь готовить.

«Знать бы, что тревожные сны были предупреждением Татьяне»

-- Знаете, мы считаем, что те 40 дней и ночей, пока Ира находилась между жизнью и смертью, ее ангелом-хранителем была погибшая мать, -- убеждена бабушка девочки Нина Ивановна. -- Она помогла медикам вывести девочку из комы. Немного придя в себя, Ирочка спасалась песнями. Она разучила «Одинокую» из репертуара Ирины Билык и постоянно напевала ее. Теперь поет песни повеселее. Уже скоро год, как произошло это роковое ДТП, забравшее мою дочь и внучку, а Ирочку сделавшее инвалидом. Все мысленно возвращаюсь к той черной ночи.

Ведь я хорошо слышала, как водитель, увидев, что в салон «Ниссана» набивается много гостей, праздновавших вместе с ним день рождения моей невестки, посетовал: «Кто же будет за рулем? Наверное, придется мне!». Никто этих слов как будто и не слышал, наверное, все хотели поскорей проводить Таню с дочками на автовокзал (она собиралась ночным рейсом отправиться к себе домой в Новоднестровск Черновицкой области), а потом вернуться и продолжить гуляние у нас дома.

Я поняла, что водитель изрядно пьян, сердце тревожно забилось. Тут же бросилась уговаривать Танюшу не ехать, но она и слышать об этом не желала. Дорожные сумки уже были в машине, полусонные Маша и Ира покачивались на руках у взрослых. «Не волнуйся, мамочка! Ведь до автовокзала рукой подать!» -- улыбнулась мне Танюша.

Каждое судебное заседание, на котором тщательно устанавливались подробности произошедшего, стало для нее настоящей пыткой, сознается Нина Ивановна. А потерявший в этом дорожно-транспортном происшествии жену и дочь Олег Дидык с горечью признавался, что ему теперь больно видеть улыбающихся молодых мам с маленькими детьми.

У семьи, увы, было незадолго перед аварией тревожное предчувствие, что что-то должно произойти: Татьяне снились зловещие сны.

-- Дочь жутко расстраивалась после этих сновидений, -- утирая слезы, продолжает Нина Ивановна. -- Однажды снится ей, как будто она в каком-то незнакомом доме беседует с моей тенью. «Как живется тебе, мамочка, на том свете?», -- вроде спрашивает Таня. А я отвечаю: «Всяко бывает. И хорошо, и не очень, но жить можно!». После таких снов Таня просила меня поберечься. Но я отвечала, что имею целый букет недугов, так что беречься или нет, от меня уже не зависит. Знать бы тогда, что эти сны были предупреждением самой Татьяне!

А с маленькой Машей, когда она гостила у нас в Виннице минувшим летом, постоянно какие-то неприятности случались. То она упала с качелей и сильно расшибла голову, то ходила по самому краю разрытых в нашем дворе траншей, и я вынуждена была постоянно следить, чтобы она туда не свалилась. Берегла, да не уберегла…

«Хороших людей на свете намного больше, чем плохих!»

Шансов на спасение Ирочки, получившей серьезные травмы, было очень мало. И то, что она вернулась к жизни, родные восприняли как чудо. Но когда девочка начала настойчиво спрашивать, почему не приходят к ней мама и сестренка, близкие заволновались -- эта горькая правда могла ухудшить состояние девочки.

Тогда Ира обвинила своего отчима, очень горевавшего за навсегда ушедшими близкими, что он куда-то упрятал маму и Машу. Родственники, посоветовавшись с врачами, решили сообщить Ире горькую правду. Восприняла она известие о гибели двух дорогих ей людей спокойно, лишь задумчиво произнесла: «А ведь мы и вправду куда-то так долго ехали! Мы с Машей сидели в «бусике» впереди, а мама позади».

-- Очень меня тревожит то, что Ирочка повторяет мою судьбу, -- с болью в голосе говорит Нина Ивановна. -- Когда я была в таком же возрасте, как она сейчас, а сестра моя помладше, умерла наша мама. Помню, во время траурной церемонии мы немножко всплакнули, но только повзрослев, полной мерой ощутили эту потерю. Окружающие, зная, что мы растем без матери, постоянно жалели нас, подкармливали.

Вот и на Ирочкином пути уже столько хороших людей встретилось! В больницу к ней приходили совершенно незнакомые люди с подарками, с добрыми пожеланиями. Мы благодарны врачам Винницкой областной детской клинической больницы, которые, кажется, сделали невозможное, чтобы сохранить внучке жизнь. А недавно ходили на прием к одной целительнице. Денег она с нас не взяла и напророчила внучке долгую и счастливую жизнь.

-- Да, хороших людей намного больше, чем плохих, -- прислушиваясь к нашему разговору, заключает девочка.

Водитель свою вину признал частично и обвинил в произошедшем… автомобиль

Осужденный к девяти годам лишения свободы в колонии -- поселении для лиц, совершивших преступления по неосторожности, водитель Владимир Омельченко свою вину признал частично и обвинил в произошедшем… автомобиль, которым управлял по доверенности. Во время ДТП, сетовал Омельченко, «Ниссан» правым передним колесом выехал на бордюр и врезался в электроопору. И до аварии, по его словам, приходилось ремонтировать это колесо -- оно спускало воздух.

Суд расценил эти «чистосердечные признания» как своеобразный способ уйти от ответственности. Вина водителя, севшего за руль в нетрезвом состоянии, что привело к столь трагическим последствиям, была доказана показаниями потерпевших, свидетелей и другими материалами дела. Суд квалифицировал содеянное им по ст. 215, ч. 3 Уголовного кодекса Украины (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицом, которое управляет транспортным средством, приведшее к гибели нескольких человек).

В машине вместе с водителем находилось 10 человек, и большинство из оставшихся в живых, включая и Иру, получили средние и тяжкие телесные повреждения. Очевидно, решив, что его вину должны разделить все, кто вместе с ним был в тот вечер навеселе, Владимир и его родственники отказались от существенной помощи оказавшейся в беде девочке. Врачам, которые мужественно боролись за жизнь своей юной пациентки, родственники водителя передали для пострадавшей просроченные медикаменты, одноразовые шприцы и системы. Медики этот хлам просто выбросили.

Ирочка мечтает, чтобы никогда больше ни одна девочка и ни один мальчик не теряли свою маму

-- Ирочка молодец! Она удачно перенесла две тяжелейшие операции, -- говорит заведующий отделением нейрохирурги Винницкой областной детской клинической больницы Сергей Волощук. -- Первую -- по удалению обломков и внутричерепной гематомы и вторую -- пластику довольно значительного дефекта черепа. За ее состоянием здоровья продолжают наблюдать реаниматологи, пульмонологи, хирурги, нейрохирурги, которым в буквальном смысле удалось вырвать Иру из объятий смерти, ведь у нее серьезно пострадало левое полушарие головного мозга. Увы, такие дети обычно остаются инвалидами и нашими пожизненными пациентами.

Конечно же, мы приложим все усилия, чтобы девочка была минимально инвалидизирована. Периодически она проходит курс восстановительной терапии, но последствия перенесенной травмы еще проявляются -- Ира не в состоянии пока критически воспринимать и оценивать все, что с ней происходит. А вскоре ей предстоит еще одна операция -- на бедре, ведь травмированная кость неправильно срослась.

Ира мечтает, чтобы ей поскорей сделали еще одну операцию. Тогда правая ножка не будет уходить, как сейчас, в сторону! Ведь незадолго до ДТП мама купила ей ролики, и Ира с нетерпением ждет того времени, когда сможет на них кататься. Девочка уверена, что сможет даже заняться, как и раньше, легкой атлетикой.

А еще Ирочка попросила меня обратиться к «взрослым дядям» и попросить их никогда не садиться за руль пьяными. Ирочка мечтает, чтобы больше ни одна девочка и ни один мальчик не потерял свою маму!