На днях леди Ди, погибшей почти четыре года назад в жуткой автокатастрофе, исполнилось бы 40 лет
В сознании большинства современников история «народной принцессы» Дианы сводится к нескольким стереотипам: у прекрасной Золушки было несчастное детство, за ним последовал неудачный брак, супружеская неверность, развод и наконец счастливая любовь, которую оборвала автокатастрофа в парижском туннеле. Тем не менее Диана Фрэнсис Спенсер была обычной молодой женщиной -- со своими достоинствами и недостатками
1. 1 июля 1961 года в семействе Спенсеров появился еще один ребенок. Восьмой граф Спенсер -- виконт Олторп -- мечтал о сыне, так как для продолжения знатнейшего дворянского рода требовался наследник. И потому граф был разочарован рождением еще одной дочери. Девочка появилась на свет дома, в Парк-хаусе, на той же кровати, где родился ее отец. Имя новорожденная получила лишь через несколько дней. Ее нарекли Дианой Фрэнсис.
Кстати, Спенсеры состояли в родстве со многими известными английскими фамилиями, в том числе королевской, и были очень богаты. Дед Дианы отказался от службы при дворе, чтобы привести в порядок изрядно обветшавшие родовое поместье в Олторпе и дом в Лондоне, которые по количеству раритетов по сей день соперничают со многими музеями. Любопытно, что для покрытия всех расходов деду Дианы достаточно было продать из своей коллекции всего шесть картин, включая Ван Дейка, Хальса, Гейнсборо и Рейнолдса.
2. Со слов родных, друзей и слуг, девочка с детства была заядлой фантазеркой и нередко врала. Брат Дианы Чарльз впоследствии рассказывал ее биографу Эндрю Мортону: «Может быть, психолог объяснил бы это травмой, вызванной разводом родителей (ее мать оставила четверых детей с отцом и ушла к другому мужчине. -- Авт. ). Она просто не умела говорить правду, ей хотелось все приукрашивать. Однажды жена викария, которая везла девочку из школы, вспыхнула: «Диана Спенсер, еще раз соврешь, и я тебя высажу -- пойдешь пешком».
А бабушка будущей принцессы Уэльской говорила о своей шестилетней внучке: «Она самая хитрая девочка из всех, кого я когда-либо видела». Но все склонялись к мысли, что в безудержных фантазиях девочка просто находила утешение, разрываясь между матерью, у которой проводила лето, и отцом, с которым жила. В целом же, по утверждениям английских журналистов Тима Клейтона и Фила Крейга, недавно выпустивших «наиболее полную биографию принцессы», ее детство было не хуже и не лучше первых лет жизни любого представителя британской аристократии.
3. По воспоминаниям матери и брата, Диана обожала цветы, малышей и животных. У нее были кот Мармелад, птички и хомячки, и она с удовольствием возилась с ними. Диана прекрасно танцевала, мечтала стать балериной, но в балете ее забраковали: она была слишком долговязой.
В 18 лет она умолила родителей, чтобы они забрали ее из престижного швейцарского пансиона и, переехав в Лондон, начала самостоятельную жизнь. Она учительствовала, работала воспитательницей в детском саду, няней, гувернанткой. Мечтая о счастливой семье, которой у нее не было в детстве, часто повторяла: «Я никогда не выйду замуж не по любви. Если нет полной уверенности в любви, то может случиться так, что придется развестись. А я не хочу разводиться».
4. Диана была хороша собой, прекрасно сложена, и молодые люди обращали на нее внимание. Но в присутствии своей более бойкой сестры Сары, которую она боготворила, всегда старалась уйти в тень. С мужчинами держалась несколько скованно. «Она была чертовски привлекательна как женщина, и мои чувства к ней были отнюдь не платоническими, -- вспоминает Рори Скотт, один из ее поклонников. -- Однако наши отношения не выходили за рамки дружбы. Приходилось соблюдать дистанцию, и меня не покидало ощущение, что самого главного о ней никогда не узнаешь».
Влюбленный в Диану Адам Рассел, молодой выпускник Оксфордского университета, отправляясь в долгое путешествие, в полушутливой форме предложил ей руку и сердце. Когда же вернулся домой, один из друзей сообщил ему: «У тебя только один соперник -- принц Уэльский»
5. Летом 1980 года королевская семья решила, что Диана Спенсер -- идеальная невеста для принца Уэльского. В 31 год он был все еще холост. В прессе стали появляться сообщения, что принц Чарльз якобы бисексуал (все знали о его многолетней связи с женой офицера Камиллой Паркер-Боулз), а его флирты с девушками -- дымовая завеса, прикрывающая связи с мужчинами. Тогда и решено было свести принца Чарльза с Дианой Спенсер.
Биограф Чарльза писал, что на принца произвели впечатление жалость и сострадание, искренне проявленные Дианой. Она посочувствовала ему по поводу гибели деда, графа Маунтбаттена, убитого террористами: «Я видела вас на службе в церкви, -- сказала она. -- Вы показались мне таким страдающим и одиноким Кто-то должен позаботиться и о Вас »
6. Отец Чарльза потребовал, чтобы тот сделал предложение Диане Спенсер, «доставив удовольствие себе и стране». Ходили слухи, что Филипп даже пригрозил сыну: мол, в противном случае переведет его в разряд кронпринцев, то есть наследником престола станет кто-нибудь из младших детей. Такая перспектива испугала Чарльза, и он решился
Помолвка была назначена на 24 февраля 1981 года. Утром того же дня об этом сообщили газеты. Когда принц поинтересовался, как журналисты обо всем прознали, услышал, что информация просочилась в прессу стараниями его собственного отца. Быть может, чтобы ни одна из сторон не передумала?
«Подумайте, -- говорил Диане Чарльз, -- не слишком ли вам страшно выходить за меня замуж? На вас лягут большие обязанности. Знайте, что на виду у всего мира жить очень трудно».
Диана же, отвечая на одно из писем, в котором ее поздравляли с помолвкой, признавалась: «Все мне говорят, что семейная жизнь -- это счастье. Не знаю, что я скажу об этом 20 лет спустя»
7. Свадьба была назначена на конец июля -- чтобы подготовить церемонию, какой мир еще не видел, и чтобы невесте исполнилось 20: как-то неудобно 32-летнему мужчине жениться на девушке, возраст которой начинается с единицы.
А за десять дней до свадьбы все чуть было не расстроилось: когда невеста спросила, любит ли принц Камиллу, он замялся. Чтобы разрядить обстановку и выяснить отношения, царедворцы (по просьбе Дианы) устроили «соперницам» встречу. Она состоялась в «Любовном треугольнике» -- любимом ресторанчике Камиллы Паркер-Боулз. «Если хотите, отныне я буду видеться с Чарльзом только в вашем присутствии», -- с ходу предложила женщина. Диана смутилась и скомкала беседу
8. 29 июля 1981 года британцы затаив дыхание следили за тем, как в соборе Святого Петра в Лондоне Его Королевское Высочество принц Чарльз Филипп Артур Георг Виндзор, принц Уэльский, граф Честерский, герцог Корнуоллский, герцог Ротсейский, граф Кэррикский, барон Ренфру, принц Шотландии, полковник нескольких родов войск сочетался браком с англичанкой (впервые за несколько столетий -- с англичанкой! Ликованию нации не было предела). И весь мир не мог оторвать глаз от счастливой пары, готовой, как казалось в тот момент, не разлучаться до самой смерти.
На вопрос, любит ли он свою невесту, Чарльз ответил: «Люблю, если правильно понимаю значение этого слова». А Диана не смогла в нужном порядке выговорить титул принца, хотя заранее долго тренировалась
Спустя годы и Чарльз, и Диана заговорили о сомнениях, которые одолевали их с самого начала. Тем не менее их супружество, как утверждают очевидцы, достаточно долго было счастливым. «Казалось, что они готовы сорвать друг с друга одежду прямо сейчас, -- рассказывал автор многочисленных фотографий принцессы Артур Эдвардс. -- Они производили впечатление безумно влюбленных людей».
9. Как только Диана переехала в Букингемский дворец, Чарльз распорядился принести в ее покои десятка два книг с жизнеописаниями английских монархов: «Тебе надо знать историю нашей семьи и всех королей, начиная с V века». Принцессе Уэльской даже наняли специального учителя -- советника по королевской истории.
Сложности вызывало у Дианы и соблюдение дворцового этикета. Но самым неприятным для нее стало постоянное присутствие агента секретной службы, или попросту телохранителя, ибо даже покупку белья Диане приходилось производить под его неусыпным контролем.
10. Своего первенца Уильяма Диана, как и хотела, родила в общественной больнице, правда, в специально дооборудованной палате (туда даже провели телефон) частного отделения. Когда новорожденного рассмотрели все врачи и медсестры, в палату принцессе принесли телеграмму: «Безмерно рада, что уши он унаследовал не от отца». В больнице шептались, что текст был отпечатан на личном бланке королевы.
Вскоре после родов Ди впала в депрессию, а кроме того, у нее появились признаки быстро прогрессирующей булимии -- чувство непроходящего голода при плохом аппетите и частой рвоте. Поговаривали, что принцесса даже пыталась совершить самоубийство
11. Семейная жизнь Дианы и Чарльза не складывалась. Он продолжал встречаться с Камиллой, да и принцесса давала поводы для сплетен. Молва приписывала ей связь сначала с неким майором, затем со школьным товарищем. В список любовников Дианы попали и звезда регби Уилл Карлинг, и ее телохранитель Барри Манаки, который позже погиб в автокатастрофе. А о романе с инструктором по верховой езде, бывшим офицером британской армии Джеймсом Хьюиттом Диана сама объявила в телеинтервью Би-би-си -- британцы были шокированы.
Уже после смерти принцессы Хьюитт подготовит к публикации книгу воспоминаний о своих отношениях с Дианой. Тогда же в прессе начнут муссироваться слухи, что именно Хьюитт является отцом принца Гарри -- младшего сына принцессы. «Если бы не обещанный миллион фунтов стерлингов гонорара, -- заявил впоследствии Хьюитт, -- я не стал бы пятнать офицерскую честь, предавая гласности столь интимные подробности личной жизни».
12. Расставшись с принцем Чарльзом, Диана, кажется, нашла свое счастье. В ее жизни появился 41-летний Доди Аль Файед -- сын египетского миллионера Мохаммеда Аль Файеда, владельца сети универмагов «Хэрродс». Пошли слухи, что они собираются пожениться.
Однако брат принцессы, граф Спенсер, в интервью журналу «Hello!» позже заявлял, что о браке Доди и Дианы речь не шла, а отпуск, который они незадолго до гибели провели вместе на французской Ривьере, был не более чем краткосрочным летним романом
13. Голливудский актер Кевин Костнер, сыгравший главную роль в нашумевшем «Телохранителе», недавно поведал миру, что принцессе Диане предлагали сняться в продолжении фильма. Окончательное решение она обещала принять по прочтении сценария. Но в тот день, когда он был закончен, леди Ди вместе со своим другом Доди погибла в автокатастрофе под парижским мостом д'Альма.
P. S. Почти через четыре года после смерти Дианы знаменитый кардиохирург Кристиан Барнард высказал мнение, что принцесса Уэльская погибла из-за неверных действий врачей на месте катастрофы. По заключению медиков, Диана скончалась от внутреннего кровоизлияния. «Такая травма устранима путем незамедлительного хирургического вмешательства. Иными словами, если бы принцессу прооперировали сразу же после катастрофы, она была бы жива. Я не понимаю, почему вместо того, чтобы как можно скорее доставить принцессу на операционный стол, ее более часа продержали на месте аварии», -- недоумевает профессор.
А отец Доди Мохаммед Аль Файед до сих пор не желает соглашаться с выводами экспертов и судей, что виновником автокатастрофы был водитель «Мерседеса» Анри Поль, который якобы «находился в состоянии опьянения, под действием транквилизаторов и превысил положенную скорость». Две недели назад в Париже по иску Аль Файеда возбуждено дело против двух фотографов, обвиняемых в нарушении частного пространства принцессы и ее друга. Ранее они вместе с семью другими журналистами и мотоциклистом обвинялись в причастности к смерти принцессы Дианы, но отделались общественным порицанием