Події

Всемирно известный украинский художник иван марчук: «я так люблю запах бузины во время ее цветения. Думаю, из черных ягодок и вино хорошее получится»

0:00 — 7 липня 2001 eye 642

Давно получивший признание во многих странах мира украинский художник мог бы осесть в каком-нибудь уютном уголке планеты, но… Его всегда тянуло к родной земле. Правда, долго подбирал место и дом. Как-никак десять лет искал, десятки сел объездил, бывал в сотнях хат. И вот нынешней весной чудо-таки свершилось: Иван Марчук поселился в Каневе.

Дом прижался к днепровскому склону, подобно ласточкиному гнезду. И хотя расположен он в десяти минутах ходьбы от знаменитой Тарасовой горы, отыскать его сейчас очень сложно -- он утопает в буйной зелени столетних деревьев.

В наследство от прежних хозяев художнику досталась кошка-»экстрасенс»

У калитки дома легендарного художника вот-вот должны зацвести бархотки. Есть во дворе и мальвы, и мята, и мелисса, и шелковая трава -- настоящее украинское подворье. Правда, спорыша маловато -- собака прежних хозяев вытолкла его своей цепью. Иван Степанович собаку заводить не собирается, а потому надеется, что к следующей весне двор полностью будет устлан спорышовым ковром. Зато в котах художник души не чает. Потому крепко повезло кошке, оставшейся в наследство от прежних хозяев.

-- Не зря у котов длинные усы, -- улыбается Иван Степанович. -- Усы для них -- все равно что антенна.

Рассказывая о любимице Мурке, Иван Степанович шутливо поглаживает и свои красивые усы. Его друзья утверждают: «Ты у нас тоже экстрасенс!» Это подмечено точно: не обладай художник этим даром, вряд ли бы создал свои картины-предчувствия, как, например, триптих «Монолог». Как известно, Иван Марчук закончил его за несколько дней до чернобыльской катастрофы.

Мы сидим на веранде, лакомимся клубникой, только-только сорванной с грядки. А в камине подогревается вода для чая. Что ни говорите, камин в загородном доме -- первое дело. И Иван Степанович начал ремонт жилья именно с него. Теперь для друзей художника, приехавших насладиться днепровской природой, есть замечательная работа -- колоть дрова. И они с удовольствием это делают.

-- Мне приятно, когда сюда приезжают друзья, собирают ягоды, -- говорит художник. -- А если людей нет, пусть птицы лакомятся этим добром -- они тоже имеют право на свою долю.

Сад для художника -- целый мир живых существ. У каждого дерева свой характер, свое лицо. Иван Марчук с ранних лет знает о деревьях и травах столько, сколько другой человек и на склоне лет не слыхивал.

-- Помню, совсем маленьким (в школу еще не ходил) я любил наблюдать, как из крошечного зернышка ранней весной проклевывается листик, -- рассказывает Иван Степанович. -- И по этому листику я уже мог определить, что за дерево: ясень или яблоня… Восторг от весеннего пробуждения природы остался во мне на всю жизнь. Не зря столько картин я посвятил этой теме.

«Деревья обрезать и дрова колоть люблю. Лопата, пилка и топор -- любимые инструменты»

-- Иногда кажется, что если бы не стал художником, то Мичуриным наверняка, -- утверждает мастер. -- Отец мой имел этот талант -- чуть ли не на вербе груши прививал. Во всяком случае, крестьянин уж точно неплохой бы получился. Мне так нравится весной вскопать грядку, посадить там что-то. Да и деревья обрезать, дрова колоть люблю куда больше, нежели… картины писать. Лопата, пилка и топор -- мои любимые инструменты.

Иван Степанович с присущим ему озорством и сегодня может взобраться на черешню -- детство вспоминает. Говорит, что до сих пор обожает лазить по деревьям. Эти, что в саду, покорить ничего не стоит. Вот высоченные тополя и ясени, на которых располагались вороньи гнезда, давались в детстве куда тяжелей.

Не одну сотню вороньих гнезд разорил маленький Иванко, пока вырос. А теперь, став знаменитым художником, шутит: «Не исключено, что в мое отсутствие вороны оккупируют территорию». Он поднимает ветку красной смородины, восторженно восклицая: «Какая гирлянда кораллов! А сверху, за листьями и не увидать!»

А я, увидев выросший на высоту вишни куст бузины, тороплюсь спросить:

-- Спилите его в следующем году?

-- Зачем? -- отвечает художник. -- Я так люблю запах бузины во время ее цветения! А сколько витаминов в ее черных ягодках! Жаль, что мы еще так мало знаем об этом целебном кустарнике. Думаю, из бузины и вино хорошее получится. Мне бузина ценней всего тем, что о детстве напоминает. Как мы с ребятами баловались, вставляя черные ягодки в свои рогатки!

Иван Степанович гордится смородиной, которой у него несколько десятков кустов. Срывая спелые ягоды, тешится: «Это так здорово -- пастись в своем саду! Даже не верится, что это все мое. Раньше, бывало, к друзьям ездил, ходил по их саду и не мог поверить, что и у меня такой может быть… »

«Нигде в мире на один квадратный метр не рождается столько талантов, как в Украине»

Но как бы ни любил художник сад, ему всегда хочется выйти из очерченного забором пространства. Он облюбовал себе местечко за пределами двора и поставил скамейку. Иван Степанович признается, что сидел бы на ней день и ночь, любуясь Днепром, компонуя в воображении свои будущие картины или попросту о чем-нибудь мечтая. На этой скамейке он может и позагорать, и с пастырем-соседом пообщаться…

Среди искусствоведов бытует мнение, что никто из современных художников не сумел так приблизиться к пониманию поэзии Тараса Шевченко, как Иван Марчук, создавший целый цикл полотен, посвященных «Кобзарю». А ведь и великий Тарас так мечтал поселиться в живописной местности близ Канева.

-- Конечно, одного Шевченко нам мало, если учесть, сколько талантов рождает украинская земля, -- говорит Иван Степанович. -- Да нигде в мире на один квадратный метр нет такого количества одаренных людей! Но беда Украины в том, что она, как злая кошка, поедает своих собственных котят. В Украине очень сильным надо быть, чтобы не пропасть, не убить свою душу, не продаться кому-то. Потому-то многие наши таланты спасались бегством из Украины. И я себе думаю: чудо бы свершилось, настоящий Ренесанс пришел бы на нашу землю, если бы вернулась выехавшая за границу элита.

Но пока, увы, в Украину возвращаются очень редкие птицы. Такие, как знаменитый художник Иван Марчук.

Из Канева художник вез меня и своих гостей на своей машине. Он мужественно скрывал волнение -- не так давно впервые сел за руль. А мы почти не волновались: рядом с Иваном Марчуком чувствуешь себя надежно.