Події

В гибели теплохода «память меркурия», затонувшего в январе нынешнего года в черном море, виноват капитан

0:00 — 10 липня 2001 eye 874

Об этой трагедии в свое время сообщили все отечественные и зарубежные СМИ. 26 января в нейтральных водах Черного моря затонул принадлежащий симферопольскому обществу «Сата» теплоход «Память Меркурия». В результате 16 человек погибли, а четверо до сих пор считаются пропавшими без вести (подробно об этом «ФАКТЫ» писали в номере от 2 февраля. -- Авт. ). Прокуратура Крыма возбудила уголовное дело по факту гибели судна и провела расследование. О его результатах «ФАКТАМ» сообщил руководитель пресс-центра прокуратуры Крыма старший советник юстиции Анатолий Титарчук.

«Память «Меркурия» (порт приписки -- Севастополь) систематически осуществлял рейсы из Евпатории в Стамбул (Турция). 26 января судно под командованием капитана вышло из порта «Стамбул», транспортируя груз в порт «Евпатория». На борту, кроме груза, находились 27 членов экипажа и 25 пассажиров. Являясь капитаном теплохода, на которого Кодексом торгового мореплавания Украины возложена ответственность за управление, обеспечение безопасности движения и эксплуатацию судна, капитан нарушил требования правил Международной конвенции 1974 года по безопасности человеческой жизни на море.

Несмотря на установленные ограничения по количеству груза, капитан, руководствуясь коммерческими соображениями, принял на борт теплохода 329,6 тонны груза -- на 129,6 тонны больше, чем предусмотрено действующими правилами. Общий дедвейт (вместимость) с учетом судовых запасов и балласта, составил около 480 тонн в то время как нормативными документами по этому судну предусмотрено не более 250 тонн.

Во время шторма перегруженный теплоход «Память «Меркурия» стал крениться на левый борт. Пытаясь выровнять крен, капитан отдал команду принят балласт в цистерну правого борта, чем еще более ухудшил остойчивость судна. В результате этих и других нарушений правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, допущенных капитаном, 26 января нынешнего года, в 17 часов 50 минут, находясь примерно в центральной части Черноморской акватории, судно дало значительный крен на правый борт. Крен быстро увеличился и внутрь корпуса судна стала проникать вода. Принимаемые экипажем по команде капитана меры по освобождению от груза пеленгаторной палубы, перекатке балласта, перекладыванию руля «право на борт» положительных результатов не принесли. В сложившейся ситуации пассажиры и экипаж в неорганизованном порядке стали покидать тонущее судно на спасательных плотах и прыгая в воду. Примерно через 20 минут теплоход затонул.

Капитан также допустил нарушения установленных ограничений о зоне плавания для теплохода «Память «Меркурия» в пределах 20-мильной прибрежной зоны, из-чего береговые радиостанциине смогли своевременно принять сигнал бедствия.

В настоящее время расследование по этим фактам закончено и уголовное дело направлено в Верховный суд автономии для решения о его подсудности.