Участники похода на копии древнерусской ладьи «Княгиня Ольга» на себе испытали, с какими тяготами и опасностями сталкивались наши далекие предки на пути «Из варяг в греки»
Как уже сообщали «ФАКТЫ», экспедиция лаборатории исторических исследований Института археологии Национальной АН Украины в минувшую среду благополучно преодолела на копии древнерусской ладьи 1700 километров по пути «Из варяг в греки» -- от устья Невы до Киева. Тем самым энтузиасты на практике подтвердили, что древние русичи успевали за одну навигацию сходить из Киева до Новгорода (скажем, с товаром) и вернуться домой. Условия похода были максимально приближены к тем, при которых плавали тысячу лет назад. Оказалось, что значительная часть древнего пути -- это, по сути, бурлацкий марафон. Путешественники зачастую часами находились в воде, снимая ладью с бесчисленных мелей, расчищая ей путь от огромных валунов, перетаскивая через каменные пороги. Нередко труд занимал по 15--17 часов в сутки.
Экспедиция была в буквальном смысле марафоном. Путешественники установили для себя жесткий срок прохождения маршрута -- не более месяца. А уложились в 29 дней. Для этого порой приходилось не останавливаться даже ночью -- команда спала, а трое вахтенных налегали на весла и следили, чтобы ладья не потерпела аварию.
-- Особенно опасно было идти в верховьях Днепра по территории Белоруссии: река там еще узенькая, судоходства нет, вот местные и перегораживают русло баржами, используя их как мосты, -- рассказал боцман ладьи Павел Житников. -- Приходилось в таких местах перетаскивать ладью по берегу. Как мы ни береглись, в одну из барж таки врезались. Но самое опасное ЧП произошло при неожиданных обстоятельствах: по недосмотру с носа судна свисала в воду веревка, конец по-морскому. Надо же было такому случиться, что веревка попала под винт буксировочного катера! А мощность-то у него -- полторы тысячи лошадиных сил. Еще мгновение -- и ладью перевернуло бы. Нас спасло везение: ладья врезалась носом в катер, и от удара веревка лопнула. Похоже, это спасло не только ладью, но и нас.
К опасным передрягам приводили и многочисленные шквалы: из-за них в определенных местах образуются водные впадины до 2--3 метров глубиной. Попадаешь в нее, и ладью сильно бросает на бок, а затем по борту бьет нокаутирующий удар ветра. К счастью, судно достаточно устойчивое и прочное, и такие инциденты заканчивались без серьезных последствий. Кстати, никто из нас не получил в экспедиции травму и даже не болел, хотя помокнуть и померзнуть пришлось немало.
-- От холода натерпелись в начале маршрута. Пока шли по Неве, озерам Ладожскому и Ильмень, погода стояла прескверная -- дожди, шквальные ветры, -- говорит капитан ладьи и руководитель экспедиции Сергей Воронов, возглавляющий лабораторию исторических исследований Института археологии. -- В те дни у боцмана возникла неординарная идея, как влиять на погоду. Он вырезал из бревна идол языческого бога Перуна, которому поклонялись древние русичи. Мы стали приносить ему «жертвы» -- и, как ни удивительно, помогло. Даже примета в экспедиции появилась: поднесешь Перуну сто граммов водки -- и обязательно установится отменная погода. А попробуй обойтись с идолом непочтительно -- жди дождя и шквальных ветров. Впрочем, это не поколебало нашей приверженности православию, и на самом почетном месте на ладье закреплена христианская икона. Кстати, еще одну икону, весьма необычную, мы получили в подарок от новгородских археологов. Они вырезали изображение Святого Николая на куске киля поднятого ими со дна древнерусского судна ушкуя. Мы очень дорожим этим подарком. Он наглядно демонстрирует, как нас встречали на всем пути следования: по славянской традиции вручали хлеб и соль, так что порой нам даже не нужно было покупать караваи -- хватало дареных.
Овощами и питьевой водой запасались в деревнях. Но времени на стряпню оставалось очень мало. Шли часов по пятнадцать, а то и больше. Вечером на берегу готовили еду на сутки вперед. Ели в пути -- шестеро гребут, а отдыхающая смена (нас было 15 человек) могла пообедать и даже вздремнуть.
-- Но поспать отдыхающим удавалось редко, особенно в течение пяти суток, пока шли по речке Ловать, -- продолжает Павел Житников. -- Пройденные по ней 180 километров оказались особенно сложными. Вода в реке к нашему приходу сильно упала, нам даже пришлось снять киль -- он цеплял бы за усеянное камнями дно. А шведская экспедиция, которую мы встретили на Ловати, попросту отказалась идти по реке, хотя их суда имеют меньшую, чем наша ладья, осадку. На Ловати бесконечное количество, порогов, почти полностью перегораживающих реку. Из-за этого то и дело доводилось по-бурлацки тянуть ладью через узкие судоходные фарватеры, снимать ее с мелей. Двигаться удавалось со скоростью четыре километра в час. Ребята по нескольку часов не выходили из воды. В некоторых местах устраивали настоящий волок -- перетягивали судно по бревнам. А вот запланированных сухопутных волоков выполнить нам не удалось. Мы дошли по Ловати до города Холм и там стало ясно, что придется либо оставить ладью на следующий год, когда в местных речушках будет пик половодья и по ним можно будет добраться до Днепра, либо двигаться дальше более современным способом. Решили погрузить судно на трейлер и с помощью трактора перебросить на расстояние 350 километров. По бревнам подняли ладью на сушу, а затем возле Смоленска таким же образом спустили в Днепр.