Події

«открыл дверь аленкиной комнаты, а оттуда горячая волна меня как обдаст, сразу упал. Вытащил-таки жену, но она была уже неживая»

0:00 — 16 травня 2008 eye 357

В Херсонской области 37-летняя женщина погибла, пытаясь согреться одеялом, подключенным к электросети

«Я и представить не мог, что такое может случиться», — говорит Николай Вуй, житель села Громовка Новотроицкого района. Не так давно Николай похоронил 37-летнюю супругу Алену. Смерть жены настолько нелепа, что сельский тракторист до сих пор не может прийти в себя. В плотном весеннем графике, когда механизаторы с рассвета и до темной ночи в поле, Николай все же выкроил время, чтобы встретиться с корреспондентом «ФАКТОВ». «Может, рассказав о моей беде, вы спасете кому-то жизнь», — нервно закуривает сигарету мужчина.

«Теперь уже не установить, где жена купила эту погибель на свою голову»

Захожу в обычный сельский двор, может, немного аккуратнее, чем у соседей. В палисаднике цветы — во всем чувствуется заботливая рука хозяйки.

 — Эх, все от нашей нищеты! — с досадой опускает на стол тяжелый кулак Николай Вуй.  — Экономим, экономим…

Семью Николая Вуя, впрочем, не считают бедной. Да и село Громовка более-менее благополучное. У людей есть работа, земля, в каждом сарае — по две-три коровы, три-четыре поросенка, другая живность.

 — Не в том дело,- не соглашается хозяин.  — Дом у нас, сами видите, немаленький — своими руками построили. Живи, казалось бы, и радуйся. Но чтобы обогреть такую хату, за зиму приходится 5-6 тонн угля сжечь. По нынешним ценам это сумасшедшие деньги — минимум тысяча долларов! Зарплаты же у нас маленькие: и тысячи гривен вместе с женой в месяц не получали. К тому же дочка студентка, квартиру в Симферополе для нее снимаем, за учебу платим. Поэтому всю зиму экономим уголь — через день, а то и два огонь в печке разводим. Только если сильные морозы, тогда каждый день топим. А тут вроде весна — протопим пару раз в неделю, и достаточно. В комнатах, конечно, холодно, особенно неприятно в ледяную постель вечером ложиться. Мне хоть бы что: голову к подушке — и уснул, а женщины существа нежные. Вот и взяли в нашем селе бабы моду покупать себе и друг другу дарить электроодеяла. По две штуки, бывало, из магазина несут. Перед Новым годом и моя хозяйка хвастает: «Смотри, что купила!» Ну, купила так купила. Хоть и называется штуковина одеялом, но это обыкновенная простынка со шнуром. Ложишься на нее — и никакая стужа тебе не страшна.

Да недолго жена грелась. Седьмого марта пошли мы с ней в клуб на концерт, вернулись поздно. А наши спальни в разных концах дома. Она любила сериалы смотреть, я же их не уважаю совсем, поэтому каждый поставил в своей комнате телевизор, и никаких конфликтов. И вот восьмого марта утром просыпаюсь от крика: тесть на всю хату голосит! Они с тещей по соседству живут. «Горите!» — истошно орет. Я скорей в Аленкину комнату, открываю — оттуда горячая волна как обдаст меня, сразу упал. Вытащил-таки супругу, смотрю — она уже неживая. Экспертиза показала, что во сне жена надышалась гари, а ожог на спине у нее я сам обнаружил. Причиной смерти, подтвердили специалисты, стало злополучное одеяло. Но меня поразило знаете что? Приехала из района милиция, между собой, слышу, говорят, что это не первый случай. Уже одна смерть от этих одеял у нас в районе была, Алена — вторая жертва. Но как же так? Зачем в продажу пускают вещи, раз они среди ночи вспыхивают, словно спички? Получается, надо свою жизнь на миллион застраховать, а потом только пользоваться этим одеялом.

Обгоревшее одеяло вместе с обуглившимся диваном и постельным бельем Николай вынес на мусорную кучу и сжег. Поэтому на вопрос, что это был за товар, где жена его приобрела, ответить не смог.

 — Думаю, в нашем сельском магазинчике купила, — говорит вдовец.  — Или на базаре сторговала: по вторникам предприниматели из соседних сел и райцентра везут свой товар в Громовку. Знаю только то, что никуда Алена не ездила за ним, в родном селе приобрела.

«Уголь очень дорогой, вот и перешли в селах на электрообогрев кроватей»

Отправившись в местный магазин, я увидела на дверях замок.

 — Почему закрыто? — интересуюсь у местных жителей.  — Написано ведь, что работают до 12 часов дня, а сейчас только 11…

 — Так это частник из Новотроицка арендует помещение, — объясняют люди.  — Не захотел работать, закрыл и уехал. Кто ему указ?

Сельчане охотно рассказывают, что в магазине электропростынками (именно так называется этот товар) торгуют и по сей день. Правда, спрос на них после случившегося резко упал.

 — Да их вообще теперь никто не берет! — уверяет меня молодая женщина.  — У кого и были, так попрятали, не пользуются. Страшно! Откуда их к нам привозят, спрашиваете? Из Одессы. Все здешние торговцы за товаром туда на рынок ездят.

 — Эти простыни китайского производства,- присоединяется к разговору Елена, сельчанка лет тридцати.  — У меня точно такая же есть, чуть не в один день с Леной Вуй купили. К товару прилагается инструкция, но там все не по-нашему написано. Да кого это волновало? Электроприбор незамысловатый: вилку в розетку вставил, вот и вся премудрость. Это теперь одни говорят, что на ночь такую простынь следует выключать. Но какой тогда от нее прок? Она же моментально остывает. Другие вообще предполагают, что ее каким-то образом надо было заземлять. Одним словом, не знаем, как правильно пользоваться.

 — Понапридумывали! Простынь в розетку! — недовольно ворчит пожилая пенсионерка.  — Веками муж с женой грелись спина к спине, не жаловались. Выкиньте их свиньям, эти новшества! Целее будете.

 — Электроодеялами все село пользовалось, — уверяет Алла, соседка покойной Алены.  — У меня самой парочка есть. Но на всю ночь я не оставляю одеяло в розетке — согрелась и сразу выключаю. Уголь очень дорогой, не накупишься, вот и перешли в селах на электрический подогрев кроватей. Теперь даже не знаю, что будем делать…

 — Насколько мне известно, в Европе подобные постельные принадлежности очень популярны, но там они всего на 12 вольт напряжения рассчитаны, а эти, китайские, на все 220, — объясняет Юлия, учительница местной школы.  — Мне бабушка на день рождения тоже подарила такое одеяло, но после ЧП я убрала его в чулан. Зачем рисковать? Плохо другое: в селе вся торговля организована таким образом, что некому предъявить претензии. Даже чека на руках у покупателя не остается. А человека нет, погиб. Если б в инструкции по эксплуатации было написано, что во время сна прибор нужно выключать из розетки, тогда да — пеняй на себя, но пользователи даже не были предупреждены. Разве это не нарушение наших прав?

 — Все можно пережить,- горюет Вера Григорьевна, мама покойной Алены.  — Но самое страшное — хоронить ребенка! Их трое у меня было: два сына и доця. В то утро, помню, муж говорит: «Что-то наша Аленка заспалась, пойди коровку ей подои». Я за ведро и туда. Видим, дым из окна. Давай кричать! Дочка с зятем в тот день, 8 марта, к нам на обед собирались заглянуть. Такой вот страшный праздник вышел. Приехала из Крыма на похороны внучка-студентка, дочь Алены. Я, говорит, все каникулы на этой простынке спала. Представляете? Беда ходила по хате, ждала своего часа.

Вера Григорьевна рассказывает, что очень гордилась дочкой, которая окончила с красным дипломом сельхозтехникум и работала бухгалтером-учетчиком в мехотряде. Нынешней весной, как обычно, изо дня в день в поле. Трактористы пашут, сеют, а ее дело обмерять, посчитать, начислить зарплату.

 — Хлопцы, механизаторы наши, крепко ее уважали, — еле слышно рассказывает Вера Григорьевна.  — В день похорон предупредили нас, чтоб за машину не договаривались. Сами отнесли Аленку на погост. Они и при жизни ее на руках носили. Ведь одна женщина в тракторной бригаде на 20 мужиков — всегда веселая, смешливая, как солнышко. Погибла дочь, и виноватых, получается, не найти, вот что самое обидное. Даже ломаного гроша жизнь наша не стоит…

«В селе с осени продают опаснейшую контрабанду, но никому до этого и дела нет?»

 — Совсем недавно в пригороде Херсона, в селе Киндийке, еще один такой случай произошел, — сообщила «ФАКТАМ» Квита Заобурная, начальник сектора пропаганды управления МЧС Украины в Херсонской области.  — 53-летняя женщина спала на электропростынке и ночью сгорела. Причина этих смертей — неисправность электроприборов. В статистике пожаров, произошедших из-за поломок бытовой электротехники, мы отдельной строкой не выделяем, конечно, что именно загорелось: телевизор, стиральная машина или электропростынка, но невооруженным глазом, как говорится, заметно, что эти простыни опасны. Потребителей нужно предупредить. А вообще статистика говорит о том, что неисправность электрооборудования и неправильная его эксплуатация все чаще оборачиваются трагедиями: в Херсонской области за первый квартал прошлого года из-за поломок электротехники случилось 59 серьезных пожаров, а в этом году за три месяца их уже 77.

 — Знаете, какой совет я бы дала любому из нас? — комментирует ситуацию Лариса Хабрат, заместитель начальника Херсонского областного управления по делам защиты прав потребителей.  — Все электротовары, как и пиротехническую продукцию, следует покупать только в специализированных магазинах. Пока мы этого не поймем, такие трагедии будут происходить и дальше.

 — Но крестьянин из глубинки не всегда имеет возможность ехать за десятки километров за покупкой.

 — Да, цены на все растут, и не от хорошей жизни человек старается приобрести то, что дешевле. Но обратите внимание: люди сами говорят, что к этим простыням инструкция прилагалась на незнакомом языке. О чем это говорит? Товар ввезли контрабандой, на территории Украины его не имели права продавать. Кому известно, на какое напряжение эти простынки рассчитаны? Это ведь сложный прибор — как оказалось, весьма опасный. К нам потребители в данном случае с заявлением защитить их интересы не обращались.

 — Потому что у них нет чека на товар. Раз в неделю на сельскую ярмарку съезжаются автолавки. Распродались и укатили. Кого и где теперь искать?

 — Вы не совсем правы. Автолавки платят рыночный сбор, значит, должен быть договор между дирекцией рынка и субъектом предпринимательской деятельности. В селе ведь не стихийный рынок. И если бы местные власти хотели, то быстро навели бы порядок. Все село с осени покупает контрабандную продукцию, к тому же опасную, и никто этим не заинтересовался даже после трагедии! Как такое может быть? В районе есть депутатская комиссия по контролю торговли, есть милиция, давно могли бы найти тех, кто незаконно торгует опасным самопалом.

Отдельно следует сказать про китайскую продукцию. Есть специальный указ Госпотребстандарта Украины о проверке качества и безопасности товаров китайского происхождения. Консульство Китая в Украине само заинтересовано в появлении такого документа, потому что хочет отследить каналы, по которым к нам поступают некачественные подделки. Кстати, в Киеве не так давно было издано предписание на запрет торговли электропроводкой, тройниками и электровилками китайского производства. Из-за таких тройников в столице подчистую выгорел офис. И дело даже не в том, какого они качества, просто не выдерживают наших перепадов напряжения. То же самое, возможно, произошло и с простын-ками. Но пострадавшая сторона махнула на все рукой, а местная власть тоже бездействует. Получается, гибнут люди, и никому до этого нет дела?