вспоминают продавцы Центрального городского рынка Севастополя, ставшие невольными свидетелями необычной истории
Четыре дня, наряду с результатами президентских выборов, главной темой для многих жителей города-героя была еще одна, не менее важная: как спасти погибающего на высоком дереве, растущем у троллейбусной остановки возле Центрального рынка, бездомного кота, который самостоятельно не мог спуститься на землю. К сожалению, один из тех, кто пытался снять животное, разбился. Молодому человеку потребуется серьезная операция на позвоночнике. Сегодня горожане сдают еще один экзамен на человечность — собирают для пострадавшего Дмитрия Кудрявцева средства на лечение.
— Мы пришли на работу и увидели кота, который сидел на дереве и истошно мяукал, — рассказывает продавец одной из торговых палаток на рынке Татьяна Морозова. — Охранники нам сказали, что он так орет уже с половины седьмого утра. То ли собаки его наверх загнали, то ли люди напугали, неизвестно. И на протяжении четырех дней это несчастное животное сидело на дереве и кричало. Уходя с работы домой, я каждый раз просила охранников рынка: если вдруг ночью, когда людей будет мало, кот спустится с дерева, хватайте его и прячьте в коробку, а я потом обязательно заберу домой. Но животное сидело там, как привязанное. Каждое утро мы шли на работу и, честно говоря, боялись поднять голову, посмотреть на то дерево. Как помочь, не знали. Вечером уходим домой, а душа болит: как этот бедный кот переночует без воды, без еды, да еще и на таком морозе? Все наши девочки (продавцы торговых точек на рынке. — Авт. ) по очереди звонили в МЧС, пожарным, просили, умоляли приехать, помочь снять несчастное животное. Мы предлагали оплатить все расходы — бензин, работу, чтобы никто в накладе не остался. Сил уже не было смотреть, как он там замерзает. Тем более, рядом школа, дети это все видели и слышали. Мы же хотим, чтобы они росли у нас добрыми и отзывчивыми. Но нам везде отказывали, объясняли: мы такими делами не занимаемся.
— Двадцать минут «скорой» не было, — говорит предприниматель Светлана Третьякова. — Мы ее раза четыре вызывали по очереди. Это был какой-то кошмар: он, бедный, лежит на асфальте, а мы боимся его трогать, чтобы еще больше не напортить — ведь не знаем, что у него повреждено. А холодно же, думаем, еще простудится парень ко всему прочему. Потом все-таки подняли его потихонечку, на скамейку положили. Он пытался сам понемножку подниматься, наверно, замерз, хотя видно было, что еще в шоке. Мужчины помогли ему, завели в магазинчик на остановке. Пока он там постоял, наконец-то приехала «скорая».
— Мы здесь на рынке, среди своих, собрали деньги, чтобы помочь Диме. Позвонили его сестре, она приехала, и ей отдали собранную сумму. Хотя мы до этого случая совсем парня не знали, но, согласитесь, он поступил так, как не всякий сегодня сделает. Многие говорят: подумаешь, кот замерзает. Но мы же люди, — продолжает Татьяна Морозова. — После Диминой попытки еще несколько парней пробовали снять животное, но у них тоже ничего не получилось. Как только приближались к коту, он поднимался еще выше на самые тонкие ветки. Мы даже потрясли дерево в надежде, что кот с него упадет. Куда там! Он просто спланировал на другое дерево, растущее рядом. И снова кричит. Над ним уже начали кружить вороны — видно, чувствовали, что засыпанное снегом, обледеневшее животное скоро погибнет.
Спас кота бывший офицер-»афганец» Валерий Викторович Кондратьев, который сейчас тоже работает на Центральном рынке. К сожалению, встретиться с ним не удалось.
— Поскольку на наши звонки никто внимания не обращал, Валерий Викторович сел на такси и сам поехал по все инстанциям — к пожарным, в МЧС Откликнулись лишь работники троллейбусного парка. Уж и не знаем, как Валерию Викторовичу удалось их уговорить, а может, там просто добрые люди работают, — рассказывают женщины. — Вскоре на своей машине с «люлькой», с помощью которой они ремонтируют линии электропередач, прибыли троллейбусники. Заехали прямо на бордюр, поднялись в «корзине», сняли кота с дерева, завернули в тряпку и передали нам.
— Я его сразу себе под курточку спрятала, чтобы отогрелся, — улыбается Татьяна Морозова. — Животное было в таком стрессовом состоянии, что прокусило мне палец на руке насквозь, через кожаную перчатку, — показывает. — Но это ничего. Потом пригрелся, да так и просидел у меня под курточкой до конца рабочего дня, даже не шевелился. Сначала я, конечно, боялась. Думаю, он же дикий совсем, вдруг покусает. Но потом решила: что бы там ни было, но на мороз его снова не буду доставать, пусть сидит.
— Он так и проспал все время у Тани под курточкой, — подтверждает Светлана Третьякова. — Даже кушать ничего не стал, хотя ему и колбаску давали, и сырок.
— А у вас дома как себя ведет? — спрашиваю у Татьяны.
— В руки еще не дается, прячется за шкафом, выходит только, когда никого в комнате нет. С моими кошками тоже пока не контактирует. Но это не страшно, ему время нужно, несчастное животное до сих пор в шоке. Мне в прошлом году такого же дикого кота подбросили — ничего, прижился, освоился, стал домашним.
— Вы к герою нашему приехали? Сейчас покажем его, — приветливо встретили нас медсестрички отделения травматологии городской больницы № 1, где сейчас находится Дмитрий Кудрявцев.
— Как вы себя чувствуете? — спрашиваю у 35-летнего Дмитрия.
— Сейчас нормально, — говорит смутившийся от такого пристального внимания общественности к своей персоне парень.
— Дима, а почему вы полезли за котом?
— Понимаете, на крыше той троллейбусной остановки обитает кошка с котятами. Они там живут постоянно и никуда не слезают. Я каждый день взбирался на крышу и кормил их. Котята подросли, и один из них каким-то образом залез на растущее рядом дерево. Но дело в том, что уже был случай, когда у этой же кошки раньше погиб один из ее детенышей. Он точно так же спрыгнул с крыши на это дерево, но поскользнулся, упал на асфальт, выбежал на дорогу, и его сбила проезжавшая мимо машина. Поэтому, когда я увидел, что на дерево снова залез молодой кот, решил его снять, потому что побоялся, что животное постигнет та же печальная участь. Тем более котик вырос на крыше и о жизни на земле ничего не знает. Даже если спрыгнет и увидит столько людей, это будет для него стрессом, из-за чего он тоже может побежать на дорогу. Поэтому я нашел лестницу и полез на дерево. Думал, кот меня узнает, успокоится, так как я не раз брал его на руки, гладил, каждый день кормил. Решил, что легко смогу животное снять. Был просто уверен в том, что особых усилий не потребуется. Тем более что, как говорится, со спортом дружу — занимаюсь вольной борьбой. Даже подумать не мог, что со мной что-то произойдет плохое. Но, видимо, просидев больше суток на дереве, котик и меня тоже испугался, полез еще выше. Тут ветка отломалась, и я упал.
— Говорят, что вы многих кошек в своем районе кормите и ухаживаете за ними. В то время как многие их даже не замечают. Тем более сейчас, когда все думают лишь о том, как самим выжить в кризис.
— Да, есть такое дело. Жалко мне их. И не только кошек — я всем стараюсь помогать по мере своих сил и возможностей. И людям тоже. Просто кошки на той крыше — они ведь вообще дикие. Думал, прикормлю их, они привыкнут к человеку, а потом куда-нибудь пристрою в хорошее место. Вот за этого кота я теперь спокоен — его взяла Татьяна, которая недалеко от места происшествия торгует в палатке. Женщины проведывали меня и рассказали, что приехали сотрудники троллейбусного управления и сняли с дерева несчастное животное. Спасибо им огромное за проявленную человечность.
— А дома у вас есть кошки?
— Есть. Когда я вижу где-нибудь брошенного котенка, обязательно забираю его домой. Он у меня растет до определенного времени, а потом потихоньку начинаю приучать его к улице. И когда животное уже полностью адаптируется, выпускаю его. А кошки-инвалиды остаются у меня навсегда, на улицу им никак нельзя — сразу погибнут.
— Мама вас не ругала за то, что вы полезли на дерево?
— Расстроилась, конечно, но она же знает, что по-другому я не мог поступить. Хотя сейчас по поводу моего поступка разное приходится слышать. Но, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Многие не понимают меня. А я все равно даже здесь, в больнице, думаю: как там мои кошки, которые живут на крыше троллейбусной остановки, кто их теперь кормит? — признается Дмитрий. — Когда выздоровею, обязательно полезу к ним, проведаю. Одно плохо: я до сих пор работал грузчиком, но теперь, наверное, вернуться на свое прежнее место не смогу, да и спортом заниматься тоже, — грустно вздыхает парень.
После падения с дерева у Дмитрия Кудрявцева было вывихнуто плечо, которое ему уже благополучно вправили. Серьезнее обстоят дела с позвоночником: у парня — компрессионный перелом поясничного позвонка. По словам медиков, еще несколько недель Дмитрий будет лежать в отделении травматологии, так как его нельзя пока транспортировать. А потом, чтобы парень мог двигаться, как и прежде, ему необходимо провести операцию, причем непростую, требующую немалых материальных затрат. Найти необходимую сумму семье Дмитрия не под силу. Без помощи таких же, как он, неравнодушных и добрых людей никак не обойтись. Оказалось, что таковых в городе-герое живет немало. Когда на одном из местных интернет-сайтов и в газете «Слава Севастополя» появилось сообщение о поступке Дмитрия, десятки людей включились в сбор денег на предстоящую операцию. Сумму собрали приличную, но, к сожалению, еще недостаточную. Поэтому все желающие могут помочь молодому севастопольцу встать на ноги.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала фотокорреспондента газеты «Слава Севастополя» Дмитрия Метелкина