Более двух с половиной лет находятся под арестом в Венесуэле украинские моряки
Наших соотечественников подозревают в транспортировке наркотиков, хотя обвинение не предъявлено, а судебные заседания постоянно переносятся. Согласно законодательству Венесуэлы, их обязаны освободить. Но подобная развязка, очевидно, не входит в планы организаторов «игры в наркотрафик». Судовладелец, адвокаты и родственники моряков убеждены, что судьи всячески уходят от вынесения приговора (ведь доказательства вины попросту отсутствуют), и не исключают: кокаин подбросили, чтобы присвоить теплоход.
«ФАКТЫ» постарались прояснить нюансы этой необычной истории, случившейся с нашими соотечественниками в далекой латиноамериканской стране.
Экипаж балкера «Би Атлантик», совершавшего рейс под флагом Каймановых островов, арестовали в порту Маракайбо (Венесуэла) 13 августа 2007 года. Моряков, большая часть которых — граждане Украины, заподозрили в транспортировке наркотиков. Инцидент, ясное дело, не из приятных, и потому отечественные чиновники старались его не комментировать.
Уже больше двух с половиной лет двое украинских офицеров торгового флота — капитан Владимир Устименко и второй помощник Юрий Датченко — томятся в Маракайбо в ожидании вердикта, вынесение которого оттягивают сами служители Фемиды. Почему?
— Мы в этой истории стали жертвами местного произвола и абсолютного бездействия украинских властей, — говорит в телефонной беседе с «ФАКТАМИ» капитан Владимир Устименко. — Здесь нас стремятся постоянно «держать в узде», слегка припугивают и не позволяют общаться с журналистами. При этом местные адвокаты кормят обещаниями: нужно подождать две недели, три месяца И так по сей день.
Говорят это не юнцы, а люди, многое повидавшие на жизненном пути. Владимир Устименко — бывалый мореход, высококвалифицированный специалист, свыше двух десятилетий капитан судов.
— В Маракайбо «Би Атлантик» зашел за углем 5 августа 2007 года, — говорит капитан Владимир Устименко. — После окончания грузовых операций 12 августа местные власти провели проверку подводной и надводной частей судна на предмет наркотиков. Немаловажно, что эти проверки запросила сама компания-судовладелец. Причина — напряженная обстановка, сложившаяся в Венесуэле из-за наркотрафика. Доскональное обследование всех внутренних помещений теплохода, дважды проведенное со специально обученными собаками, засвидетельствовало: наркотиков нет
Вне всякого сомнения, кокаин прикрепили к судну ночью, когда теплоход уже стоял на рейде. Для этого задействовали водолазов. Отец (так Виталий называет тестя. — Авт. ) рассказывал мне по телефону, что портовые власти строжайше запретили экипажу заводить двигатель до прибытия лоцмана. Ведь при вращении винта упаковки сразу бы оторвались. Капитан — человек законопослушный: двигатель на рейде запускать даже не пытались, и баул уцелел
Экипаж вместе с балкером задержали. Однако 26 сентября 2007 года суд первой инстанции Маракайбо постановил: всех моряков отпустить, за исключением капитана Владимира Устименко и его второго помощника Юрия Датченко. На них возложили — абсолютно бездоказательно! — ответственность за обнаруженные под днищем судна наркотики. Полгода они находились под арестом на борту судна, после чего под конвоем их переправили на берег.
— Первое время мы надеялись на торжество справедливости, — продолжает Владимир Устименко. — Как выяснилось, подобная транспортировка наркотиков — обычная практика наркодилеров, в частности, в порту Маракайбо. Они пользуются тем, что на обычном гражданском судне отсутствует оборудование, контролирующее подводную часть и нет возможности отслеживать аквалангистов.
— День ареста вспоминаю с ужасом, — признается бывший сварщик «Би Атлантик» Сергей Чорба. — Вдруг объявили сбор команды на главной палубе. Там несколько людей в военной форме сообщили, что только что под нашим судном нашли наркотики. Просто поставили перед фактом: никто из членов экипажа не мог присутствовать при подводном обыске.
Видели бы вы в тот момент лицо капитана: он был изумлен! Да и никто из нас не мог понять, что происходит. Зато филиппинские матросы, входившие в состав нашей команды, сказали, что случайно подслушали разговор местных полицейских. Из него следовало, что злополучный баул с кокаином — это своеобразный крючок, он уже несколько лет кочует с одного судна на другое. Таким образом местные магнаты разживаются теплоходами.
— Поначалу мы никуда не обращались, — говорит дочь капитана Наталья. — Папа говорил, мол, все образуется. Когда же весь экипаж отпустили, а отца и его помощника оставили под арестом, мы обратились к адвокату. Он длительное время вел переписку с Аурэлисом Фернандесом, защитником наших моряков в Венесуэле. Направил туда массу документов. Даже о коммунистическом прошлом папы упомянул, учитывая, что президент Венесуэлы Уго Чавес — ярый приверженец социализма.
За прошедшее время родственники моряков обращались к Президенту Украины, премьер-министру, в Министерство иностранных дел Старшая дочь Юрия Датченко Регина, памятуя о теплых взаимоотношениях Владимира Путина и Уго Чавеса, даже попросила о помощи российское правительство. Там согласились ходатайствовать за арестантов, но для этого попросили официальный запрос от МИДа Украины.
— Наше прошение к тогдашнему министру иностранных дел Владимиру Огрызко, — продолжает Наталья, — рассматривали около четырех месяцев, а потом ответили: обращаться в Россию нецелесообразно, мол, неизвестно — помогут ли, а без международного скандала не обойдется Повезло, что один из владельцев судна — Стефанио Магнелли — очень добрый, порядочный человек. Понимая весь ужас ситуации, заложниками которой стали наши родные, он взял на себя финансирование адвокатов. Чтобы арестантов не помещали в тюрьму, на время слушания дела арендовал для них жилье (они под домашним арестом), обеспечивает питанием. Узнав, что в Венесуэле нет нашего дипломатического представительства, господин Магнелли оплатил проезд украинского консула в Маракайбо.
В сентябре минувшего года судовладелец был вынужден отказаться от своего имущества — «Би Атлантик» — в пользу Венесуэлы в связи с окончанием срока действия регистровых документов и страховки теплохода.
Владимир Устименко и Юрий Датченко ценят участие бывшего работодателя и очень ему благодарны. Но их психологическое состояние оставляет желать лучшего. Круглосуточная охрана, тоска по родным Единственная прогулка на свежем воздухе — это «путешествие» под конвоем на судебные заседания.
— Условия нашего содержания благодаря судовладельцу хорошие, но клетка, сделанная даже из золота, остается лишь клеткой, — признается «ФАКТАМ» капитан судна. — Поверьте, мы находимся на грани терпения: какой нормальный человек в состоянии выдержать подобные издевательства?..
Казалось бы, невиновность капитана и его помощника сомнений не вызывает. Тем не менее оправдательный приговор служители Фемиды выносить не спешат и ведут себя, мягко говоря, странно. По словам Натальи, с 2007 года в ходе рассмотрения дела поменялся уже шестой судья. Как правило, накануне оглашения вердикта слушание прерывают «тяжелые» болезни: головная или зубная боль, приступ аппендицита, обморок, неотложные дела присяжных или прокурора. Внезапно захворавший судья исчезает, вместо него назначается другой, которому, ясное дело, требуется определенное время для ознакомления с материалами
— Процесс бесконечно затягивается, — говорит Наталья. — Исходя из того, какую политику в отношении наркоторговли исповедует президент Уго Чавес, судьи опасаются оправдать даже невиновных. В Венесуэле за наркотики предусмотрено очень жесткое наказание, вплоть до смертной казни. Заседание, которое должно было состояться в конце января, перенесли на 15 февраля, а затем — на март
Согласно венесуэльскому законодательству, если в течение двух лет подсудимым обвинение не предъявлено, их обязаны освободить. Этот срок у Устименко и Датченко истек полгода назад. Но в августе 2009 года в суде выступил прокурор и, сославшись на тяжесть преступления, попросил для дополнительного изучения дела продлить арест еще на два года. Судья, можно сказать, проявила лояльность — продлила арест только на 15 месяцев.
По мнению специалистов, не исключено, что «Би Атлантик» просто приглянулся местным властям: стоимость судна — около 40 миллионов долларов. Обвинительная сторона изначально делала упор на то, что теплоход следует конфисковать. А для этого необходимо доказать причастность экипажа к транспортировке кокаина. После того как судовладелец отказался от балкера, судно отбуксировали, и ныне, по некоторым данным, оно находится на балансе танкерного флота Венесуэлы. Пока же заокеанские «мудрецы», обдумывают, каким образом все это обставить с юридической точки зрения.
В том, что дело сфабриковано, не сомневается и господин Магнелли. «Кокаин подбросили! Ответственности мы с себя не снимаем. Все это время пытаемся создать арестованным достойные условия: проживание, питание и прочее. Почему так ведут себя местные судьи? Видимо, они боятся Чавеса, который объявил войну наркоторговцам»,- считает он.
Безусловно, борьба с наркобизнесом необходима, но применять при этом незаконные методы недопустимо. В подобной ситуации может оказаться любое судно. По статистике, только за период 2005-2009 годов аналогичным образом в Венесуэле было задержано десять самолетов и пять судов различных стран!
Судя по всему, без активного содействия дипломатических служб Украины на скорое возвращение домой наши соотечественники могут не рассчитывать. Венесуэльский адвокат Аурэлис Фернандес сказал Наташе: «Скрестите пальцы и молитесь, это дело политическое».
Именно молитвами и надеждой живут родные и близкие моряков. Юрия Датченко ждут дома мама Анна Никитична, жена Галина и несовершеннолетняя дочь Яна. Капитана Владимира Устименко — супруга Татьяна Владимировна, дочь, зять и шестилетний внук Кирилл. Когда Владимир Николаевич уходил в злополучный рейс, мальчику только-только исполнилось три годика. Он очень скучает по любимому дедушке и постоянно интересуется: «Когда уже приедет деда Володя?.. »