Культура и искусство

Сергей маковецкий: «мне нравится новое поколение, но я его немного боюсь…

0:00 — 17 июля 2001 eye 520

В редакцию «ФАКТОВ» бывший киевлянин Сергей Маковецкий приехал в несколько угнетенном расположении духа, и после первого же вопроса стало ясно, в чем причина, -- весной этого года умерла его мама. Как сказал Сергей, теперь Киев как бы несколько отодвинулся: раньше он не мог себе представить, что можно остановиться где-то, кроме своего родного дома, а теперь, пожалуй, можно и в гостинице… Родился Сергей Маковецкий 13 июня на Харьковском шоссе, дом 13, через 13 лет после войны, пошел в школу в 13-й набор. Но не делит числа на счастливые и несчастливые…

«Мне повезло, что встретился со своими режиссерами»

-- Алло, добрый день! Горячая линия? Сережа, это твой сосед по лестничной площадке в доме, где ты вырос… Ефим Моисеевич Роговой.

-- Здра-авствуйте, Ефим Моисеевич!

-- Когда ты был маленьким мальчиком, уже тогда проявлял большие артистические способности. Организовал в спортивном лагере художественную самодеятельность, сделал прекрасный концерт на закрытие лагеря. Сереженька, ты достиг совершенства: стал популярным актером, народным артистом России… Жаль, что не Украины!

-- Так еще не все потеряно! Может, после гастролей и наш Президент сделает меня народным артистом Украины!

-- К сожалению, талантливые люди науки, культуры и искусства Украиной не востребованы. Чего нельзя сказать о наших политиках. Сереженька, я благодарен судьбе, что знаю тебя. И от всей души хочу пожелать тебе крепкого здоровья, счастья, благополучия, успехов и удачи в жизни и профессиональной деятельности.

-- Ефим Моисеевич, спасибо большое! Я очень рад, что именно ваш звонок был первым -- потому что мы действительно на одной площадке жили. Будьте здоровы, мой дорогой!

-- Ало-о-о! Это бывшая плакса 10-В класса 126-й школы, Элеонора.

-- О, Бо-оже мой!

-- Сережка, я тебе передаю привет от всех наших одноклассников. И, в частности, от Аллы Анатольевны Ефимской, которую часто вижу. Я хочу, чтобы ты всегда оставался таким, какой ты есть, никогда не болел… Хочу тебя спросить: какие у тебя (наверное, тебе все уже надоели!) творческие планы на будущее?

-- Творческие планы? Самые ближайшие -- начинаю большой кинопроект по детективу Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройта». Естественно, я не буду говорить о сюжете, но это очень большая, трехмесячная серьезная работа. 15 июля я уезжаю в Прагу на съемки.

-- Передай большой привет своей маме за то, что она воспитала из хорошего сына, нашего одноклассника, хорошего человека и талантливого артиста.

-- (Взволнованно. ) Спасибо большое. Я не могу передать маме привет… Вернее, я скажу ей об этом, но… Я скажу ей об этом на кладбище.

-- О-ой… Извини, пожалуйста.

-- Моя мамочка умерла 7 апреля. Она, к сожалению, не дожила два месяца до 70-летия. Но я все равно передам ей эти слова. До встречи!

-- Добрий день! Що для вас талант i везiння?

-- Ви знаєте, я думаю, 50 на 50. Але ми знаємо, скiльки талановитих людей так себе i не знайшли, бо не зустрiлися свого часу з тим режисером або з тими людьми, якi змiнили б їх життя. Менi пощастило, я зустрiвся зi своїми режисерами…

-- Що для вас найбiльше нещастя?

-- Смерть батькiв!

«Артист -- это шикарная профессия»

-- Еле дозвонилась Маковецкому! Здравствуйте-здравствуйте. Сергей Васильевич, вам большой привет из 126-й школы! Помните такую?

-- Как же я могу забыть?

-- У меня сын играет несколько лет в театре этой школы. В этом году получил звание… заслуженного артиста школы. Сергей Васильевич, что вы пожелаете нашим детям? Они в этом году поступают в театральный, на режиссерский … Детки талантливые и каждый раз поминают вас добрым словом. Вы помните вашего преподавателя, Елену Петровну? Она еще работает.

-- Работает? Ну славу Богу!

-- В этом году мы ставили пьесу «Иван Боруля». Дети прекрасно играли! Приходили из театрального училища преподаватели и говорили: «Если бы мы знали, привели бы своих артистов, чтобы они послушали, как надо читать монолог!» Елена Петровна умничка, ей далеко за 70, но она такой молодец!

-- Ой, поцелуйте ее, пожалуйста!

-- Обязательно. Что вы нам пожелаете?

-- Не хочется говорить дежурного «Удачи!» Но должен сказать, удача для наших детей имеет огромное значение… Чтобы они себя нашли, чтобы правильно выбрали путь, чтобы не ошиблись… И еще мне хочется, чтобы наши дети сохранили себя. Мне нравится новое поколение, но… я его немного боюсь, потому что оно чуть без царя в голове. Слава Богу, что оно свободное, продвинутое, владеет компьютером, Интернетом, но свобода иногда переходит во вседозволенность. Я их не призываю к тому, чтобы они были в рамках. Жить в рамках и во лжи сложно! Мне хочется, чтобы они жили в свободной стране, но чтобы они себя сохраняли, чтобы они все-таки понимали, что есть вещи лучше, чем наркотики, чем пьянка. А нашим театралам молодым -- становиться замечательными артистами! Это шикарная профессия.

-- Здравствуйте. Меня зовут Лариса. Вы мне очень нравитесь. Хочу вас спросить, где вы пропадали до нынешних времен, пока мы увидели фильмы с вашим участием?

-- Ларисочка, я никуда не исчезал. Это вы… исчезли.

-- Мы?!

-- Ну да! Украина стала самостiйною. I вона вирiшила йти своїм шляхом. И она как-то -- вдруг! -- взяла и все обкорнала. Нет связи. Поэтому нет наших фильмов. Слава Богу, что удается приезжать в Киев на гастроли. Так что я никуда не исчезал.

-- А откуда у вас такой неплохой украинский язык? И без русского акцента.

-- А вы как думаете? Вот сегодня всю ночь сидел и учил.

-- Да ладно! За ночь так нельзя выучить!

-- А у мене здiбностi… Я киянин, Ларисо. Дякую за дзвiнок, всього вам найкращого.

-- Добрый день. Это Ольга из Университета им. Т. Шевченко, я занимаюсь социологией.

-- Я вас внимательно, Ольга, слушаю.

-- Что для вас отдых и как отдыхают артисты вашего масштаба?

-- Должен сказать, Оля, это самый сложный вопрос, который мне могли задать. Я не знаю, что такое отдых. К сожалению…

-- Для вас непривычно восстанавливать силы?

-- Ну почему? Все, как у нормальных людей: банька с друзьями… Плавание. Но вы, наверное, ждали от меня совсем других слов? Я бы мог сказать, что уезжаю куда-то на дикие острова… Нет, у меня, к сожалению, с отдыхом проблемы.

-- Вы предпочитаете проводить свободное время в компании?

-- Иногда -- в компании, иногда -- в одиночестве. Раз на раз не приходится. У меня закончился театральный сезон, но с 15 июля начинаются съемки. Поэтому мой отдых -- всего неделя! И я использовал ее, чтобы приехать в свой родной Киев… и с вами поговорить.

«Мне легче купить новый утюг, чем починить старый»

-- Здравствуйте. Это Света из Киева. Спасибо вам за то, что вы делаете… Вопросы у меня прозаические. У вас поломался, допустим, утюг. Что вам легче: починить его или выбросить и купить новый?

-- Мне легче купить новый. Моя жена знает: я лампочку ввинчиваю… целый день. Я, к сожалению, не технарь. Есть замеча-ательные мужики, которые могут дом построить. И ремонт в квартире сделать! Я тоже очень много могу, если… разозлюсь на себя и захочу!

-- Вы любите читать о себе что-то?

-- Читаю… И передачи смотрю. Мне интересно, как получилось.

-- Вы стали известным, вас все узнают… Вас не раздражает, когда на улице вдруг подходят с разговорами?

-- Нет, если все достаточно интеллигентно, не раздражает. Ты понимаешь, что работаешь не впустую. Это здорово! Но как только переходят допустимую грань, я резко их останавливаю.

-- Вы любите тусовки?

-- Я стараюсь приходить туда, где я -- участник. Очень люблю премьеры своих спектаклей и фильмов… Ты волнуешься, тебе интересно, как твоя новая роль будет принята самыми близкими друзьями… Если бы я принимал все предложения, я бы дома не жил.

-- Здравствуйте, это Катя из Киева. Я была свидетелем первых ваших спектаклей в 126-й школе города Киева. Мы учились в параллельных классах. Вам никто не говорил, что вы ОЧЕНЬ похожи на Юрия Яковлева?

-- Нет! Такого мне не говорили.

-- Удивительное сходство: и внешнее, и манера общения, и жесты…

-- Может быть. Я не обращал на это внимания. А это совсем неплохо: Юрий Яковлев -- гениальный артист!

-- Если бы я не помнила вас еще по школе, то сказала бы, что ваша игра -- подражание ему. Но вы каким были, таким и остались! Я хочу пожелать вам успехов… И чтобы всегда рядом были надежные, преданные люди. И чтобы вы всегда могли сказать: с этим человеком я пошел бы в разведку!

-- Спасибо, Катя, и вам всего самого доброго!

-- Сергiю, Анатолiй Туркеня з мiста Iчня на Чернiгiвщинi. Написали «ФАКТИ», що «народний артист Росiї Сергiй Маковецький родом з Києва»… Я дуже задоволений, що ви репрезентуєте Україну, Київ в столицi колишнього спiльного Совєтського Союзу.

-- Так, я себе вважаю почесним консулом України в Росiї. Правда, наш Президент ще не знає про це.

-- Пане Сергiю, менi приємно, що ви так гарно знаєте мову українську. Що ви шануєте Тараса Шевченка…

-- Дякую, але давайте домовимося… Менi не хочеться, щоб був перебiр у наших нацiональних питаннях. Бо те, що зараз робиться в Захiднiй Українi… Коли починають вип'ячувать свою нацiональнiсть, менi це не подобається. Я приїжджаю до Києва, розмовляю українською, бо це моя Батькiвщина.

-- Це моя болюча тема. Менi дуже приємно, це наче бальзам на серце. Їй-Богу! Хочу побажати вам усяких гараздiв. I поздоровити з нашим найбiльшим святом: 10-рiччям нашої неньки-України! Боже, Україну збережи!

«Я не делю фильмы на американские и русские»

-- Добрый день, Сергей Васильевич. Вас беспокоит ваша землячка Елена Ремантовская. И в ролях, и в клипе с Алсу вы достаточно разный человек. А в этом клипе, извините, у вас очень хитрый взгляд… Хотелось бы узнать, какой вы человек по жизни. Писали, что вы очень загадочный и непостижимый…

-- Я уверен, что актера нужно судить по его ролям. В «Макарове», в том же клипе «Зимний сон» или в «Пьесе для пассажира» Вадима Абдрашитова, или в «Трофиме» Балабанова, или в «Русском бунте» Прошкина -- я называю, кстати, очень хорошие фильмы, вы можете их приобрести, -- или «Про уродов и людей» -- мне кажется, что актер вообще в работах естественен и, скажем так, настоящий. Какой я в жизни? Это пусть останется при мне. Если вам показалось, что я разный, меня это радует.

-- Вам не жалко, что такие великолепные актеры, как вы, растрачивают силы на такие фильмы, как «Брат»?

-- «Брат-2» -- это нормальное, хорошее кино.

-- Но это американский фильм.

-- А какая разница? Американский фильм, русский фильм… Мне кажется, что это фильм, который замечательно сделан по законам жанра. Я, например, не делю фильмы на американские и русские… Что такое русский фильм?

-- В нем идея должна быть… Поучительная.

-- Ну какая поучительная? Не надо этих поучительных идей -- они уже были в советское время. Сплошь и рядом были поучительные идеи -- в спектаклях «Сталевары», «Премия»… Только люди от этого лучше не жили. Поэтому мне кажется, что есть хорошее кино, а есть плохое. Вы говорите: растрачиваться… Это мой режиссер, которого я люблю, с которым сделал не один фильм, он предложил этот характер… Я прекрасно понимал, что мне там развернуться негде, но достаточно одной сцены -- этого дикого, животного страха, когда вам приставляют к животу оружие… Вот как сыграть этот дикий страх? У актера всегда есть… любопытство: насколько это будет убедительно? И если мне мои друзья, зрители говорят, что в эту секунду у них тоже мороз по коже -- эта сцена удалась.

-- Главный герой убивает. Фильм смотрит молодежь.

-- Молодежь я спрашивал, кстати. Они смотрят по 10--12 раз этот фильм, и их это не пугает. Они говорят: это обыкновенная компьютерная игра, стрелялки.

-- Вы работаете на массу…

-- Вы знаете, творчество -- это эгоистический импульс: я хочу снять этот фильм! Я хочу сыграть эту роль… Потом уже, когда картина сделана, возникает новый вопрос: как этот фильм воспринимается, насколько он интересен, к чему он призывает… Слово «призывает» не годится -- искусство ни к чему не призывает! И хорошие фильмы открывают какие-то глубинные вещи, но у каждого человека они свои. Мы играем! И я считаю, что это великая игра, которая публику заставляет плакать и смеяться! И забыть хотя бы на два часа, где она находится! Забыть о собственных проблемах! А женщинам -- влюбляться! И в героев влюбляться…

«Мой самый счастливый день? Это и рождение детей, и рождение внука, и все вместе»

-- Добрый день! Мне нужен Сергей Васильевич. Вас приветствует город Бердянск. Я очень рада вас слышать. Можно задать вопрос: ваш самый счастливый день?

-- Надеюсь, что он был не один: и рождение детей, и рождение внука, и все вместе…

-- Желаю вам всего доброго и много денег…

-- Дай Боже, щоб вони були! Дякую.

-- Сергей Васильевич? В каких спектаклях вы сейчас играете?

-- Я очень люблю спектакль «Черный монах» по Чехову. Это блестящий рассказ о безумии. Человек увидел черного монаха… Он поверил, что он избранник Бога, гений… А жена его взяла и излечила. И он стал скучным, равнодушным… Как он сам говорит: стал таким, как все. И только перед самой смертью опять его посетило вдохновение, опять он увидел этого черного монаха… Грандиозно! Грандиозный рассказ Антон Палыча о том, что такое норма и что такое талант человеческий и насколько у человека хватает сил… Страшно с ним соглашаться, да? в финальной фразе, когда он говорит: я верю, я верю, что я избранник Божий, гений!.. Он живо припомнил все эти разговоры с монахом и хотел говорить -- только кровь текла у него из горла на грудь… Он не знал, что делать и водил руками по груди, и манжеты стали мокрыми от крови. У него уже сил не было! Он звал Таню, звал вишневый сад с роскошными цветами, поле, солнце, звал свою молодость, свою науку… Звал жизнь, которая была так прекрасна! Но только с удивлением увидел на полу огромную лужу крови. Антон Павлович Чехов предлагает нам ТАКОЕ решение человеческой жизни.

Жестоко немножко, жестко! Мне кажется, что Антон Павлович был жестким человеком. По крайней мере, он не верил, как верил Лев Толстой. И это неверие, его атеизм его смущали. Он хотел верить, но у него не получалось!

Материал подготовили Томила КОНОНОВА и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»