Происшествия

«свою коллекцию древностей я передал украине ради создания музея, не уступающего лувру или эрмитажу»

0:00 — 17 июля 2001 eye 424

Дар Сергея Платонова бесценен: 1315 предметов, возраст многих из которых исчисляется несколькими тысячами лет. Значительная часть вещей выполнена из золота

Как уже сообщалось, на прошлой неделе в Национальном музее исторических драгоценностей в присутствии Президента Украины Леонида Кучмы открылась выставка предметов старины, подаренных государству киевским предпринимателем и коллекционером Сергеем Платоновым. Специалисты утверждают, что история еще не знала столь колоссальных по богатству прижизненных дарений -- прежние уникальные коллекции передавались уже после смерти меценатов, по их завещаниям.

Все 1315 предметов из собрания Платонова найдены на территории Украины, в основном в степной ее части и Крыму. Ими пользовались скифы, греки, сарматы, готы, гунны, аланы, хазары… Есть также вещи древних славян. Самые давние экспонаты -- каменные орудия эпохи неолита, которым уже около 5--6 тысяч лет, а также клад оружия эпохи бронзы, аналогов которому прежде в нашей стране найдено не было.

«Миллион в данном случае -- смешная сумма»

-- Коллекция Платонова способна украсить собрания лучших музеев мира -- в ней очень много особо ценных вещей, а часть их просто уникальна, -- заявила нам старший научный сотрудник Национального исторического музея Украины Ольга Куклина, которая участвовала в экспертизе коллекции. -- Все предметы подлинные. Большая их половина -- древние украшения из цветных и драгоценных металлов: перстни, сережки, височные кольца, браслеты, фибулы, бусы, пряжки, металлические украшения одежды. Ни одна из этих вещей прежде не попадала в музеи. Вероятно, они были найдены частными лицами. Как правило, такие находки вскоре оказываются на рынке предметов старины за рубежом, и только благодаря энтузиазму Сергея Платонова бесценная коллекция возвращена украинскому народу.

На церемонии передачи дара называлась оценочная стоимость коллекции: миллион долларов. «Насколько близка эта цифра к реальной?» -- этот вопрос мы задали непосредственно Сергею Платонову.

-- Миллион в данном случае -- смешная сумма, -- удивил ответом Сергей Николаевич. -- Я не хотел бы говорить, сколько потратил сам на приобретение коллекции, но чтобы получить представление, какие деньги за рубежом выкладывают за подробные вещи, достаточно заглянуть в каталог аукциона «Сотбис». Например, древняя глиняная статуэтка -- стартовая цена 200--300 тысяч, греческая серебряная чаша -- 500--700 тысяч. А золотая скифская аппликация в виде оленя для отделки одежды была продана за 11 тысяч долларов -- за эти деньги можно килограмм золота купить. В олене же золота -- 0,65 грамма, длина четыре сантиметра. Таких аппликаций на платье нашивали штук по пятьсот, причем изготавливали их вручную, а не методом штамповки… В Украине цены другие. Впрочем, некоторые предметы древности без преувеличения бесценны. Возьмем знаменитую скифскую пектораль, найденную корифеем украинской археологии Борисом Мозолевским: при перевозках на зарубежные выставки ее страхуют на 50 миллионов долларов. Но можно ли вообще говорить о денежной цене этой вещи? Ведь она входит в число трех самых выдающихся в мире предметов старины -- вместе с золотой посмертной маской Тутанхамона (хранится в Каире) и «Моной Лизой» Леонардо да Винчи (находится в собрании Лувра).

-- Не могли бы вы рассказать, каким образом собрали коллекцию?

-- Однажды я увидел в Берлине антикварный магазин: от пола до потолка он был заполнен православными иконами. Это меня задело до того, что я задался целью препятствовать вывозу наших древностей -- понятно, посильным мне образом. Узнавая от других коллекционеров о появлении какой-либо заслуживающей внимания вещи, я делал все возможное, чтобы ее приобрести. Коллекционеры собираются у меня на квартире каждую субботу, так что интересующую меня информацию я получаю быстро. Замечу, что к незаконным раскопкам я отношения не имею. Все предметы были приобретены мною в Киеве.

-- Что же вас побудило передать их государству?

-- Подписанный в прошлом году Президентом Украины указ, предусматривающий, в частности, создание музея, в котором были бы собраны все лучшие экспонаты, рассказывающие об истории страны. Для будущего музея я и сделал этот подарок. В Украине нет столь богатых собраний, как Лувре, Метрополитен-музее, Эрмитаже, Британском музее. Нам подобных коллекций не собрать. Но Украина может создать музей на сугубо местном материале, не уступающий по ценности своих экспонатов собраниям Лувра или Эрмитажа. Ведь на территории современной Украины жило множество народов, которых, как и славян, мы можем считать своими далекими предками. Ими были созданы высокоразвитые культуры, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней вещи, в том числе собранные мной.

Будущий главный музей страны можно было бы разместить в здании по улице Институтской, 5 -- это долгострой рядом с Нацбанком. Центральным же экспонатом экспозиции, безусловно, должна стать пектораль.

-- Приходилось слышать, что вы вернули в Украину серебряный кубок Кочубея.

-- Я увидел эту вещь на фотографии: два замминистра культуры Украины снялись с кубком, будучи в гостях у итальянского коллекционера, которому тот принадлежал. Я поспорил на бутылку шампанского, что верну кубок, и выиграл спор. Затем подарил кубок музею Нацбанка. Кстати, другой кубок -- Людовика XIV -- я тоже передал этому музею. Мне удалось обнаружить и находившиеся в розыске рисунки из Бременской коллекции. Президент Украины Леонид Кучма затем передал их своему немецкому коллеге.

Для покупки клада эпохи бронзы у музея не нашлось… четырехсот гривен

Есть ли в коллекции Платонова вещи, которые можно назвать уникальными? Этот вопрос мы задали еще одному эксперту, заведующей сектором Национального исторического музея Украины Елене Якубенко.

-- Уникальными являются вещи из клада эпохи бронзы, -- ответила она. -- История клада удивительна. Его обнаружили случайно крестьяне в Закарпатье летом 1996 года. Сотрудник Ужгородского исторического музея Иосиф Кобаль узнал об этих предметах от коллекционеров, но чтобы купить эти вещи, у музея не было денег. В кладе оказались прекрасно сохранившиеся бронзовые мечи, боевые топоры, нарукавники, шпильки для одежды. Подобных вещей эпохи бронзы до этого на территории Украины не находили. Кобаль выпросил их на время, чтобы изучить. Статью об этих предметах он опубликовал в журнале «Археология».

Когда мы проводили экспертизу коллекции Платонова, я написала в Ужгород: подобный меч теперь есть у нас. Затем мы выяснили, что это предметы из одного и того же клада, но где остальные вещи, неизвестно.

Замечу, что Ужгородский музей имел возможность купить весь клад то ли за четыреста, то ли за пятьсот гривен. Но и такой незначительной суммы не нашлось. Что говорить, если даже Национальный исторический музей Украины в течение нескольких лет не имел ни копейки на закупку новых экспонатов! Люди приносили каменные топоры, просили мизерные деньги, но мне ничего не оставалось, как упрашивать их подарить свои находки музею.

Коллекция Сергея Платонова нуждается в дальнейшем, более тщательном исследовании. Поэтому место в музейной экспозиции она займет еще не скоро. Но в течение ближайшего месяца все желающие могут ее увидеть на выставке в Музее исторических драгоценностей.