Политика

Чтобы получить места в парламенте, партиям и блокам придется потратить на избирательную кампанию не менее двух миллионов долларов

0:00 — 18 июля 2001 eye 232

Хотя до официального старта парламентской избирательной кампании еще надо дожить, потенциальные ее участники времени зря не теряют -- подготовка партий к схватке за места в Верховной Раде идет полным ходом. А чтобы бои велись все же по правилам, парламентарии нынешнего созыва приняли-таки закон о партиях. Не только авторы документа и кровно заинтересованные в нем владельцы партийных билетов, но и эксперты считают, что закон будет способствовать росту влияния политических партий в стране. И сколько бы копий ни было сломано в ходе подготовки, рассмотрения и принятия закона о партиях, есть мнение, что данный нормативный акт нуждается в ряде существенных изменений. Например, доктор философских наук, профессор, академик Украинской академии политических наук Николай Рыбачук, как член Центризбиркома, уверен, что в законе должно быть и положение о государственной финансовой поддержке политических партий.

Если партия в течение 10 лет не выдвигает своих кандидатов на выборах, ее могут закрыть

-- Николай Филимонович, если я правильно понял, ЦИК предлагает платить партиям из госбюджета? А вы знаете, сколько политических партий зарегистрировано в Украине?

-- На сегодняшний день — 122. К примеру, на днях появилась уже пятая по счету «женская» партия -- под названием «Женщины за будущее». К сожалению, сегодня довольно часто партией называется малочисленное объединение по интересам, у которого нет даже реального юридического адреса, а в программе и уставе ничего не говорится о конкретных целях и задачах. Такие партии существуют лишь формально, на бумаге, они стоят в стороне от политических процессов и не участвуют в борьбе за власть. Поэтому-то в новом законе определено, что в случае, если партия в течение 10 лет не выдвигает своих кандидатов ни на президентских, ни на парламентских выборах, Минюст обращается в Верховный суд с иском об аннулировании регистрационного свидетельства.

-- Но пока-то у нас больше 120 партий. И как же наш и без того скудный бюджет сможет все их профинансировать?

-- Речь идет о государственном финансировании партий, победивших на выборах. А еще на материальную поддержку должны рассчитывать политические организации или блоки, получившие на парламентских выборах поддержку как минимум миллиона избирателей. Право на разовую материальную поддержку должны иметь и те партии, чей кандидат набрал во время президентских выборов не менее четырех процентов. Ведь партии, согласно закону, не являются прибыльной организацией и имеют только два источника финансирования — членские взносы и добровольные пожертвования физических и юридических лиц. А эти средства, как правило, незначительны. Поэтому партиям необходима финансовая помощь государства. Особенно тем, чьи программы поддерживает значительная часть избирателей, но которые в финансовом отношении мало кто «подпитывает».

Истинные источники финансирования партии часто остаются тайной даже для ее членов

-- Но вы же знаете, что есть очень мощные в финансовом плане партии, которые, надо полагать, в государственной помощи не нуждаются. Разве что приобретут за счет госказны какие-нибудь значки или запонки с партийной символикой?

-- По оценкам некоторых экспертов, для того, чтобы преодолеть 4-процентный барьер на парламентских выборах, партии или блоку придется потратить не менее двух миллионов долларов. Как правило, это теневые деньги, о происхождении которых избиратель не знает и никогда не сможет узнать. Истинные источники финансирования часто остаются тайной даже для самих членов партии. И именно эти деньги неизвестного происхождения могут привести к власти силу, для которой Конституция, демократия, права и свободы граждан не представляют особой ценности. Зачастую фактически партии тратят куда больше, чем, как говорится, могут себе позволить на законных основаниях. Поэтому-то необходимо сделать прозрачным процесс финансового обеспечения и траты денег партиями. Считаю, что ряд политических партий материально зависит от финансово-олигархических групп только потому, что они не имеют государственной поддержки.

Государственная финансовая помощь партиям практикуется во многих странах. Например, недавно Госдума России приняла закон о политических партиях, в котором тоже предусмотрена подобная норма. В этой стране партия финансируется государством, если она на парламентских выборах преодолела трехпроцентный барьер или же провела в парламент не менее 12 своих кандидатов по одномандатным округам. Кроме того, в России, в которой 109 миллионов избирателей, определено, что новой партии для регистрации необходимо иметь, как минимум, 10 тысяч членов. В Украине же, где около 38 миллионов избирателей, было бы логичным установить минимальное фиксированное количество членов партии на уровне 3 тысяч. Этот показатель станет критерием, который даст возможность отличить политическую партию от различных общественных движений, да и число партий, думаю, заметно сократится. Ведь сегодня у нас есть около 20 партий, которые вообще не имеют ни одной региональной ячейки, и только у 12 партий зарегистрированы структуры во всех областях Украины.

-- Какие еще изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в «партийный» закон?

-- Целесообразно было бы расширить категорию должностных лиц, которые не могут быть членами политических партий. Согласно законодательству, в политических партиях не вправе состоять судьи, работники прокуратуры, МВД, СБУ и военнослужащие. Центризбирком предлагает расширить этот список, включив в него судей Конституционного суда, членов ЦИК, Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, а также уполномоченного Верховной Рады по правам человека.

Желательно принять также норму, согласно которой политическая партия получала бы право принимать участие в парламентских, президентских выборах, как и выборах других органов государственной власти или местного самоуправления, лишь при условии, если она зарегистрирована не позднее чем за 1 год до дня выборов и насчитывает не менее 3 тысяч членов. Думаю, что парламент еще вернется к рассмотрению поправок к закону о партиях. Кстати, Президент тоже высказал существенные замечания к данному документу, поскольку в некоторых изменениях есть объективная необходимость.