Педагоги обвиняются во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением, но еще неизвестно, кто из них и в чем виноват
По данным Главного управления образования и науки Киева, в нынешнем учебном году против директоров трех столичных школ в Шевченковском, Днепровском и Минском районах возбуждены уголовные дела по статьям, предусматривающим ответственность за злоупотребление служебным положением и взяточничество. Что же заставило руководителей педагогических коллективов «делать» деньги, рискуя не только директорским креслом, но и репутацией порядочных людей?
Директор общеобразовательной школы из Шевченковского района сдала столовую под крестины за 500 гривен. Об этом мало кто бы узнал, если бы в разгар праздника арендаторы не затеяли драку. Директриса сама вызвала милицию, но та ее же и обвинила в случившемся. Ведь это с ее, директора, разрешения в помещении школы оказались посторонние люди? Кроме того, деньги, которые она взяла наличными (по ее словам, в качестве залога за пользование столовой), не были оприходованы. Следовательно, директор присвоила общественные деньги?
Но руководитель учительского коллектива утверждает, что действовала исключительно в интересах школы -- деньги требовались для оборудования компьютерного класса. Бюджетных-то на это нет! К тому же, как написала она в докладной записке на имя заместителя главы районной госадминистрации, «чисто по-человечески старалась помочь беженцам из Закарпатской области, пострадавшим от стихии».
Почему же директор не согласовала свои действия (как это положено) с районным отделом образования и не «провела» деньги по районному счету? На этот вопрос она отвечает, что, мол, собиралась это сделать, да не успела -- деньги получила только накануне выходных.
Шевченковский районный суд осудил женщину на два года условно и лишил ее права в течение этого времени занимать руководящие должности. Только вот незадача: Старокиевский районный суд, куда она подала исковое заявление на восстановление на работе в связи с незаконным увольнением не усмотрел в ее действиях ничего аморального и принял решение: восстановить в прежней должности и компенсировать материальный ущерб за период вынужденного прогула.
По мнению судьи Старокиевского районного суда Ларисы Цокол, такие действия, как злоупотребление служебным положением и присвоение общественных средств, хотя и являются уголовно наказуемыми, тем не менее не содержат в себе нарушений общепризнанных норм морали. Но разве не предосудительно для педагога нарушать законы? И неужели не аморально проигнорировать интересы учеников -- пусть даже во имя открытия компьютерного класса? Ведь уже тем, что директор пустила на территорию школы посторонних людей, которые, к тому же, заняли столовую, она посягнула на здоровье детей.
-- Как могла взрослая образованная женщина сдать школьное помещение людям, невесть когда, по всей видимости, проходившим медосмотр и с известными понятиями о чистоплотности? -- удивляется главный санитарный врач Шевченковского района столицы Олег Костенко, которого я попросила прокомментировать ситуацию. -- Ведь такие «гости» что угодно могли занести в школу -- от кишечных инфекций до туберкулеза и бытового сифилиса!
На сегодняшний день оба решения -- Шевченковского и Старокиевского судов -- обжалованы в Киевском городском суде. Чья возьмет, покажет время.
С директорами двух школ Днепровского и Минского районов встретиться мне не удалось, поскольку оба находятся в следственном изоляторе.
Директор школы Днепровского района официально не уволена. Наверное, поэтому сотрудники школы высказываются о ней весьма осторожно: «властная», «очень строгая». Что же касается взяточничества, то все в один голос утверждают, что «ничего такого» о ней не знают. Что же подвигнуло следственные органы заинтересоваться директором?
В декабре минувшего года кто-то из одноклассников бросил в ученика 9-го класса пряник и попал в глаз. Травма обернулась тем, что мальчик стал слепнуть. Потребовалось несколько сложнейших операций, а значит, и денег. Мама мальчика обратилась к родительскому комитету -- помогите, мол, деньгами для лечения сына.
Родительский комитет постановил выделить многодетной семье деньги из Фонда детства, который родители каждую четверть пополняют двадцатью гривнями на нужды школы. Но директриса, как рассказывает председатель родительского комитета, узнав о таком решении, вспыхнула: «Я никогда не дам согласия на это! Деньги нужны на ремонт!»
Такая позиция главы педколлектива возмутила многих родителей, осознавших, что волею случая каждый мог бы оказаться на месте мамы пострадавшего мальчика. И они обратились в правоохранительные органы с просьбой провести расследование по факту того, случайно ли директор так «прикипела» к родительским деньгам.
Нынче главе коллектива учителей инкриминируется взятка, которую она якобы получила от выпускников 1997 года. Как дело приняло такой оборот, трудно сказать. В интересах следствия правоохранительные органы пока не хотят обнародовать эту информацию. По словам супруга директрисы, его жену обвиняют в том, что она получила от учеников ковер, видеомагнитофон и музыкальный центр. Но!
-- Ковер покупал лично я еще раньше, -- утверждает он. -- Видеомагнитофон привез из-за границы. А музыкального центра у нас и вовсе никогда не было.
Члены же родительского комитета, с которыми я встретилась, рассказали мне, что директор заказывала дорогие подарки не только по поводу выпуска старшеклассников, но и к своему юбилею. И уж очень, по их словам, любила экзаменационные «поляны». Стараясь ей угодить, родители перед каждым экзаменом носились по магазинам в поисках различных деликатесов.
Супруг директрисы и это отрицает, ссылаясь на то, что она вообще страдает аллергией на некоторые пищевые продукты. Подтверждение тому -- справка от частной медицинской фирмы «Борис», к помощи которой приходилось обращаться семье. Откуда у педагога деньги, чтобы пользоваться услугами дорогостоящей неотложной медицинской помощи? Ее муж упредил мой вопрос: дескать, это он обеспечивает семью!
«Разве похожа эта женщина на взяточницу?» -- спрашивал он меня, предлагая просмотреть стопку фотографий, запечатлевших семейную идиллию: в кругу друзей, с внучкой -- везде директор школы с лучезарной улыбкой. Но вот ведь парадокс: сколь трепетно любит она собственную внучку и сколь равнодушна оказалась к чужому ребенку! Ратуя за благоустройство школы, похоже, напрочь забыла, что школа без детишек -- это не школа, а «помещение»!
В холле школы меня встречает пес. Детишки прозвали его Рексом Федоровичем. дав отчество в честь директора, который несколько лет назад подобрал озябшего щенка на улице. Собака при виде меня скулит, будто бы жалуется: «С моим хозяином приключилась беда!»
18 мая нынешнего года в отношении директора школы возбуждено уголовное дело за получение взятки в сумме 100 у. е. от частного предпринимателя -- владельца и руководителя компьютерного клуба, расположенного в помещении школы. Как же случилось, что глава педколлектива, прослывший в школе и далеко за ее пределами бескомпромиссным правдолюбцем, позарился на «дармовые» деньги?
Учителя все как один считают: директора «подставили». По их словам, неприязнь между директором школы и владельцем клуба назрела давно. Частный предприниматель занял помещение в школе на основании договора аренды с управлением имущества Минской райадминистрации и стал зарабатывать деньги на несовершеннолетних.
Как утверждают родители и педагоги, клуб стал местом прогулов нерадивых учеников, предпочитающих учебе компьютерные игры, основное содержание которых -- насилие, убийства Для оплаты развлечений особо азартные игроки одалживали у сверстников большие суммы и воровали деньги даже у учителей, что подтверждают докладные на имя администрации школы. Чтобы привлечь побольше клиентов, клуб в ночное время снижал цены -- и многие школьники просиживали здесь ночами, а потом дремали на занятиях или же вообще прогуливали.
Могло такое понравиться директору? К тому же резко увеличилось потребление электроэнергии в школе -- компьютеры-то работали круглосуточно. Это переполнило чашу терпения директора, и он велел отключить клуб от электросети. Тут-то арендатор якобы и «вынужден» был дать взятку директору школы.
Директор же, как свидетельствует его адвокат Валерий Яцюк, утверждает: владелец клуба с целью провокации взятки сам вложил ему в карман рубашки какую-то денежную купюру и убежал. Бросившись за арендатором, чтобы вернуть ему деньги, директор увидел на первом этаже школы работников милиции с видеокамерой и понял, что попал в ловушку. Тогда он вернулся в свой кабинет и выбросил денежную купюру с балкона.
Учителя, с которыми я встретилась в школе, не верят, что их директор мог совершить то, что ему инкриминируется.
-- Я в жизни перевидала много директоров, у меня педагогический стаж 47 лет, -- говорит учительница украинского языка. --Скажу вам с полной уверенностью, наш директор на своем месте. Когда несколько лет назад возле школы была разлита ртуть, он пожертвовал собственный пылесос и сам вместе с нашими учителями убирал ее. А потом вызвал телевидение и, в отличие от других директоров, как правило, скрывающих ЧП, рассказал о бездеятельности в данной ситуации чиновников районного масштаба. Вот такой он «неудобный» человек.
-- Мы любили нашего директора и любим. И другого нам не надо, -- добавляет учитель истории. -- Он всегда борется за наши учительские права Организовал, к примеру, поездку учительских детей во Францию. А когда у кого-то из коллег случается беда, первым бросается на помощь. Когда наша коллега недавно попала в больницу, на свои деньги накупил ей медикаментов, продуктов. Скажите, много таких директоров?
Выпускники нынешнего года вручили ему медаль с надписью: «Отличнику обучения», а на вечере отсутствовавшему директору пели песню: «Не вешать нос, гардемарины!»
На чьей стороне будет правосудие, покажет время. Пока же ясно одно: отсутствие должного бюджетного финансирования вынуждает руководителей добывать деньги для нужд школы кто как может. А где деньги, там искушение. Коррумпированная школа вряд ли сможет воспитать нравственную личность.
Впрочем, может быть, такая личность нынешнему обществу ни к чему? Ведь даже некоторые судьи считают, что совершение педагогом должностного преступления не мешает ему оставаться образцом для подрастающего поколения!