Украина

Если будет принят закон о списании задолженности по жилищно-коммунальным услугам, сознательные граждане могут быть «наказаны» гривней

0:00 — 21 июля 2001 eye 994

Накануне ухода на каникулы парламентарии активно обсуждали три законопроекта, призванных разрешить проблему задолженности населения за коммунальные услуги. То, что речь идет о действительно общенациональной проблеме, говорит хотя бы сумма задолженности около 6,2 миллиарда гривен. Этот долг сегодня практически никак не оформлен. Взыскать его в короткие сроки невозможно -- для этого у местных властей и коммунальных служб нет ни организационных, ни технических возможностей.

Но все же решить, что дальше делать с долгами, нужно. И таких решений предложено на выбор целых три. Суть всех трех законопроектов сводится к тому, что долги, возникшие за коммунальные услуги за последние годы, предлагается списать или реструктуризировать таким образом, что практически они никогда выплачены не будут.

В конце концов, посовещавшись, депутаты приняли в первом чтении законопроект, предложенный депутатами Павлом Кузнецовым, Станиславом Гуренко и Петром Симоненко. Этот документ предполагает тем, у кого доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, списать как безнадежные все долги по коммунальным услугам, возникшие до 1 января 2000 года. Остальные долги предлагается выплачивать с 1 января 2006 года равными частями в течение года.

Прокомментировать законопроекты и рассказать о перспективах принятия упомянутого закона «ФАКТЫ» попросили заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда Ивана Ткаленко.

«Все, кто экономил на еде, чтобы оплатить квартиру, почувствуют себя обманутыми»

-- Иван Иванович, расскажите, пожалуйста, об особенностях представленных законопроектов.

-- Все предложенные на рассмотрение Верховной Рады законы призваны облегчить судьбу людей, у которых возникла задолженность по квартплате. Это, безусловно, важное дело. Ведь некоторые люди сегодня и рады бы платить за квартиру, но их долги достигли таких размеров, что погасить их невозможно. И не платят.

Простых методов решения этой проблемы нет. И ни один из представленных законопроектов, к сожалению, не предлагает убедительного способа. Законопроект, внесенный депутатами Мазур и Чародеевым, например, предлагает не начислять пеню на должников по коммунальным услугам. Но ведь пеня и так не начисляется. На этот счет принят специальный закон. Кроме того, согласно данному законопроекту, население должно начать выплачивать долги только после того, как государство расплатится по всем своим обязательствам, включая компенсацию вкладов в Сбербанке. Но ведь только по этим вкладам нужно выплатить около 132 млрд. гривен. Таких денег в бюджете сегодня нет. И их выплата может затянуться на десятилетия. Таким образом получается, что нынешнему поколению вообще за квартиру платить не придется. Естественно, что и те, кто платил до сих пор, перестанут это делать.

Есть предложение отсрочить выплату долгов, что не решает проблемы ни должников, ни кредиторов.

Согласно законопроекту Кузнецова-Гуренко-Симоненко, который был принят Верховной Радой в первом чтении, предлагается простое списание долгов со всех, кто не платил. Если это будет сделано, то те, кто все эти годы отрывал копейки от семейного бюджета, экономил на еде, чтобы оплатить квартиру (а таких людей у нас миллионы) почувствуют себя обманутыми. И тогда окажется, что можно было и не платить. Естественно, что эти люди после такого решения перестанут оплачивать коммунальные услуги. И тогда задолженность будет расти еще большими темпами.

Обрадуются такому решению и должники. Они убедятся в том, что были правы, не платя за квартиру и, конечно же, не станут делать этого и впредь.

-- Но Верховная Рада приняла в первом чтении именно этот законопроект.

-- Это действительно так. Но я думаю, что ко второму чтению закон придется существенно доработать. Закон должен предлагать не популистские решения вроде списания долгов, а указать реальные пути решения проблемы.

«Система предоставления субсидий будет изменена»

-- Какие, например, пути?

-- В первую очередь нужно позаботиться о снижении цен на коммунальные услуги. Нужно отменить начисление НДС на газ и электроэнергию. Их стоимость снизится на 20%. А поскольку энергоносители составляют около 70% стоимости всех коммунальных услуг, это даст возможность снизить квартплату на 12--15%.

Во-вторых, нужно упорядочить тарифы. Дело в том, что сегодняшние тарифы на воду, тепло и газ рассчитываются довольно произвольно. Соответствующие службы просто подсчитывают свои затраты и делят их на всех поровну. В эти тарифы включаются и огромные потери (горячие и холодные реки, по нескольку дней омывающие тротуары, в наших городах не редкость), и зачастую неоправданные накладные расходы. Коммунальщики ничем не рискуют -- конкурентов у них сегодня нет.

В то же время, если рассчитать тарифы правильно, избавив людей от необходимости платить за потери коммунальных служб, можно снизить стоимость услуг еще приблизительно на 8%.

И, в-третьих, нужно навести порядок в системе начисления жилищных субсидий. Государство компенсирует неимущим гражданам часть стоимости коммунальных услуг, но при существующей системе человек не может самостоятельно распоряжаться положенными ему деньгами. Субсидия перечисляется прямо на счет жэка, минуя того, кому она, собственно, должна выплачиваться.

Поэтому сегодня готовится законопроект о реформировании системы субсидий. Суть его в том, что на каждого получателя субсидии заведут специальный счет в банке, куда и будут перечислять деньги. Получить их наличными нельзя, но гражданин сможет самостоятельно решать, кому и за какие услуги платить.

Такая система будет способствовать возникновению рынка коммунальных услуг в стране. Жильцы многоквартирных домов смогут объединиться в кондоминиумы и самостоятельно решать, кто будет обслуживать их квартиры.

-- Но до сих пор наши граждане, с детства привыкшие к жэкам, не очень-то стремились создавать собственные объединения.

-- Это связано с тем, что существующим кондоминиумам довольно трудно добиваться от государства денег, положенных за льготы и субсидии. Однако есть надежда, что вскоре, с введением специальных счетов, эта ситуация нормализуется.

Кроме того, уже принят и сейчас находится на подписи у Президента закон об объединениях жильцов (кондоминиумах). Согласно этому закону, кондоминиумы считаются неприбыльными организациями и, следовательно, не платят, в отличие от жэков, налог на прибыль и НДС. Поэтому, если Президент закон подпишет, жильцы многоквартирного дома, объединившись, смогут платить за квартиру по крайней мере на 20% меньше. Или за те же деньги получать более качественные услуги. Это послужит существенным экономическим стимулом для образования кондоминиумов.

-- Кто же их будет обслуживать?

-- Как только появится значительное количество платежеспособных кондоминиумов, возникнут частные предприятия, готовые за деньги оказывать коммунальные услуги. Тогда и качество услуг повысится, и цена их, возможно, понизиться.

«Списание долгов может остановить работу коммунальных служб»

-- Но все-таки это дело пусть недалекого, но будущего. А какие шаги можно предпринять уже сегодня?

-- Очень часто бывают ситуации, когда человек, попав в затруднительное материальное положение, не может оплачивать коммунальные услуги. Ему в этом случае положена жилищная субсидия, но он не может ее оформить из-за долгов за жилищно-коммунальные услуги. Человек попадает в безвыходную ситуацию и вообще прекращает платить за квартиру.

Это противоречие можно решить, записав в закон, что субсидию имеет право получать и человек, имеющий задолженность, при условии, что он будет постепенно, в соответствии с графиком, ее погашать.

Кроме того, очень много вопросов возникает при начислении субсидий в сельской местности. Законом установлен норматив жилплощади, на которую можно получить субсидию (21 кв. метр на каждого проживающего плюс 10 кв. метров на семью). Но в селах на одного человека может приходиться больше жилплощади, чем в городе. Это связано с особенностями сельской жизни. В доме обязательно должны быть сени, разные служебные пристройки, увеличивающие его общую площадь, но не являющиеся фактически жилыми. Ведь в площадь городской квартиры не включаются лестничная площадка и служебные помещения.

Поэтому я считаю, что для сельской местности нужно увеличить норматив жилой площади, на который начисляется субсидия, чтобы уравнять селян с горожанами в праве на получение субсидий.

-- А как относятся к предложенному законопроекту коммунальщики?

-- Плохо. Проблема как раз и заключается в том, что ни в одном из законов не отражены интересы тех, кому эти люди должны, -- коммунальщиков, поставщиков электроэнергии, воды, тепла. Ведь это именно им население задолжало 6,2 млрд. грн. А они обязаны платить сотрудникам зарплату, закупать материалы, оборудование, энергоносители. И им, кстати, в отличие от населения, насчитывают пеню на долги.

То есть Верховная Рада, простив долги неплательщикам, сделает коммунальные предприятия безнадежными должниками и столкнется с проблемой, где взять деньги на оплату труда дворников, слесарей, энергетиков и других работников коммунальных служб. Бесплатно же они работать не будут.

Все эти проблемы лягут на плечи местных властей. Уже сейчас, общаясь с их представителями, мы слышим упреки, что, прощая долги, мы фактически запускаем руку в чужой карман. Ведь если такой закон будет принят, местным властям придется расстаться с надеждой получить деньги за уже оказанные услуги. Но при этом, если в наших городах из-за отсутствия средств остановятся коммунальные службы, виновата будет не Верховная Рада, а местные власти.

Если уж списывать долги населению, то государство должно пойти на то, чтобы списать долги коммунальным предприятиям, вернуть им налоги, которые они уплатили с недополученных от населения денег (по нашим законам налоги уплачиваются с начисленных сумм, а не с фактически полученных). Кроме того, для того чтобы снизить стоимость коммунальных услуг, было бы целесообразно освободить коммунальные предприятия от налогов и обеспечить стопроцентную проплату бюджетом льгот и субсидий (на сегодняшний день государство задолжало коммунальщикам за шесть месяцев).

К тому же, реструктуризировать долги нужно только тем жильцам, которые в полном объеме оплачивают текущие счета.

Поэтому при подготовке закона ко второму чтению нужно учесть интересы всех сторон, чтобы не получилось так, что, сделав широкий жест в сторону неплательщиков, мы обидим добросовестных граждан и парализуем работу всех коммунальных служб.