Происшествия

49-летний бывший железнодорожник зарабатывал на жизнь своим восьмерым детям, воруя важные запчасти тормозной системы вагонов

0:00 — 5 января 2010 eye 337

Большинство задержанных за кражи на железной дороге — ее бывшие работники

В свете последних трагедий, которые произошли на железной дороге с соседней Россией, где террористы пустили под откос «Невский экспресс», связывавший Москву и Санкт-Петербург, «ФАКТЫ» обратились к первому заместителю начальника Управления МВД Украины на Юго-Западной железной дороге — начальнику криминальной милиции Владимиру Бондаренко, чтобы узнать, как обстоят дела на железной дороге, сообщающей столицу с регионами.

 — К счастью, у нас нет террористов, закладывающих бомбы. Но зато в последнее время участились кражи деталей верхних строений пути и запчастей подвижного состава. К примеру, кража двух десятков костылей (используются для крепления рельсы к шпале.  — Авт. ) или десятка подкладок для крепления рельсов может привести к достаточно серьезным последствиям, — говорит Владимир Бондаренко.  — По сравнению с 2008 годом, данный вид преступлений на железной дороге вырос почти вдвое — работники нашего управления задержали в 2009 году 94 вора, совершивших подобные кражи. В отношении них возбуждены уголовные дела по статьям Уголовного кодекса Украины «Кража чужого имущества» и «Повреждение путей сообщения и транспортных средств», которые предусматривают лишение свободы от трех до 15 лет.

 — Какой ущерб государственной казне нанесли подобные кражи с железной дороги?

 — Юго-Западная железная дорога понесла приблизительно около 280 тысяч гривен убытка. Эта сумма, на первый взгляд, не столь большая, но ведь ущерб от несчастного случая, который может произойти по вине расхитителей, неоценим — это могут быть жизни людей. Вот яркий пример. 8 декабря во время плановой отработки территории моторно-вагонного депо станции Фастов сотрудники Линейного отдела станции остановили двоих мужчин, которые показались им подозрительными — те тащили довольно тяжелый рюкзак. Предъявить документы молодые люди категорически отказались и, к тому же, оказали правоохранителям сопротивление. Как позже выяснилось, в рюкзаке у 21-летних жителей райцентра оказались 15 медных катушек реле контакторов электрических аппаратов электропоездов. Они сняли их с электропоезда в парке отстоя и собирались сдать медь в пункт приема металлолома примерно по 30 гривен за килограмм. В ходе проверки выяснилось, что у молодых неработающих людей было уже четыре эпизода хищения медных катушек. Свои действия они оправдывали кризисом и невозможностью заработать честно. Следственным отделением Линейного отдела станции Фастов тогда было возбуждено уголовное дело. В настоящее время проводятся следственные действия и материалы дела будут направлены в суд.

Бывали случаи, что задержанные оказывались «гастролерами», в том числе из соседней Молдавии. Большинство же задержанных за кражи — бывшие работники железной дороги. Они хорошо знают, как устроены механизмы, как их снимать, где находится ценный цветной металл. Так, в Конотопе 49-летний бывший работник железной дороги зарабатывал на свою большую семью (у него восемь детей) кражами главной и магистральной части воздухораспределителя товарного вагона (она отвечает за тормозную систему вагона). Вооружась рожковым ключом, мужчина выходил на промысел в товарный парк станции Конотоп. На его счету не один раскуроченный вагон.

Нередки случаи, когда кражи совершают жители близлежащих к железной дороге территорий. Они крадут не только металл, но и разбирают деревянные шпалы, которые потом пускают на дрова, даже не задумываясь о последствиях.

Втягивают в преступную деятельность и несовершеннолетних — они, по мнению злоумышленников, привлекают меньше внимания работников железной дороги и правоохранителей. Так, в Казатине на краже вместе со взрослыми попались и несовершеннолетние, а в Коростене два ученика восьмого класса пытались украсть медный кабель.

Мы отрабатываем территорию железнодорожных депо, станций и других объектов, проверяем пункты приема металлолома, куда несут украденное. Но решать эту проблему нужно сообща с местными властями. Ведь к каждому столбу не поставишь милиционера. Лучше наказать одного, чем пустить под откос поезд и загубить сотни жизней.