Сегодня празднует свой юбилей одна из самых знаменитых актрис советского кино
Инна Макарова родилась в 28 июля 1926 года Сибири, в городе со смешным названием Тайга (если тайга, то какой же это город?). Позже семья переехала в Новосибирск, где, по словам актрисы, к ней впервые пришла мысль: она должна быть актрисой! Впервые Инна побывала в театре в шестилетнем возрасте, когда родители повели ее в новосибирский ТЮЗ. Это произвело на нее неизгладимое впечатление! Будущая актриса тут же «организовала» сцену для себя -- ею стало крыльцо в старинном доме дедушки и бабушки. Оно выходило во двор, куда выносились стулья, а на них усаживалось почти все взрослое население дома -- зрители. «Задача была одна, -- вспоминала впоследствии Инна Владимировна, -- собрать, усадить, а потом удержать зрителей на местах любыми средствами».
Однако вскоре будущая артистка поняла, что одним «искусством» неблагодарную публику не удержишь -- непременно нужен буфет! Из яблок сделали морс, в огороде нарвали репы, огурцов и моркови. Все это выставили на продажу в буфете, даже ценники написали. Но зрители все равно разбегались Когда в школе появился драмкружок, Инна тут же записалась и вскоре получила первую роль -- бессловесной поповны в инсценировке сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде». «Меня очень беспокоил кокошник на голове, -- вспоминала актриса, -- я все боялась, как бы он не свалился на одно ухо, потом на другое, когда поповна печалилась». Когда же она получила роль со словами (Панька в пьесе «Кухаркины дети»), то так разволновалась, что решила для успокоения выпить перед спектаклем валерьянки. Не имея ни малейшего представления о том, какими дозами ее пьют, хлебнула четверть стакана. Ни о каком спокойствии речи, естественно, не было, реакция на валерьянку оказалась сродни кошачьей: на сцене Инна бушевала и самозабвенно била посуду.
После этого спектакля за ней прочно утвердилось прозвище «артистка». Вскоре у девочки умер отец -- ему было всего 34 года Казалось бы, началось с пустяка: крошка, как говорят в народе, попала не в то горло, в результате -- острый абсцесс, гангрена и омертвление легкого. Спустя много лет муж Инны Владимировны будет делать операции такого рода, но в то время ни подобных хирургических технологий, ни антибиотиков не было А на следующий год мама поступила в Литературный институт, на заочное отделение (в 1940 году вышел в свет ее роман «Возвращение»), сама же Инна -- в драматический кружок при Доме художественного воспитания детей. «Какое счастье было вечером бежать в нашу студию, -- вспоминала она уже в зрелом возрасте. -- В валенках, в ушанке, а поверх бабушка заворачивала меня в огромную шаль, оставляя маленькую щелочку для глаз. А под шалью, на груди -- книжка и тетрадка с ролью. И невозможно было пропустить ни одной репетиции, казалось, пропущу все самое главное, лучшее в жизни . »
Когда началась война, в Новосибирск стали прибывать эвакуированные. Появились первые госпитали, и студийцы выступали перед ранеными, которые принимали юных актеров с благодарностью -- возможно, их игра с профессиональной точки зрения и была несовершенной, зато искренней! А в это же время за огненной линией фронта, в Краснодоне, начала действовать молодежная организация сопротивления фашистскому режиму, названная «Молодой гвардией». Ей предстояло сыграть в жизни Инны Макаровой огромную роль
Впоследствии Инна Владимировна и сама не могла понять, откуда пришла к ней мысль поступить именно во ВГИК. Она всегда знала, что станет актрисой, но хотела работать в театре, а не в кино. Но тогда, узнав, что ВГИК эвакуирован в Алма-Ату, она получила специальный для военного времени пропуск и поехала подавать документы. Путешествие в актрисы для шестнадцатилетней девушки началось в мягком вагоне скорого поезда 28 июня 1943 года
Шли знаменательные, наметившие перелом в войне сражения на Курской дуге, а ВГИК уже начал прием студентов. Макарову внесли в список абитуриентов, до экзамена оставалось два часа. Ей выдали матрас и сказали: «Отдохни!» Она послушно прилегла, а за стеной сторожиха и уборщица удивлялись: «Господи, война кругом, а они в артистки рвутся! Вот и еще одна приехала » На прослушивание, хоть оно и было предварительным, пришли видные режиссеры, актеры и педагоги. Макарова показывалась последней. Всем абитуриентам долго объясняли, почему не стоит ждать основных экзаменов и надо ехать домой, ей же сказали: «А вот вам, девочка, мы советуем остаться». Конкурс был более двадцати человек на место, но она поступила. А вскоре ВГИК вернулся в Москву. Руководителем курса был назначен Сергей Герасимов. Знакомясь с курсом, Сергей Аполлинарьевич сказал об Инне: «Еще одна Макарова (жена режиссера -- актриса Тамара Макарова). Интересно, оправдает ли она фамилию?»
Студентов поселили далеко от центра, в Лосиноостровском. Начались занятия, было интересно, но очень тяжело: в институте не топили, не было света, питание -- по продуктовым карточкам. Существовали и карточки на промтовары, так Макарова получила ордер на брезентовые туфли -- защитного цвета, на венском каблучке. «Я очень рада, -- написала она маме, -- что на лето есть у меня и брезентовые туфли, и тапочки, а занимаюсь я в балетках, которые выдали лучшей тройке студенток. А на премию получила чулки »
Когда Сергей Герасимов начал готовиться к съемкам «Молодой гвардии», ходили слухи, что Инна Макарова будет играть Валю Борц -- единственную оставшуюся в живых подпольщицу. А ей хотелось сыграть всех -- от бабушки Веры до Радика Юркина, но ее мечтой была Любка Шевцова, Любка-артистка. Сценическую версию «Молодой гвардии», превращенную в экзамен, где Макаровой досталась-таки вожделенная роль, смотрел Александр Фадеев. Когда в финале Макарова запела «Дивлюсь я на небо », Фадеев заплакал. Еще шло заседание экзаменационной комиссии, к Макаровой подошел шофер Герасимова и тихо, по секрету, сказал: «Любку будешь играть ты. Фадеев сказал». После официального распределения ролей по институту нельзя было спокойно пройти, отовсюду слышалось: «Вот она -- премьерша, Любка Шевцова!» Чтобы достичь портретного сходства, с внешностью Макарововй надо было поработать. В парикмахерскую гостиницы «Националь» ее повела Тамара Федоровна Макарова. «Меня завили на шестимесячную и покрасили, сейчас сижу блондинкой, -- писала она домой, -- но и это еще не все. Завтра снова к этому мастеру и еще раз покрасят, чтобы совсем белая была, а мне идет. Это лучший мастер. Наверное, очень дорого -- платила Тамара Федоровна. Да, а потом поедем к косметичке Тамары Федоровны, и она мне брови подергает (они очень густые) и придаст им другую форму. В «Национале» я была в голубом платье. Тамара Федоровна угостила меня конфетой, а Ладынину сигаретой, и сама закурила. Вот в каком я обществе!!!»
Съемки двухсерийного фильма «Молодая гвардия» начались 8 апреля 1947 года со сцены «тюрьма». Накануне Инна так и не смогла уснуть, ей было и радостно и тревожно одновременно. В первый же день приезда на натурные съемки в Краснодон Макарова в сопровождении режиссеров-студентов пошла к матери Любы -- Ефросинье Мироновне Шевцовой. Актриса очень волновалась, и когда Ефросинья Мироновна обняла ее и поцеловала, заплакала Вероятно, счастье, подобно беде, не ходит одно. В то лето в ее жизни случилось еще одно знаменательное событие. Однажды мама Инны получила письмо из Краснодона, адрес на конверте был написан незнакомым почерком. «Анна Ивановна, -- прочитала он, -- я люблю вашу дочь, хочу всегда быть с ней, быть ее другом и мужем. Благословите и пожелайте счастья в нашей жизни и работе, трудной, большой и светлой жизни честных тружеников». Впоследствии Инна Владимировна вспоминала, что это «послание в Сибирь» Сергей Бондарчук писал два дня, а обдумывал две недели. Макарова с Бондарчуком поженились, а чуть позже на съемках «Молодой гвардии» сложилась еще одна звездная пара -- Нонна Мордюкова (она сыграла Ульяну Громову) и Вячеслав Тихонов. Так случилось, что оба брака впоследствии распались, а Мордюкова и Макарова подружились на всю жизнь.
В Краснодоне они жили и работали почти четыре месяца. Первую серию «Молодой гвардии» показали Сталину. Тот сказал: «Провала взрослого подполья в фильме не должно быть, так же как и беспорядочного, панического отступления наших -- отступали только «планомерно и на заранее подготовленные позиции». А это значило только одно: две прекраснейшие сцены, в том числе с участием Шевцовой-Макаровой, выпадали из картины.
Бытовые проблемы тоже жизни не облегчали -- по возвращении в Москву перед молодоженами встал вопрос: где жить? На частных квартирах не прописывали даже временно, но, поскольку многим в то время нужны были деньги, им сдала квартиру женщина с двумя детьми. Однажды Макарова и Бондарчук вернулись со съемок около двенадцати ночи, и им никто не открыл. На холодной лестнице просидели больше часа, когда, наконец, дверь открылась, Бондарчук сказал хозяйке: «Эх, вы! А еще член партии!» Оказывается, кто-то сказал хозяйке, что сдаваемые в наем комнаты будут отбирать. Она испугалась и таким оригинальным образом решила выселить квартирантов. Пока искали новое жилье, ночевали в Театре киноактера на диване, откуда их гонял сторож-пожарник. Наконец, на Садово-Триумфальной в старинном особнячке нашлась комната, хозяйка которой находилась в длительной командировке в Германии. Полуподвальное помещение обогревалось железной печуркой, к тому же там водились крысы -- большие, как кошки. И все-таки это был почти свой дом, в который они переехали с новой сковородкой, кастрюлькой и маленьким будильником.
С премьерой первой серии «Молодой гвардии» к Макаровой пришла слава: рецензии в «Правде» и «Известиях», портрет на обложке «Огонька». Инне Владимировне трудно стало ходить по улицам -- ее узнавали прохожие, однажды поклонники просто оцепили дом, в котором они жили, а человек двадцать самых отчаянных ворвались в подвал. После показа второй серии, на которой плакали даже мужчины, за Макаровой толпами ходили девочки-школьницы. Ее приглашали на выступления и концерты. Получив деньги за картину, они с Бондарчуком настолько разбогатели, что купили электрический утюг за девяносто рублей, две вилки и нож из нержавеющей стали Их стали приглашать на банкеты, которые после голодных военных лет поражали изобилием: «Мы до сих пор переживаем, что у нас не два живота, и мы не смогли съесть всего, что подавали».
В 1949 году Макаровой и Бондарчуку наконец дали квартиру. «Вот, -- вспоминала Инна Владимировна, -- сижу в своей собственной квартире на своем собственном ковре, а под ним единственное пригодное место для сидения -- ящик с зимними вещами. Квартирка! Очень маленький коридорчик, поставить ничего нельзя, а в комнате семнадцать с половиной метров и балкон».
А в апреле 1949 года за роль Любови Шевцовой Инна Макарова получила звание лауреата Сталинской премии. Более пятидесяти ролей сыграла она после «Молодой гвардии». В 1957 году на Х Международном кинофестивале в Карловых Варах за роль в картине «Высота» Инна Макарова удостоилась главной премии -- «Хрустального глобуса». Специально для Макаровой и Баталова писатель Юрий Герман написал сценарий фильма «Дорогой мой человек». Но Любка Шевцова остается первой и главной ролью актрисы Макаровой -- неповторимой, как и молодость, на время которой она пришлась.
С Сергеем Бондарчуком семейная жизнь не сложилась. Кинематограф их не только познакомил, но и развел. «С Сергеем Федоровичем, -- рассказывала в одном интервью Инна Владимировна, -- мы прожили десять счастливых лет. Но постоянные разъезды, съемки в других городах В какой-то момент я поняла, что жить вместе дальше невозможно. Мы расстались по моей инициативе, что-то в наших отношениях сломалось. Помню, я тогда отправлялась на съемки фильма «Дорогой мой человек», а Сережа -- делать свой фильм «Судьба человека». Сидим вечером на кухне, как-то все было очень-очень грустно, я и предложила: «Сережа, а может, нам лучше расстаться? Так и разошлись: без скандалов, криков и неприязни друг к другу. Сказки о брошенной и несчастной жене -- это не мой случай. Я воспитала дочь, актера и режиссера Наталью Бондарчук, вторично вышла замуж, и карьера актерская у меня, думаю, удалась».
Со своим вторым мужем Инна Владимировна вместе уже более тридцати лет. Михаил Израилевич Перельман -- доктор медицинских наук, профессор-пульмонолог, директор НИИ им. Сеченова. До 1993 года она работала в Театре киноактера, написала книгу воспоминаний, назвав ее «Благодарение». Она не причисляет себя к людям, у которых все в жизни отнимают. Находясь в добром здравии, она до сих пор много ездит, выступает перед зрителями: читает Пушкина и стихи военных лет, Бунина, Паустовского, подготовила сольную программу о Штраусе, которую исполняет с симфоническим оркестром. Помимо актерского у Инны Владимировны есть еще один счастливый талант -- талант востребованности.