На Рождество, после праздничного обеда, молодежь отправлялась колядовать, а дети — поздравлять крестных родителей и пожилых родственников
Завтра, когда на небе зажжется первая звезда, православные и грекокатолики соберутся своими семьями на тихую торжественную трапезу с богатой кутьей и еще 11 постными блюдами, чтобы встретить Святой вечер.
А утром 7 января, когда наступит долгожданное Рождество, будет настоящее веселье с колядками, вертепами, подарками, мясными деликатесами и горячительными напитками, хождением ряженых по дворам, катанием на санках, гаданием на суженого.
По традиции в Святой вечер (его еще называли Богатым) дома должны собраться все члены семьи. Причем к праздничному столу опаздывать нельзя: «будеш весь рiк блукати». Готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и дети. Не зря в народе и по сей день говорят: «Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в мирi та злагодi».
После полудня 6 января хозяйка, взяв 12 поленьев, разжигала в печи огонь, чтобы приготовить 12 праздничных постных блюд (в честь 12 апостолов). Украшали дом по-особенному. На окна наклеивали праздничные витинанки в виде солнца, звезды и креста, иконы покрывали новыми рушниками. На полы и праздничный стол клали сено — в память о первой колыбели-яслях, куда Дева Мария положила новорожденного Христа. Наши предки верили, что в Сочельник сухая трава приобретает магическую силу. А еще, чтобы повеселить ребятишек, в сено на пол бросали орехи и сладости. Пока мама накрывала стол, малыши забирались под него, искали в сене гостинцы и при этом мычали, ржали и кудахтали, чтобы скотина и птица в хозяйстве были плодовиты.
Кроме сена, под скатертью полагалось разложить обереги: чеснок — «щоб не приступала до хати нечиста сила», зерно — «щоб був добрий урожай», а также деньги — «щоб добробут в хатi тримався i позичати нiчого не доводилося». Согласно древнему обычаю, на стол ставили лишнюю тарелку с ложкой, ведь в канун Рождества на семейную трапезу в дом слетались души умерших родственников. В гости в этот вечер не ходили, но, если в хату просился путник, его принимали с особой теплотой.
Святой вечер начинался с того, что хозяин торжественно заносил в дом и ставил под образами дидух — обвитый цветными лентами сноп пшеницы, ржи или овса, символизирующий плодородие и достаток. Чтобы привлечь в дом деньги, в дидух вставляли головки мака. Позже дидух заменила елка, которую украшали к Рождеству плетеными из соломы колокольчиками, ангелами и звездочками.
Ужинать садились, как только на небе появлялась первая звезда, а до этого момента православные ничего не ели. Глава семьи набирал ложкой кутью, читал «Отче наш», поздравлял семью с праздником и подбрасывал кутью к потолку, чтобы посмотреть, сколько к нему приклеится зернышек. Чем их больше, тем богаче будет урожай. Передавая домочадцам миску с кутьей, хозяин приглашал на ужин «божi та грiшнi душi, щоб вони на тiм свiтi так вечеряли, як родина тут».
Вообще, к кутье было особое отношение, ведь зерно в ритуальном блюде символизирует воскресение из небытия, мак — достаток, а орехи с изюмом — долголетие и процветание. Поэтому на протяжении всех праздников вплоть до Крещения (19 января) кутья занимала на столе почетное место.
Помимо кутьи, в Святой вечер подавали еще 11 постных блюд. Мясных и молочных продуктов в меню не было, ведь еще длился пост. Зато пекли символизировавшие богатство и достаток пирожки — с капустой, грибами, фасолью, маком. Также лепили вареники с вишнями, яблоками, сливами, грушами. Обязательно ставили на стол глиняный кувшин с узваром — компотом из сухофруктов. Готовили рыбные блюда: холодец, юшку, жаркое. Делали салаты из свеклы, редьки, капусты и грибов.
Во время трапезы не разрешалось громко разговаривать и тем более ссориться: «буде у родинi колотнеча цiлий рiк». На западе Украины существовала такая традиция: если до Святого вечера хозяину не возвращали какие-то долги, то он должен был их простить и не требовать назад, «бо будуть родину ∙сти злиднi». Также в эти дни ничего не одалживали, «щоб удача з хати не витiкала».
По погоде в праздничный вечер судили о том, какими будут весна и лето: «Зелене Рiздво — бiлий Великдень», «Якщо на Багату кутю iнiй або снiг, то лiто буде мокрим».
Со Святого вечера приступали к колядованию. Причем не только парубки, но и женатые люди и даже старики. Сначала колядовали у себя дома, а потом отправлялись к кумовьям и родичам.
На следующий день — то есть на Рождество — начиналось настоящее веселье, длившееся до Крещения (19 января). С этого дня до Сретения (15 февраля) принято приветствовать друг друга словами: «Христос народився!» На что положено отвечать: «Славiмо його!» Утром 7 января вся семья чинно отправлялась в церковь на литургию. Потом, взяв кутью и пирожки, шли поздравлять крестных родителей и пожилых родственников. Дети, зайдя в дом, говорили: «Прислали батько й мати вечерю, а я принiс!» Родные отвечали: «Щоб ти здоровим рiс!» Малыши пели колядки, за которые их одаривали сладостями. Радушные хозяева приглашали родню и кумовьев за рождественский стол, чтобы всем вместе разговеться.
С наступлением сумерек молодежь отправлялась колядовать. Парубки и девчата облачались в костюмы волхвов, ангелов, пастухов, смерти, казаков, ходили по дворам и устраивали рождественские представления — вертепы. Считалось, что первым в дом должен войти парень. Поэтому девушки оставались на подворье и пели особые величальные песни хозяину, хозяйке, их сыновьям и дочерям. А мужская половина колядующей ватаги заходила в хаты. За представления ряженым бросали в мешки пироги, конфеты, пряники, колбасы и мелкие деньги.
На следующий день после Рождества отмечается Собор Пресвятой Богородицы. В этот день замужние женщины веселились от души. Разодетые в лучшие белые вышиванки, они собирались в доме у одной из подруг. Хозяйка вносила в комнату гребень от прялки, ставила его в углу и говорила: «Господи, благослови нам цей гребiнь окрасити! Дай Боже, щоб радiсно прялося i щоб веселилося!» С такими пожеланиями женщины украшали гребень, как девушку: калиной, лентами и сухими васильками. Потом выпивали и закусывали, после чего с песнями отправлялись в шинок, где закладывали гребень хозяину, а сами шли колядовать и собирать разную снедь для застолья. Набрав вдоволь сала, колбасы и пирогов, хмельные женщины возвращались за гребнем в шинок, приговаривая: «Ходiм викупим, треба на чимсь прясти». В корчме покупали еще оковиту и возвращались в хату, где веселились иногда и всю ночь.
А еще на Святки принято выбирать невест. Все начиналось с забавного и при этом очень церемонного визита ряженых в дом девушки. Этот обряд называется Меланка. Все роли, включая роль Меланки, исполняли парубки. Вместе с музыкантами ряженые приходили к дому и пели величальные песни о девушке и ее родителях.
Весело наши предки отмечали и Новый год (14 января по новому стилю) — день святого Василия Великого. Вечером в доме зажигали свечи, над входной дверью вешали фонарь: «щоб нiчия зiрка не впала цiї∙ ночi», и ждали гостей, которые споют щедрiвки и пожелают счастья и добра на весь год. Рано утром по домам ходили мальчики 7-14 лет и засевали со словами: «Сiйся-родися, жито-пшениця й усiляка пашниця! Рости рясно, роди красно, щедра вiд Бога, велика вiд людей!» Зерно, которое разбросали в хате, хозяйка выносила после всех праздников и рассыпала в саду под деревьями — «на багатство».
А еще на Новый год девчата гадали на суженого. Например, вывешивали за окном ключи: если в полночь зазвенят, значит, скоро кто-то девушку замуж позовет. Прислушивались, откуда доносится лай собак, ведь с той стороны должны сваты приехать. Умывшись перед сном, лицо не вытирали, а полотенце клали под голову. Парубок, который придет во сне и подаст полотенце, и есть жених.
Рождественские гулянья заканчивались праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Накануне, в крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, домашними делами старались не заниматься, соблюдали строгий пост, готовили кутью. Обязательно ходили в церковь на вечернюю службу, после которой освящали воду. Так называемую иорданскую воду несли домой в глиняном кувшине, окропляли ею дом, хлев, колодец. С этой воды начинали трапезу.
Для приготовления понадобится: 500 граммов рыбы, 200 граммов картофеля, 50 граммов моркови, 50 граммов лука, 200 граммов бульона, 50 граммов муки, 100 граммов томатной пасты, соль и перец — по вкусу.
Рыбное филе порезать, посолить, поперчить, обвалять в муке и обжарить. Затем сложить рыбу в глиняный горшочек, сверху положить нарезанную кружочками картошку, залить соусом и тушить до готовности.
Приготовление соуса: поджарить морковь и лук, добавить рыбный бульон и томатную пасту.
Для приготовления потребуется: на килограмм индейки — 60 граммов риса, 1 яйцо, 2 столовые ложки сливочного масла.
Индейку выпотрошить и промыть. Нафаршировать вареным рисом, смешанным с промытым изюмом, сырым яйцом и сливочным маслом, посолить, положить в сотейник или на противень, полить маслом и поставить в духовку. Запекать, поливая каждые десять минут соком и жиром, который выделяется при приготовлении.