Юрий ГАЕВ
«Факты» (Запорожье)
Бывший верховный атаман Войска Запорожского Низового (Союз казаков Украины) Александр Панченко, осужденный в декабре 1998-го на 4 года за взятку в 500 гривен (факт получения взятки удалось зафиксировать на видео- и аудиопленку), освобожден из колонии. Как сообщил «ФАКТАМ» сам Панченко, за его досрочное освобождение перед Президентом Украины ходатайствовало руководство Украинской Православной Церкви, народный депутат Павел Баулин и запорожское казачество. Комиссия по помилованиям при Администрации Президента, приняв во внимание заслуги Панченко в деле возрождения казачества и хорошее поведение в колонии, сочло возможным сократить срок наказания на год и семь месяцев.
Историк по образованию, Александр Панченко в начале 90-х, когда в Украине появились разрозненные казачьи организации, стал одним из активистов возникшего в Запорожье Казацкого товарищества «Запорiзька Сiч». Будучи противником наметившейся в казачьем движении политизации, создал альтернативную внепартийную организацию, которая должна была заниматься патриотическим воспитанием молодежи, помощью обществу в охране правопорядка, развитием казачьей экономики, пропагандой казачьего мировоззрения. Альтернативное казачество получило название «Войско Запорожское Низовое» (ВЗН), а с начала 1996 года трансформировалось в Союз Казаков Украины, включив в себя казачьи организации 18 областей. Верховным атаманом Союза с первого дня и до ареста был Панченко.
В свое время Александр Панченко был советником бывшего главы парламента Александра Мороза. На парламентских выборах 1998 года, ища поддержки казаков, с атаманом ВЗН встречался лично Павел Лазаренко. За активное сотрудничество с Украинской Православной Церковью Александр Панченко был удостоен высшей награды УПЦ -- ордена Святого Владимира Равноапостольного. Большая атаманская Рада вручила ему серебряный крест второй степени -- за возрождение Запорожского казачества. Во время вынужденного отсутствия бывшего верховного атамана, в Союзе казаков Украины сменилось руководство и произошел идейный раскол, закончившийся отделением от ВЗН части казаков, назвавшихся Запорожским казацким округом. Комментируя возвращение Панченко, атаман округа Евгений Близнюк сказал, что с появлением «камерного атамана» в ВЗН начнутся «разборки». Близнюк и его округ не желает иметь ничего общего с Панченко, опозорившим, по его мнению, казачество. Сам Панченко сообщил, что намерен, прежде всего, заняться поправкой своего здоровья. О дальнейшей работе в казачьих структурах ничего предметного не сказал, ответив, что должен во всем разобраться самостоятельно.