Украина

Теперь не нужно оформлять доверенность на право вождения автомобиля

0:00 — 14 июня 2001 eye 2350

«ФАКТЫ» сообщали о том, что все водители, которые управляли или распоряжались автомобилем по доверенности, обязаны получить в ГАИ временной регистрационный талон. Однако не успели автолюбители привыкнуть к новым правилам, как Кабинет министров принял постановление, меняющее порядок управления транспортным средством. Рассказать подробнее о нововведениях «ФАКТЫ» попросили начальника отдела Управления ГАИ МВД Украины Василия Зайченко.

«Свидетельство о временной регистрации машины может быть выдано на неограниченный срок»

-- Какие новшества ожидают автомобилистов?

-- Теперь нет необходимости оформлять доверенность. Владельцу автомобиля нужно обратиться в регистрационное подразделение ГАИ, имея при себе два паспорта: свой и человека, которому он собирается доверить машину. Причем последний при регистрации может не присутствовать. Кстати, если доверенность оформлялась максимум на три года, то временный регистрационный талон выдается на неограниченный срок. Аннулировать его имеет право только автовладелец. Все сведения о владельце и совладельцах вносятся во временный регистрационный талон и, соответственно, в базу данных ГАИ, что позволяет в случае необходимости без труда определить, кто пользуется автомобилем.

Чтобы стало понятно, для чего нужны все эти изменения, напомню, что в октябре прошлого года вступило в силу постановление Кабинета министров Украины о введении временных регистрационных талонов для водителей, которые управляют или распоряжаются транспортными средствами по доверенности. В связи с выходом этого постановления были внесены соответствующие изменения в Правила дорожного движения. Теперь водитель, получивший право пользоваться автомобилем на основании нотариально заверенной доверенности, обязан в 10-дневный срок обратиться в регистрационное подразделение ГАИ по месту жительства или регистрации автомобиля и оформить временный талон (который он обязан иметь при себе при управлении машиной), а также свидетельство о регистрации или техпаспорт.

-- Для чего вообще вводились временные регистрационные талоны?

-- Чтобы работник милиции, проверяющий документы, мог в кратчайшие сроки установить, имеет ли водитель право управлять данным транспортным средством. Ведь по доверенностям ездят около 40% водителей. Причем зачастую генеральная доверенность (с правом распоряжения) является прикрытием от уплаты налогов и сборов при фактической купле-продаже автомобиля. Надеясь таким образом сэкономить, некоторые люди становятся жертвами мошенников: одни не получают полную стоимость автомобиля, другие узнают в МРЭО, что автомобиль не зарегистрирован на территории Украины, значится в розыске или изменены номера его агрегатов.

Кроме того, у работников ГАИ нередко возникали трудности с розыском лица, скрывшегося с места аварии, происшедшей по его вине. Ведь доверенности нотариально оформляются с правом дальнейшего передоверения, и иногда очень сложно найти водителя машины.

Стоит также учесть, что получить информацию о выдаче доверенностей было практически невозможно. Чтобы иметь хоть какие-либо сведения, мы договорились с Министерством юстиции Украины об использовании созданного ими единого реестра доверенностей. Однако в нем был обнаружен ряд недоработок. В частности, в единый реестр не вносились все необходимые нам данные. Указывались только фамилия нотариуса и номер документа, и не было никаких сведений о владельце машины и водителе, получившем право на управление транспортным средством.

Но даже с получением этих скудных данных возникали проблемы. Дело в том, что служба ГАИ работает круглосуточно и инспектора, проверяющие автомобили на дорогах, должны иметь возможность получать оперативную информацию. А у сотрудников Министерства юстиции, в чьем ведении находится реестр доверенностей, нормированный восьмичасовой рабочий день. Таким образом, большую часть суток автоинспектора не могут получить информацию из этой базы данных. В результате страдают водители, которые вынуждены по нескольку часов ждать, пока проверят их машину.

А в случаях, когда нарушитель скрывается с места ДТП, скорость его задержания работниками милиции напрямую зависит от оперативности получения всей необходимой информации. Ведь за сутки автомобиль можно отремонтировать, и доказать его причастность к аварии будет почти невозможно.

Хочу отметить, что массовые проверки доверенностей проводились неспроста. На сегодняшний день только официально заявлено о пропаже или краже 70 тысяч бланков доверенностей. Нетрудно догадаться, что в первую очередь их будут использовать в криминальных целях.

«Скорее всего, временный регистрационный талон не подорожает»

-- Новый порядок временной регистрации устраивал всех?

-- Не всех. Особое недовольство высказывали чиновники разных уровней. Ведь при регистрации они фактически декларировали свое имущество, а большинству из них это совсем не нужно. К тому же в результате введения временных регистрационных талонов стали невозможными многие способы мошенничества и уклонения от налогов. В то же время механизм оформления свидетельств создавал сложности рядовым гражданам. Им приходилось сначала заверять доверенность у нотариуса, потом оформлять ее в МРЭО, да к тому же платить за каждую операцию.

Учитывая все эти недостатки, главное Управление ГАИ обратилось в Кабинет министров с инициативой упростить порядок оформления передачи автомобиля во временное пользование, и правительство приняло соответствующее постановление.

Теперь ГАИ получает полную информацию обо всех водителях, которые имеют право управлять машиной. Благодаря этому автоинспектора смогут оперативно устанавливать имена нарушителей и преступников.

Стоит учесть, что временный регистрационный талон -- это не приложение к чему-либо, а полноценный документ, такой же, как свидетельство о регистрации автомобиля. На сегодняшний день при ввозе автомобиля из-за рубежа или при покупке в другой области владельцу на три месяца (иногда и на больший срок) выдается временный талон.

Возможно, в будущем у нас будут оформлять права собственности на автомобиль так же, как в европейских странах. То есть у каждой машины появится собственный паспорт с именами всех владельцев. А свидетельство о регистрации станут использовать для передачи права на вождение.

-- Сколько теперь стоит временная регистрация?

-- Четких тарифов пока нет, но уже готовится приказ МВД, устанавливающий порядок оценки работ по выдаче временных талонов. Будет учитываться стоимость изготовления, оформления, ламинирования и компьютерных услуг. Но новые тарифы не будут существенно отличаться от ныне действующих, во всяком случае они не повысятся. Сегодня за получение временного регистрационного свидетельства автолюбитель платит в среднем 20--30 гривен. При условии, что ему не нужно проходить техосмотр или приглашать эксперта-криминалиста для определения легальности автомобиля (проверка номеров двигателя, кузова и т. д. ). Правда, возможно, будет незначительно увеличена стоимость техосмотра. Сейчас она составляет 1 гривню 2 копейки.

-- В постановлении Кабмина речь также идет о номерных знаках. Какие предусмотрены изменения?

-- Отменяются желтые номерные знаки серий C, F и B. Это номера, которые выдавались лицам, не являющимся гражданами Украины, представителям зарубежных средств массовой информации и гражданам, выезжающим на проживание за границу. Но это не значит, что уже сегодня нельзя ездить с такими номерами. Их будут менять в 2001--2002 годах во время техосмотров. Останутся желтые номера только одной серии -- IT, которые предоставляют международным организациям, оказывающим помощь Украине. Существуют также красные, дипломатические, номера.

-- А что это за синие номера?

-- Временные, так называемые транзитные. Раньше их делали из бумаги. Но это было непрактично. Кроме того, иногда автоинспектора безосновательно останавливали водителей, поскольку бумажные номера плохо видны из-за полос-козырьков, тонированных стекол. Поэтому теперь выдают металлические или пластмассовые номера с цифрами и буквами на синем фоне. Хочу также уточнить, что и бумажные номерные знаки, и металлические или пластмассовые на синем фоне предусмотрены государственным стандартом.