Мику Хаккинена знают даже те, кто совершенно не интересуется Королевскими гонками «Формула-1». Двукратный чемпион мира по автогонкам на днях впервые посетил столицу Украины. 32 -летний Летающий финн стал почетным гостем грандиозного спортивного шоу, во время которого состоялись показательные заезды уникального двухместного болида «West McLaren Mercedes». За многочасовым шоу на Крещатике наблюдали почти 100 000 зрителей — примерно столько собирается на знаменитых гонках «Формула-1», звездой которых и является Мика Хаккинен.
У Мики нет хорошего образования, но это не помешало ему сделать блестящую карьеру. Он один из семи пилотов, которые два раза подряд за последние 50 лет выигрывали чемпионат мира. Хаккинен зарабатывает десятки миллионов долларов в год и является самым богатым финским спортсменом. Его спортивная биография началась 26 лет назад: в шесть лет родители позволили Мику впервые сесть за руль карта. Через год мальчик стал чемпионом Финляндии в своем классе. С тех пор единственным, что занимает Хаккинена, стали гонки.
Спортивная карьера Мики Хаккинена была весьма терниста и даже чуть не прервалась навсегда, когда ему было всего 27 лет. 10 ноября 1995 года пилот попал в страшную аварию, после которой мог навсегда остаться инвалидом: во время тренировочных заездов в Аделаиде на скорости 230 км/час машина, у которой оказалась проколотой покрышка, вышла из-под контроля и на полной скорости боком врезалась в стену
- Совершенно не помню самого момента аварии. Зато отчетливо — минуты после столкновения. Почувствовал, что не могу пошевелить рукой. «Это серьезно», — промелькнула мысль. Потом я постарался расслабиться и не впадать в панику. «Ты уже ничего не можешь сделать. Сиди и жди медиков». Как можно в такой ситуации мыслить столь странно? Уж такой я есть», — вспоминает о том страшном дне сам Мика Хаккинен.
К счастью для пилота, буквально в сотне метров от места аварии была припаркована машина медиков, поэтому не прошло и 15 секунд, как рядом оказались нейрохирург и реаниматолог. Из-за сильнейшего удара о руль Мика не мог дышать (кислород поступал в мозг с большим трудом), а рот был крепко сжат. В таком состоянии человек может прожить всего 2--3 минуты. Медикам пришлось сделать трахеотомию. Через 15 минут после аварии Хаккинена доставили в Королевский госпиталь Аделаиды. Гонщик находился в состоянии комы, на грани жизни и смерти,
Через два дня Хаккинен пришел в себя. Его ждали операции, страшная физическая боль и отсутствие уверенности в полном восстановлении жизненных функций организма. В госпитале Мика провел месяц. После аварии у него еще почти два года дергался и косил левый глаз, он стал хуже слышать.
- Но в «Формуле-1» плохой слух не такой уж и минус, — иронизирует Мика. — Рев мотора, например, уже не так сильно мешает.
Этого мужественного спортсмена отличает чрезвычайно сильная воля, завидное упорство и просто адское терпение. Уже через три месяца после аварии он вновь сел за руль и, стиснув зубы, принялся за работу с удвоенной энергией. Триумфальным возвращение Мики Хаккинена назвать трудно. Свою первую победу в «Формуле-1» он одержал лишь в своей 96-й гонке — в 1997 году на Гран-при Европы в Хересе.
Правда, запах смерти, унесшей жизни многих автогонщиков, Мика Хаккинен уже ощущал раньше. На традиционном и престижнейшем «Гран-при Монако» Мика во втором заезде шел за Михаэлем Шумахером. В какой-то момент машины вплотную сблизились и чуть было не столкнулись. Машину Мики развернуло, и он выбыл из гонки.
- Я подумал тогда: вот она, смерть! Это была моя первая большая авария на приличной скорости. Я закрыл глаза, сжал руль. Знал, что лечу прямо в стену
Свою судьбу гонщик нашел в Аделаиде. Когда Мика пришел в себя после аварии, он увидел рядом 33-летнюю финку Эрью Хонканен, с которой познакомился несколько месяцев назад на вечеринке в Монако. Узнав о трагедии, Эрья, вместе с родителями гонщика прилетела в Австралию. Она неотлучно находилась у его постели. Чтобы помочь Мики восстановиться после случившегося (а ведь он мог навсегда остаться инвалидом), очаровательная брюнетка, сотрудница известного в Европе турбюро в Ницце, свободно владеющая пятью языками, бросила работу.
- Нет, мне совсем не нужен был человек, который возил бы меня в инвалидной коляске. Мне нужен был друг, с которым я мог бы поговорить. Мы проводили вместе с Эрьей много времени, и в какой-то момент я понял, что она — часть меня, часть моей жизни. Не будь ее рядом, я, наверное, не смог бы вернуться в гонки
Конечно же, поддержка друзей оказалась надежным стимулом для моего возвращения на трассу. Я не могу перечислить всех, кто мне помог, их так много! Это мои товарищи по сборной «MacLaren», руководство команды. Но главные слова благодарности мне хочется сказать своей жене. Ее любовь и забота, вера в меня, в силу моего духа стали решающими, — признался Хаккинен.
Через три года после знакомства Мика предложил Эрье руку и сердце. Гражданская свадебная церемония происходила в Монако 30 мая 1998 года. Через две недели в соборе деревни Порвоо, в 50 км от Хельсинки, состоялось традиционное венчание, на котором присутствовало 100 официальных гостей.
- Знаете, говорят, что гонщик, обзаведясь женой и детьми, теряет на каждом круге гонки по секунде. Безусловно, женатый мужчина, имеющий семью, отличается от холостяка. Появляется множество новых обязательств. Он испытывает ответственность за семью. А значит, должен максимально использовать имеющиеся возможности, чтобы создать лучшие условия для своих близких. А гонки — спорт очень рискованный
Вообще-то, на каждого гонщика семья действует по-разному. Я — счастливый человек! У меня прекрасная работа, чудесная семья, интересная жизнь. Зачем мне что-то менять?
Пищи для светских сплетен Мика Хаккинен не дает. В нем нет ничего звездного, он производит впечатление довольно замкнутого человека. И говорит он очень мало. Многие считают его чересчур сдержанным, не способным на сильные эмоции. Журналисты прозвали его Ледышкой. И все-таки, безусловно, Хаккинен — типичный положительный герой.
- Он помешан на своем здоровье, — рассказывает его мама Айла. — Открывает все окна каждый раз, когда Эрья покурит. А то и вовсе выгоняет ее со свекром дымить на балконе. Ест он, по-моему, только салаты. Что ему ни приготовишь — глядь, а перед ним опять тарелка салата! А пьет только кока-колу или апельсиновый сок. Даже после побед ни разу не заказывал спиртного.
В декабре 2000 года у Мики и Эрьи родился сын. Уже более десяти лет чета Хаккинен живет в Монако. Их квартира занимает весь девятый этаж шикарного здания «Le Schuylkill» в Монте-Карло. В гараже у финского пилота стоит один серебристо-серый «Мерседес-Бенц» класса «А» и скутер «Веспа». Хаккинен утверждает, что одного автомобиля ему и жене вполне достаточно.
В свободное время он увлекается катанием на роликах, горным велосипедом, подводным плаванием с аквалангом, прыжками в воду и теннисом. Любит черепах. Его черепашка Кларенс почти всегда путешествует вместе с ним.
- Черепахи не медлительные, а просто задумчивые. К тому же они все время молчат. У них можно многому научиться. Например, не спешить
Практически все пилоты «Формулы» имеют собственные самолеты, и Мика Хаккинен не исключение. У него спортивный самолет «Mitsubishi MU2B», на котором установлены весьма редкие два двигателя-близнеца. На личном самолете Хаккинен и прибыл в столицу Украины.
- Я много путешествую по свету, но, к сожалению, раньше мне не доводилось бывать в Киев. Поэтому я с радостью воспользовался предоставившейся мне возможностью собственными глазами увидеть те изменения, которые произошли в вашей стране за 10 лет независимости. А они действительно впечатляют!
Мне бы хотелось успеть узнать Украину лучше, но нынешний мой приезд слишком короткий и увидел я немного. И все же меня сразу поразило гостеприимство украинцев. Я чувствую себя как дома. Мы долго летели в самолете над Украиной. Красота украинской земли восхищает. Кстати, я нашел для себя много общего в природе наших стран.
Хочется верить, что путешествие в Украину сможет зарядить меня положительными эмоциями и энергией. В Киеве я чувствую себя очень комфортно. Набираюсь сил. Пожелайте мне удачи!
В гонках на двухместном болиде, который мы привезли в Киев, я участия не принимал. Но ездить — ездил. С женой! Мы катались по снежным дорогам Финляндии.
«Формула-1» по праву считается одним из самых дорогих видов спорта, а ее пилоты — одними из самых богатых спортсменов. «Быть женатым мужчиной мне страшно нравится. Теперь я точно знаю, куда девать деньги», — уверен Мика, которому грех жаловаться на недостаток хрустящих купюр. Сумма годового контракта Мики Хаккинена и «West McLaren Mercedes» составляет 42 миллиона долларов.
Кроме того, значительную часть доходов составляют спонсорские деньги. Суммы спонсорских контрактов, как правило, держатся в секрете. Но в одном из интервью Мика проговорился, что только за съемки в четырех рекламных роликах «Mercedes» он получил 2,5 миллиона долларов. Рекламная кампания «Finlandia Vodka» принесла ему еще около миллиона. По словам менеджера Мики Кеке Росберга, за год гонщик зарабатывает около 47 миллионов долларов. Причем в эту сумму не входят премиальные, составляющие примерно 100--200 тысяч долларов за выигранную гонку.
Спонсорские контракты позволили приобрести финскому пилоту швейцарские часы «TAG Heuer» стоимостью полмиллиона долларов, неограниченные возможности в выборе последних моделей «Mercedes» для личного гаража и полный гардероб от фирмы «Hugo Boss». Хотя сам Мика заявляет, что в реальной жизни он в костюмах от «Hugo Boss» не ходит: они ему, дескать, нужны лишь для того, чтобы солиднее выглядеть в рекламе. Правда, злые языки поговаривают, что даже при выборе имени для сына Мика руководствовался рекламными соображениями, назвав малыша Хуго.
Среди спонсоров самого богатого финского спортсмена — производители шин «Bridgestone», моторных масел «Mobil-1», аудиотехники «Kenwood», мобильных телефонов «Siemens», сигарет «West tobacco», пива «Warsteiner». Как утверждает знаменитый гонщик, он не любит больших покупок и своим самым дорогим приобретением считает покупку дома в центре Хельсинки для родителей стоимостью 1 миллион долларов.
Начало нынешнего сезона трудно назвать удачным для Мики, которого раз за разом преследуют неудачи, и он сходит с дистанции. Но он уже давно нашел для себя формулу успеха.
- Я стал терпеливым и знаю великолепный рецепт от всех неудач. Когда все шло шиворот-навыворот, каждую ночь перед сном я повторял: «Без паники». Если ты хороший гонщик, твое время придет. Выиграешь ли ты чемпионский титул в этом году, в следующем ли или через три, пять, десять лет — какая разница!..
Сезон 1993 года, когда я провел в запасе «McLaren», был для меня сложнее нынешнего. Первый Гран-при разыгрывался в Южной Африке. Я помню все, как будто это было вчера. Хотя и был подписан контракт с «McLaren», меня не включили в основной состав. Я с большим трудом заставил себя отправиться в Африку, чтобы помочь товарищам в подготовке и следить за соревнованиями. Мне раньше казалось, что я, несмотря на молодость, полон сил. Впрочем, я и сейчас думаю также. Просто всегда нужно быть терпеливым и сохранять надежду и уверенность в себе. Главное — верить в свои силы, в свой талант. Думаю, точно также к этому относятся и другие гонщики.
Наша команда упорно готовится к следующим соревнованиям, мы пытаемся усовершенствовать наши машины. В нынешнем чемпионате борьба предстоит очень упорной до последнего заезда в этом сезоне. Он и покажет, чьи машины были лучше. Шансы есть у всех.
С чисто математической точки зрения я уже вряд ли смогу одержать в этом сезоне победу в общем индивидуальном зачете. Но в гонках всегда есть еще команда. Поэтому я тщательно готовлюсь к каждому отдельному заезду и стремлюсь выиграть в нем, чтобы принести больше очков всей команде. Ради ее победы я делюсь своим опытом, знаниями с товарищами. Вероятно, так я и смогу отдать свой долг Дэвиду Култхарду, во многом благодаря помощи которого мне удалось одержать первые победы в «Формуле-1» в 1997-1998 годах.
Для тех, кто старательно анализирует и сравнивает результаты прежних сезонов с нынешним, мои неудачи очевидны. И к своему горькому сожалению, на сегодняшний день я не могу даже себе объяснить, что же все-таки происходит на самом деле.
Разумеется, рано или поздно в команде произойдет смена поколений. В Финляндии много талантливых гонщиков. Молодой автогонщик Кими Ряйконен — очень хороший парень. Талантлив, быстр, умеет исправлять собственные ошибки и избавляться от них. Уверен, что когда-нибудь он выиграет не один гран-при. Но пока ему нужен хороший менеджер, который сможет направить природные способности Ряйконена в нужное русло. Как бы там ни было, я буду только рад, если меня заменит в команде мой соотечественник.
Какая мысль приходит ко мне чаще всего во время гонок?.. Думаешь о многих вещах. Все зависит от хода гонок, от того, на каком этапе заезда ты находишься в данный момент. Нужно держать в голове при таких скоростях, когда ситуация меняется мгновенно, массу вещей, от которых порой зависит не только победа, но собственная жизнь. Но уж точно о чем я не думаю — так это что будет на ужин!