Политика

Народный депутат юлий иоффе: выборы большинства парламентариев по партийным спискам выгодны лишь отдельным политическим силам, но никак не гражданам страны

0:00 — 23 июня 2001 eye 273

Как сообщали «ФАКТЫ», Верховная Рада приняла новый закон о выборах народных депутатов, согласно которому по партийным спискам будут избираться 335 парламентариев (75%), а по мажоритарным округам только 115 (25%). Президент Леонид Кучма заявил, что не подпишет данный нормативный акт, поскольку он ограничивает права граждан Украины непосредственно выбирать своего представителя в Верховную Раду. Иначе говоря, процедура выборов, предусмотренная новым законом о выборах, неоправданно расширяет права партий за счет внепартийных граждан страны. Поэтому Леонид Кучма настаивает на сохранении действующей системы выборов, при которой одна половина депутатского корпуса избирается по партийным спискам, а вторая — по мажоритарным округам. Однако парламентарии, вероятно, все же рассчитывают преодолеть вето Президента на данный закон, ведь за его принятие проголосовали 289 народных депутатов. Так что до 300 голосов, необходимых для преодоления президентского вето, добрать остается совсем немного, и тогда глава государства уже должен будет подписать закон. Но кто от этого выиграет, кроме, разумеется, некоторых политических групп, и насколько данный закон отвечает интересам граждан Украины?

За ответом на этот и другие вопросы относительно целесообразности предложенной народными избранниками новой системы парламентских выборов «ФАКТЫ» обратились к заместителю главы фракции «Трудовая Украина», председателю Комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Юлию Иоффе.

-- Юлий Яковлевич, все законопроекты, касающиеся избирательного законодательства, рассматриваются в вашем комитете. Депутаты, входящие в него, полагают, что новый закон о выборах будет способствовать объединению партий, уменьшению их численности и стабильности фракций в парламенте?

-- Я сейчас вдруг вспомнил слова колоритного булгаковского персонажа Шарикова: что слоны, мол, в отличие от котов, -- животные полезные. А если серьезно, то данный закон просто пролоббировали определенные политические партии, руководствуясь своими представлениями о политической целесообразностью. Иначе говоря, сегодня это им выгодно.

Главный недостаток нового закона о выборах, помимо его противоречия Конституции, — это то, что в результате практически утратится связь народных депутатов со своими избирателями. Взять, к примеру, хотя бы мой избирательный округ в Луганской области (по которому я уже трижды избирался в парламент). После принятия смешанной системы выборов он уже увеличился вдвое, и я, каждый месяц приезжая в свой округ, вынужден принимать избирателей иногда до двух часов ночи. А представьте, что округ, согласно новому закону, еще раз увеличится вдвое? Физически невозможно будет работать с людьми, а ведь им нужен человек, который может реально помочь и на которого не смогут повлиять местные власти, довольно часто занимающиеся самоуправством. К примеру, у меня в округе есть одно коммунальное ликвидное предприятие, на котором люди получают очень маленькие зарплаты, да и то с задержкой. Как выяснилось, руководство продало хорошую часть собственности за одну легковую машину, которую затем передали местным властям. Я написал об этом в Генпрокуратуру, которая уже занялась этим делом.

Ежегодно ко мне письменно обращаются более 2 тысяч избирателей. К сожалению, не все их проблемы удается решить, но 30% -- все-таки получается. Верховная Рада выделяет всем без исключения, как «списочникам», так и «мажоритарщикам», более двух тысяч гривен в месяц на содержание их аппарата. Мне, скажем, этих денег с трудом хватает на канцелярию и моих помощников в округе и в Киеве. А на что тратят эту сумму депутаты, прошедшие по партийным спискам, мне неизвестно.

-- Но ведь политические партии закрепили своих депутатов, прошедших в парламент по списку, за определенными округами. Они, надо полагать, тоже ездят на вверенные им территории, работают с гражданами?

-- У меня в округе есть такой закрепленный от партии депутат-списочник. Но его там представляет референт, который ничего не делает. Разве что кричит, когда я принимаю граждан, мол, Иоффе -- сволочь.

-- И все же, как считаете, будет преодолено вето Президента на закон о выборах народных депутатов?

-- Скорее всего, останется ныне действующая система -- 50 на 50 процентов «списочников» и «мажоритарщиков». На сегодняшний день нам нужна золотая середина. Хотелось бы, что бы в закон вошли предложения нашего комитета, который разработал более совершенный механизм проведения выборов, агитации, формирования избирательных комиссий и т. д. Поскольку выборы -- это формирование власти, от которой зависит жизнь всего населения страны, я бы еще ввел жесточайшую уголовную ответственность с большими тюремными сроками за нарушение избирательного законодательства и за подкуп избирателей. Принятый Верховной Радой Уголовный кодекс предусматривает, на мой взгляд, не очень строгую ответственность за подобные нарушения. Кроме того, было бы неплохо ввести орган, наподобие французского госсовета, который бы фильтровал законопроекты, направляющиеся в парламент. Иначе говоря, отклонял бы те, которые написаны, скажем так, не в интересах граждан и государства, а в пользу той или иной политической группы.